Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(126)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Баймухаметова А.А. ВИЛОЧНОЕ ВОССТАНИЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 40(126). URL: https://sibac.info/journal/student/126/196285 (дата обращения: 09.01.2025).

ВИЛОЧНОЕ ВОССТАНИЕ

Баймухаметова Амина Анваровна

магистрант, кафедра Отечественная история, Башкирский Государственный педагогический университет им. М. Акмулы,

РФ, г. Уфа

Янборисов Марат Хабибович

научный руководитель,

д-р ист. наук, проф., кафедра Отечественная история, Башкирский Государственный педагогический университет им. М. Аҡмуллы,

РФ, г. Уфа

АННОТАЦИЯ

После гражданской войны Советская республика столкнулась с тяжелейшим экономическим и политическим кризисом. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисоветских мятежей. Самые крупные выступления произошло на территории Башкортостана под названием "Чёрного орла" - вилочные восстание.

 

Ключевые слова: восстание, кулак, продразверстка.

 

После окончания Гражданской войны Советская республика оказалась в сложном международном и внутреннем положении. Страна столкнулась с тяжелейшим экономическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих национальных богатств, особенно крупный урон, понесла промышленность: объем ее валовой продукции уменьшился в 7 раз. По сравнению с 1913 годом валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13%, а мелкой более чем на 44%. Запасы сырья и материалов к 1920 году были в основном исчерпаны. Огромные разрушения были нанесены транспорту. В 1920 году объем перевозок железных дорог составил 20% по отношению к довоенному.

Ухудшилось положение и в сельском хозяйстве. Сократились посевные площади, урожайность, валовые сборы зерновых. Сельское хозяйство все более приобрело потребительский характер, его товарность упала в 2,5 раза. [1, с. 146]

В состоянии упадка находилось и животноводство. Сокращалось поголовье скота, из деревни поступало все меньше мяса, сала, молока, шерсти, кожи. Население городов голодало. Все хуже становилось питаниенаселения страны.

Трудности, стоявшие перед деревней, были громадны. В крестьянском хозяйстве ощущалась резкая нехватка инвентаря - не доставало плугов, сеялок и жнеек, в дефиците были серпы и косы. Многие деревенские кузницы вовсе прекратили работу из-за отсутствия рабочих рук (мобилизация кузнецов в армию) и материалов. Другие кузницы по этим же причинам работали слабо и мало. Изношенность сельхозинвентаря к 1921 году составляла 50-70%. В районах поливного земледелия ирригационная система находилась в запустении.

Без продовольствия, без сырья нельзя было восстанавливать промышленность. Следовательно, восстановление всей экономики зависело от подъема сельского хозяйства. Начинать борьбу с разрухой надо было с крестьянского поля. Требовалось приложить все усилия для того, чтобы вывести сельское хозяйство на путь восстановления и подъема.

И без того тяжелое положение сельского хозяйства было усугублено катастрофическим по своим масштабам неурожаем и голодом 1920-1921 годов. Голод особенно сильно сказался в ряде центральных губерний, затронув многие районы Поволжья.

Страна оказалась на грани новой Гражданской войны. На промышленных предприятиях начинаются забастовки, по стране прокатилась волна крестьянских восстаний и антисоветских мятежей: на Украине, в Сибири, Средней Азии, в Тамбовской и Саратовской губерниях. Социальной опорой этих мятежей было многомиллионное крестьянство.

Самое крупное крестьянское выступление на территории Башкортостана произошло в начале 1920 года. Социально-экономическое и политическое положение здесь, как и во всей стране, в это время было чрезвычайно тяжелым и сложным. В ходе Гражданской войны хозяйственная разруха достигла невиданных масштабов. Однако центральные и местные органы власти мало считались с тяжелым материальным положением населения и наращивали заготовки продовольствия. Это вызвало всеобщее возмущение. Поводом начала выступления послужило то, что случилось в одном из сел Мензелинскогоуезда. Некто Пудов, руководитель вооруженного продотряда, потребовал немедленного выполнения продразверстки, в противном случае, он пригрозил массовыми арестами. На сходе крестьяне решили выполнить продразверстку не в полном объеме из-за отсутствия у них необходимого количества хлеба. Тогда Пудов объявил село на военном положении, арестовав 20 человек. Тогда крестьяне решили расправиться с продотрядом. Пудов и несколько продармейцев спаслись бегством. Жители села послали гонцов в соседние села с призывом к борьбе против правительства.[2, с. 297]Так началось движение, вошедшее в историю под названием восстания «Черного орла» - вилочное восстание. Оно очень быстро перебросилось в соседние Бирский и Белебеевский уезды, охватило часть Уфимского уезда.

Основной причиной восстания явилось общее недовольство политикой коммунистов, особенно методами ее проведения, злоупотребления и насилие со стороны продотрядов, партийных и советских органов. Это движение было направлено против насаждавшихся коммунистических порядков в целом. Не случайно, что листовка штаба восставших назывались воззванием по борьбе с коммунизмом. Как отмечалось на совещании ответственных работников Уфимской губернии после подавления крестьянских выступлений, восстание вызвано непосильной продразверсткой и неправильной ее раскладкой между волостями, селениями и хозяйствами, бесчинствами продотрядов, издевательствами над башкирским и татарским населением. На совещании приводились факты о том, что продармейцы избивают мусульман, берут взятки, пьянствуют, насилуют женщин, убивают ни в чем не повинных крестьян, самочинно конфискуют понравившееся им имущество и т. д. [3, с. 83]В своих «Воспоминаниях» З. Валиди писал о том, что, узнав о захвате поляками Западной Украины и Киева, «на Урале начал восставать изнемогший от грабежей большевиков сельский люд… Безоружные крестьяне татарских деревень Уфимского, Белебеевского и Мензелинского уездов, взяв в руки деревянные и железные вилы, в январе 1920 годя подняли стихийный и разрозненный бунт, который получил название «вилочного мятежа». [4, с. 335]

В восстании участвовало как русское, так и татарское, латышское, немецкое и марийское население – всего около 26 тыс. человек. Среди них были кулаки, зажиточные, середняки и бедняки, т.е. все социальные слои крестьянства. Восставшие выдвинули лозунги «Долой коммунистов!», «Да здравствует свободная торговля!», «Да здравствует народное правительство, избранное тайным и равным для всех голосованием!», «Да здравствует земля и воля!». Был создан главный штаб для руководства восстанием, который состоял в основном из русских белогвардейцев и эсеров. Он рассылал председателям волисполкомов и сельсоветов приказы о мобилизации мужчин в возрасте от 18 до 48 лет в ряды крестьянской армии, которые многими советскими работниками выполнялись. Отдельные служащие волисполкомов и других советских учреждений переходили на сторону восставших и даже становились командирами отрядов повстанцев и комендантами населенных пунктов. Благодаря этому восстание приобрело огромный размах. Повстанцы были вооружены в основном вилами и топорами, лишь у некоторых имелись винтовки и охотничьи ружья. Они в первую очередь расправлялись с коммунистами, продармейцами, учителями, библиотекарями, помогавшими или сочувствовавшими новой власти.

Против восставших крестьян были двинуты части особого назначения, войска внутренней охраны, батальоны ЧК, насчитывающие свыше 7 тыс. солдат при 4 орудиях и 48 пулеметах. Началось беспощадное подавление восстания. Плохо вооруженные крестьяне оказали войскам отчаянное сопротивление. По неполным данным, в ходе боев было убито 1078, ранено 2400 и захвачено в плен 2049 повстанцев. По свидетельству эсеров, было убито от 10 до 20 тыс. крестьян. Правительственные войска потеряли лишь 15 человек убитыми. Особую жестокость проявили чекисты. Они имели на руках мандаты, дающие им права «расстрелы на месте лиц, оказывающих вооруженное сопротивление», и этим правом чекисты пользовались достаточно широко.

Уполномоченный обкома РКП(б), ЦИК и БЧК В. Поленов, направленный в Бурзян-Тангаурский кантон для борьбы с дезертирами, расценил движение башкирских масс как бандитское и, разогнав местные органы власти и установив военную диктатуру, начал массовые расстрелы башкир без суда. При допросах арестованных допускались пытки и издевательства. В. Поленов, М. Руденко и другие действовали под лозунгом «Смерть всем башкирам!». В результате действий карательных отрядов только в районе Темясово погибло до 3 тыс. башкир. И башкиры восстали. И восстание это было вполне естественным: оно было актом самозащиты против разгулявшегося под прикрывательством «левого коммунизма» обыкновенного русского шовинизма. Восставшие громили ссыпные пункты, расправлялись с работниками продорганов, коммунистами, а также с русскими «временными поселенцами», в которых они видели проводников чужой им политики Советской власти. С каждым днем восстание приобретало все более угрожающий характер.

В этих условиях было решено отказаться от карательных мер. Было признано целесообразно начать переговоры с повстанцами. 26 ноября 1920 года в селе Темясово было заключено соглашение с повстанцами, которое предусматривало амнистию всем участникам восстания, добровольно прекратившим вооруженную борьбу.[5, с. 194] Так закончилось самое крупное народное восстание башкирского народа против насильственного насаждения коммунизма, который был ему чужд.

Крестьянское повстанческое движение в Башкортостане и в других регионах России после отмены продразверстки быстро пошло на убыль. Восстания показали, что крестьянство готово с оружием в руках бороться со всеми, кто покушается на его жизнь и имущество.

 

Список литературы:

  1. Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е годы // Вопросы истории.  2001. № 10. С. 146.
  2. Гражданская война в Поволжье. 1918 – 1920. Казань. 1974. С. 297.
  3. Давлетшин Р.А. История крестьянства Башкортостана 1917-1940 годы. Уфа. 2000. С. 83
  4. Тоган Заки Валиди. Воспоминания. Уфа, 1994. Кн. 1 С. 335.
  5. Худайбердин Ш. На ветрах революции; Публицистика, воспоминания, художественные произведения. Уфа, 1986. С. 194.

Оставить комментарий