Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(128)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СДЕЛОК, ПРЕДМЕТОМ КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЦИФРОВЫЕ ПРАВА
FEATURES OF TAXATION OF TRANSACTIONS WHICH ARE THE SUBJECT OF DIGITAL RIGHTS
Kostitsyn Pavel Viktorovich
student, Department of Tax Law, Ural State Law University,
Russia, Yekaterinburg
АННОТАЦИЯ
С момента включения в объект гражданских прав цифровых прав и интеграции гражданских правоотношений в электронную, виртуальную сферу, приобрел актуальность вопрос осуществления мероприятий налогового контроля в целях налогообложения прибыли организаций, а также доходов физических лиц. В связи с тем, что на сегодняшний день механизм мероприятий налогового контроля не установлен, а налоговые органы вынуждены в общем порядке реализовывать меры контроля полного декларирования объектов налогообложения, вопрос требует незамедлительного решения законодателя.
ABSTRACT
Since the inclusion of digital rights in the object of civil rights and the integration of civil legal relations into the electronic, virtual sphere, the issue of tax control measures in order to tax the profits of organizations, as well as the income of individuals, has become relevant. Due to the fact that today the mechanism of tax control measures has not been established, and the tax authorities are forced in a general manner to implement control measures for the full declaration of taxable objects, the issue requires an immediate decision of the legislator
Ключевые слова: налогообложение, прибыль, доход, цифровые права.
Keywords: taxation, profit, income, digital rights.
С 18 марта 2019 года Федеральным законом «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.03.2019 N 34-ФЗ была включена в редакцию части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации статья 141.1, включившая в объекты гражданских прав абсолютно новую их разновидность – цифровые права.
Данный объект определяется статьей 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, как названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и, условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
Статьей 8 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливаются основные правомочия собственника цифровые прав, к которым следует относить:
1) право требовать передачи вещи (вещей);
2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
Данные обстоятельства ведут к выводу о некоторого рода универсальности цифровых прав, относимость которых к различных видам правоотношений является комплексной.
Сделки с цифровыми правами осуществляются, как правило, в электронном виде, в связи с чем возможность отслеживания таких сделок, их реализация на сегодняшний день может быть отслеживаема достаточно затруднительно.
Действительно доходы, получаемые от сделок с цифровыми правами относятся к объектам налогообложения по налогу на доходы физических лиц, а также налогу на прибыль организации. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций».
Письмом ФНС России от 27.11.2019 N СД-4-3/24167@ «Вопрос: О налогообложении операций с цифровыми правами» установлено, что доходы, получаемые от сделок с цифровыми правами облагаются в общем порядке, так как каких-либо изменений в законодательство о налогах и сборах не вносилось.
В этой связи достаточно закономерным является вопрос о том, каким образом выявлять осуществление такого рода сделок, предметом которых являются цифровые права.
Стоит обратить внимание, что ранее такого рода проблема уже возникала, однако касалась она налогообложения криптовалют, которые сегодня признаются цифровыми финансовыми активами – разновидностью цифровых прав, и на момент появления криптовалют в гражданско-правовом обороте решения проблемы налогообложения криптовалюты не последовало. В этой связи решение проблемы отслеживания сделок с цифровыми правами и их налогообложение кажется достаточно туманным и неопределённым.
Обращаясь к Федеральному закону от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стоит обратить внимание на статью 6, согласно которой на законодательном уровне устанавливаются основные требования к деятельности оператора, являющегося посредником в осуществлении электронных сделок с цифровыми правами. К таким требованиям в частности относятся:
1) возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен;
2) бесперебойность и непрерывность функционирования информационной системы, в том числе наличие и надлежащее функционирование дублирующих (резервных) технологических и операционных средств, обеспечивающих бесперебойное и непрерывное функционирование информационной системы;
3) целостность и достоверность информации о цифровых финансовых активах, содержащейся в записях информационной системы;
4) корректность реализации в информационной системе установленных оператором информационной системы алгоритма (алгоритмов) создания, хранения и обновления информации, содержащейся в распределенном реестре, и алгоритма (алгоритмов), обеспечивающих тождественность указанной информации во всех базах данных, составляющих распределенный реестр, а также невозможность внесения изменений в установленные оператором информационной системы алгоритм (алгоритмы) иными лицами - для информационных систем на основе распределенного реестра.
Стоит обратить внимание, что на законодательном уровне не устанавливается обязанность оператора передавать в налоговые органы по месту учёта налогоплательщиков сведений о совершении сделок с цифровыми финансовыми активами, в связи с этим их декларирование может и не быть осуществлено налогоплательщиками в целях сокрытия информации о получении того или иного дохода. Данный вопрос носит особую актуальность в отношении тех сделок, которые осуществляются физических лица, которым свойственно осуществление сделок в наличной форме. Отслеживание таких операций, действительно, затруднительно, в связи с чем можно сделать вывод, что уклонение от уплаты налогов на доходы физических лиц может носить затруднительный характер, а иногда может оказаться просто невозможным.
В этой связи представляется необходимым внести изменения в статью 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменения и отнести к требованиям к оператору электронной площадки обязанность по передаче сведений об осуществлении сделок с цифровыми активами в адрес налоговых органах по факту подтверждения перечисления и (или) передачи денежных средств от продавца покупателю. Передача такого рода сведений будет носить уведомительный характер, позволяющий налоговому органу в случае выявления обстоятельств осуществления такого рода сделок, осуществлять мероприятия налогового контроля и в случае выявления попыток уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов на прибыль организации или налогов на доходы физических лиц применять меры привлечения недобросовестных налогоплательщиков к налоговой ответственности.
Дополнительно, необходимо установить меру ответственности для оператора электронной площадки в случае неисполнения обязательств по передаче сведений об осуществлении сделки, однако данная мера ответственности будет также сложно применима, так как самостоятельно выявить сделки с цифровыми правами налоговый орган может только при получении доступа к электронной площадке, что с одной стороны допустимо, как, например, со сделками, осуществляемыми в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) – электронные торговые площадки, на которых осуществляется реализация активов должника, носят публичный характер. Однако предоставление доступа ко всем сделкам организаций и физических лиц должно осуществляться с учётом соблюдения баланса публичных и частных интересов, а также принципа невмешательство государства в дела частные. В связи с этим вопрос о балансе интересов стоит исключительно за законодателем, хоть и вопрос реализации мероприятий налогового контроля требует незамедлительного решения.
Список литературы:
- Федеральным законом «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.03.2019 N 34-ФЗ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
- Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ
- Письмом ФНС России от 27.11.2019 N СД-4-3/24167@ «Вопрос: О налогообложении операций с цифровыми правами»
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Оставить комментарий