Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(128)
Рубрика журнала: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ВЕНСКИЙ СЕЦЕССИОН В АРХИТЕКТУРЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО РОСТОВА-НА-ДОНУ
VIENNA SECESSION IN THE ARCHITECTURE OF PRE-REVOLUTIONARY ROSTOV-ON-DON
Daniela Maria Garcia
undergraduate, faculty "School of Architecture, Design and Arts"», Don State Technical University
Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
Как правило, исследователи не уделяют архитектуре модерна в Ростове-на-Дону отдельного внимания. Дело в том, что его порой трудно выявить, так как он представлен в различных смешениях, в духе эпохи эклектики. Однако есть много черт одного направления модерна, который выделяется в Ростове очень явно – так называемого венского сецессиона.
Ключевые слова: венский сецессион, архитектура Ростова-на-Дону, архитектура модерна.
«Каждому времени - свое искусство, каждому искусству - своя свобода». Эти слова записаны над входом в дом сецессиона - выставочный зал, построенный в 1898 году архитектором Йозефом Мария Ольбрихом. Это здание, построенное в конце 19 века в столице Австрии, открыло миру новое направление модерна - так называемый венский сецессион или югендстиль. Его основные черты сформулировал в своём труде «Современная архитектура» венский архитектор Отто Вагнер [1]. Утверждение Вагнера о том, что бесполезное не может быть прекрасным, было воспринято творческим сообществом и стало лозунгом мастеров «новой архитектуры». Между тем, под этим высказыванием отнюдь не подразумевался полный отказ от декоративных приемов и орнамента. Вагнер отвергает ложные украшения историзма, скрывающие, как грим, истинную конструкцию здания. Представление Вагнера о «современных» декоративных приемах категорично: «в отличие от подражателей прошлых времен, мы можем использовать лишь весьма ограниченное число традиционных мотивов». Орнамент отныне должен отвечать весьма четким критериям – новизне сюжета и рациональности применения.
Стилистически новый стиль отличался своей орнаментальностью, сочетанием плавных линий с новаторскими инженерно-строительными решениями. Ярким примером этот стиль в Ростове-на-Дону представляет здание управления Северо-Кавказской железной дороги, построенное по проекту Н. Вальтера. Строить здание начали в июле 1911 года, в основном, завершили к концу 1913 года. При взгляде на северный фасад здания правления железной дороги сразу бросается в глаза прямая цитата портика, который строился в Вене по проекту того самого Отто Вагнера в первом десятилетии 20 века . Примечательно, что на момент постройки здание удивляло своей прогрессивностью. Из железобетона выполнили не только перекрытия между этажами, но и портик главного входа, балконы и все наружные архитектурные украшения: декоративные орнаменты, венки и башенки. Из-за этой прогрессивности и своего назначения здание Управления в в просторечии называли «железнодорожным модерном».
Важным объектом, построенным в стиле венского сецессиона в Ростове-на-Дону является здание Волжско-камского коммерческого банка. Здание построили по проекту харьковского архитектора Алексея Николаевича Бекетова. И хотя зодчий, в общем-то, всю свою жизнь тяготел ко всяким классическим формам, в ту недолгую пору он решил попробовать себя в модерне. Позднее Бекетов писал, что венский сецессион получил при своём развитии совершенно неконструктивные и уродливые формы, однако по зданию Волжско-Камского банка в Ростове сказать это сложно. Более того, в пластике фасадов заметна одна интересная тенденция архитектуры эпохи модерна, которая в позднем модерне уже присутствовала, но с полной силой размахнулась во времена конструктивизма в СССР. Это принцип проектирования “изнутри-наружу”. Здание Волжско-Камского банка имеет интересную объемно-планировочную структуру, которая нашла свое отражение в пластике фасадов. Огромными окнами по улице Большой Садовой выделен операционный зал банка, частично занимающий второй и третий этажи здания. В простенках этих окон - огромные маскароны Гермеса. На первых этажах - такие же большие витрины для магазинов. На углу здания - кабинет управляющего, а за окнами фасада, выходящего на Газетный, находились когда-то кабинеты прочих служащих банка, кладовые, канцелярия и буфет. Из-за сложной формы участка боковые стены банка немного скошены, что ярче всего заметно во дворе. Там же можно увидеть, как были решены лестничные объемы - в выступающих ризалитах здания.
Доходный дом Константина Маврогордато можно причислить к венскому сецессиону разве что за счёт характерного орнамента, украшающего здание. Маврогордато был греческим подданным и одним из крупнейших экспортеров зерна в Ростове. А в 1905 году на Большой Садовой завершилось строительство принадлежавшего ему здания. Маскароны, украшающие верхнюю часть пилястр, являются точной копией маскаронов одного здания в Вене, представленного в книге Барановского “Архитектурная энциклопедия второй половины 19 века”.
Доходный дом Константина Маврогордато – скорее типичный пример принадлежности к венскому сецессиону для Ростова-на-Дону, чем частный. В других постройках он также проявляется в виде орнаментов и декоративных элементов фасадов. Например, Дом братьев Дерткезовых, украшенный маскаронами львов и Нептуна. Однако самым популярным декоративным элементов стал так называемый «трёхполосочный» декор. Кольцо с четырмя-тремя-двумя полосками встречается очень часто – например, на фасаде гимназии Степановой архитектора Любимова.
В целом, в Ростове-на-Дону много зданий, представляющих стиль модерн, но его очень трудно выявить сразу. Эти здания очень редко реализовывали в полной мере одну из особенностей модерна - всефасадность. Обычно из-за застроенности участка архитекторы могли проектировать так, как им угодно, только главный фасад здания. Именно поэтому появилась явная тенденция к «украшательству», которое нашло свой отклик в увлечении «венским сецессионом».
Список литературы:
- Данилова Н.Л. Декоративные мотивы венского Сецессиона в архитектуре петербургского модерна/электронный ресурс:https://actual-art.org/en/stati/132-st2012/rus20/518-danilova-motivy-venskogo-setsessiona.html
- Иконников А.В. Утопическое мышление и архитектура. М., 2004. С. 130
- Вагнер О. Из предисловия к первому изданию // Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972. С. 71.
- Апышков В.П. Рациональное в новейшей архитектуре. СПб., 1905. С. 46–47.
- Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830 - 1910-х годов. Москва : Искусство, 1978. — 399 с.
- Волошинова О.Ф. Проект зон охраны. Том 2 Аннотация исторической застройки по ул. Шаумяна [Электронный ресурс]. — М. : Проект зон охраны , 1993. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Оставить комментарий