Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(127)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОНЯТИЕ САНКЦИЙ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
SCIENTIFIC VIEW TO THE DEFINITION OF SANCTION IN RUSSIAN LAW
Sergey Seliphanov
undergraduate, Vladivostok State University of Economics and Service, the Institute of Law,
Russia, Vladivostok
Sergey Ovchinnikov
the scientific director, candidate of juridical sciences, assistant professor the Chair 0f theory and history of Russian and Foreign Law Vladivostok State University of Economics and Service
Russia, Vladivostok
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена исследованию определения и правовой природы санкций в российском праве.
В статье рассматриваются научные подходы относительно правового феномена «санкции». Определены позиции различных авторов на данную проблему. Сформулировано авторское определение термина «санкция».
ABSTRACT
The article is devoted to researching of the definition and legal nature of sanctions in Russian Law.
The scientific approaches about legal phenomenon of sanctions are discussed in the article. The positions of various authors to this problem are defined there. The author’s own definition of the term of sanction is also formulated there.
Ключевые слова: законодательные нормы, правовая категория, санкция, юридическая ответственность, меры, государственное принуждение, карательный, последствия.
Keywords: norms of law, legal category, sanction, legal responsibility, measures, state coercion, retaliatory, consequences.
В научной правовой литературе и законодательстве многих цивилизованных государств закреплен термин «санкция», который, как показывает его практическое применение, может употребляться в разных контекстах в самом широком смысле своего семантического значения.
Под санкцией понимается часть правовой нормы, которая заключает в себе меры государственного принуждения либо воздействия в отношении нарушившего право [1]. Другими словами, санкция представляет государственную меру, которая применяется к нарушителю установленных государством норм и правил, своего рода меру ответственности, предусмотренную на законодательном уровне, которая носит карательный характер. Опираясь на данное определение, становится очевидным авторитарный характер данного правового феномена, подразумевающего власть над чем-либо, стремление вытеснить что-либо.
Проблеме интерпретации санкций в юридической науке продолжает уделяться значительное внимание, наряду с этим ее актуальность по-прежнему не сдает своих позиций, а, напротив, приобретает все большую значимость. При исследовании данной категории необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на такие аспекты как разработка общего понятия санкции, под определение которого подошли бы все разновидности санкций, уже существующих в действующем законодательстве, выявление общих черт данного явления. Все это имеет важное теоретическое и практическое значение для юридической науки, поскольку ни один нормативный правовой акт не дает четкой, конкретной дефиниции исследуемого правового феномена.
Интересными для анализа представляются подходы к изучению и позиции некоторых авторов, занимающихся исследованиями в области правовых санкций. Так, Астемиров З.А., определяя структурное содержание правовой нормы, указывает на наличие в ее составе «гипотезы, диспозиции и санкции» [2]. Под гипотезой автор понимает структурный элемент нормы права, указывающий на условия жизни, фактические обстоятельства вступления правовой нормы в действие. Диспозиция рассматривается автором как структурный элемент юридической нормы, в котором определяются как права, так и обязанности субъектов права, устанавливаются должные поведенческие нормы. С точки зрения автора, санкция определятся им как структурный элемент правовой нормы, который предусматривает последствия при нарушении правовой нормы [2]. Проводя структурный анализ правовой нормы, Астемиров З.А. указывает на наличие в ней модели ответственного поведения (поступка) субъекта, поскольку имеет место быть не только указание на то, как можно или нельзя поступать, но и на то, каковы будут последствия (положительные или отрицательные) в результате того или иного поступка [2].
В своем подходе относительно категории санкций Хачатуров Р.Л. определяет правовые санкции как необязательный элемент всех нормативных правовых актов, при этом указывает на обязательность охраны и защиты каждой нормы с помощью санкций [3].
По мнению Байтина М.И., санкция являет собой структурный элемент, в котором предусмотрены последствия, наступающие для субъекта при нарушении им норм права, и который определяет вид и меру юридической ответственности для того, кто нарушает ее предписания [3]. Данная позиция, на наш взгляд, является довольно содержательной и оправданной.
Подобным образом понятие правового феномена «санкция» трактуется Базылевым Б.Т., который определяет санкцию в качестве главного структурного элемента «особой разновидности правовых норм», норм юридической ответственности, которые включаются в механизм охранительных средств права и распределены по всем его отраслям [4]. Более лаконичное определение принадлежит Томашевскому Н.П., который отождествляет правовую санкцию с частью нормы юридической ответственности, которая определяет последствия правовых нарушений посредством наказания (кары) правонарушителя [4]. По мнению Перевалова В.Д., «санкция указывает на неблагоприятные последствия, которые произойдут в результате нарушения диспозиции правовой нормы» [3].
Рассматривая правовую санкцию в ее структурном поле правовой нормы с учетом подходов и позиций различных авторов, считаем возможным предположить, что в ее структуре непосредственно могут быть закреплены меры юридической ответственности и меры государственного принуждения. В качестве общих признаков для правовых санкций возможно обозначить следующие: формальная определенность, тесная связь с гипотезой и диспозицией правовой нормы, а также оттенок авторитарности и власти.
Под государственным принуждением авторы понимают некий общий элемент, который объединяет в своей структуре две разновидности санкции. Так, поощрение, закрепленное в санкциях правовых норм, отражает государственное убеждение, а не принуждение, однако и к убеждению применяется авторитет права и государства в целом [5].
Наиболее суровым видом государственного принуждения выступает юридическая ответственность. При этом многие авторы (Базылев Б.Т., Колосова Н.М., Кожевников С.Н.) считают понятие санкции нетождественным понятию юридической ответственности и мер государственного принуждения. По их мнению, отличительной чертой санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, выступают содержащиеся в них указания на неблагоприятный характер последствий, которые наступят в случае нарушения диспозиции и вследствие этого изменят правовой статус правонарушителя [3]. Такие санкции носят характер государственного осуждения и государственного принуждения правонарушителя.
Не совсем точной, по нашему мнению, представляется позиция Базылева Б.Т. относительно тождественности санкции с мерой юридической ответственности, но не мерой государственного принуждения, поскольку, как отмечает автор, государственное принуждение носит оттенок авторитарности и связано с властной деятельностью государственных органов [1]. Свое несогласие с данной точкой зрения мы обосновываем, прежде всего, тем, что сама санкция фиксирует меры государственного принуждения, тогда как органы государственной власти действуют исключительно в рамках полномочий, которые данное государство им и предоставляет.
Определение мер юридической ответственности в санкции правовой нормы, по мнению Колосовой Н.М., является важным признаком, отличающим санкцию от других мер государственного принуждения [2]. При этом применение многих мер государственного принуждения не приводит к тем последствиям, которые попадают под категорию юридической ответственности. Так, например, не все гражданско-правовые способы защиты (признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, признание недействительным акта государственного органа и др.), закрепленные в Гражданском кодексе РФ, могут относиться к мерам юридической ответственности, поскольку выступают, на наш взгляд, скорее в качестве мер государственного принуждения и по своей природе предполагают отмену нарушения права, а не наказание за него.
Наличие наказания (карательной функции) является важной отличительной чертой санкций, которые призваны закреплять меры юридической ответственности [4]. Так, наличие карательной функции свидетельствует об отличии мер юридической ответственности от мер защиты, поскольку функцией последних выступает восстановление нарушенного права, а не наказание.
При изучении природы санкций в правовом научном поле важно отметить, что реализация санкций, в которых закреплена юридическая ответственность, находится в тесной связи с порицанием правонарушителя, осуждением его за противоправный поступок. При этом порицание, осуждение нарушившего право свидетельствует о взаимосвязи таких санкций с юридической ответственностью и особым порядком их реализации. Следует также отметить в качестве отличительной черты санкций, предусматривающих юридическую ответственность, определение в них способа наказания и его пределов, которые должны быть конкретизированы в соответствующем акте применения права.
Изучение научных подходов и взглядов различных авторов на проблему правовых санкций позволило раскрыть вариативные определения правового феномена «санкции» и сформулировать собственное определение категории «санкция» в юридическом научном поле. Так, санкция представляет собой сложный структурный элемент права, в содержании которого в обязательном порядке предусмотрены последствия, которые наступают для субъекта при нарушении им норм права, мероприятия по принуждению со стороны государства к несовершению правонарушений и меры юридической ответственности. Данная категория рассматривалась в основном в поле ответственности и последствий, иными словами, в ее негативном аспекте, при этом санкции как поощрение (позитивный аспект) в данной статье не нашли свое отражение, оставляя за автором право сделать данный вид санкций объектом для нового исследования.
Список литературы:
- Мусаткина А.А. Об общем понятии санкции нормы права [Электронный ресурс] / А. А. Мусаткина // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-obschem-ponyatii-sanktsii-normy-prava.
- Петренко Е.Г. Правовое регулирование и научные подходы к понятию «санкция» [Электронный ресурс] / Е. Г. Петренко // Научный журнал КубГАУ. – 2015. – № 111. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-i-nauchnye-podhody-k-ponyatiyu-sanktsiya.
- Соболев М.В. Санкция как элемент юридической ответственности: дис… канд. юри. наук: 12.00.01 /Соболев Михаил Валерьевич. – Москва, 2006. – 208 с.
- Мусаткина А.А. К вопросу о разновидностях санкций в теории права [Электронный ресурс] / А. А. Мусаткина. – Режим доступа: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/Vectorscience/article/download/8816/8578.
- Понятие санкций в гражданском праве [Электронный ресурс] // Гражданское право: электронный учебник. – Режим доступа: https://studwood.ru/1514147/pravo/ponyatie_sanktsiy_grazhdanskom_prave.
- Мусаткина А.А. Об общем понятии санкции нормы права [Электронный ресурс] / А. А. Мусаткина // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 1 (50). – Режим доступа: https://docplayer.ru/50776946-Ob-obshchem-ponyatii-sankcii-normy-prava.html.
- Краснов А.В. К вопросу о соотношении санкций норм права и законного интереса [Электронный ресурс] / А. В. Краснов // Научная сеть «Современное право»: портал для юристов, занимающихся научной или практической деятельностью. – Режим доступа: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/К-вопросу-о-соотношении-санкций-норм-права-и-законного-интереса.
Оставить комментарий