Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(126)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Быковская О.А. АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ ГАСТРОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ МАЛОГО ТЕАТРА МОСКВЫ В ЯРОСЛАВСКОМ ТЕАТРЕ ИМЕНИ ФЕДОРА ВОЛКОВА В МЕРТЕ 1916 ГОДА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 40(126). URL: https://sibac.info/journal/student/126/195849 (дата обращения: 27.04.2024).

АНАЛИЗ ПРИБЫЛЬНОСТИ ГАСТРОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ МАЛОГО ТЕАТРА МОСКВЫ В ЯРОСЛАВСКОМ ТЕАТРЕ ИМЕНИ ФЕДОРА ВОЛКОВА В МЕРТЕ 1916 ГОДА

Быковская Ольга Алексеевна

магистрант, факультет истории и социальных наук, Ленинградский Государственный университет им. Пушкина

РФ, г. Санкт – Петербург

Гоголевский Александр Владимирович

научный руководитель,

д-р ист. наук, проф., Ленинградский Государственный университет им. Пушкина

РФ, г. Санкт – Петербург

ANALYSIS OF PROFITABILITY OF THE FEDOR VOLKOV PROVINCIAL THEATER IN MARCH 1916

 

Olga Bykovskay

undergraduate, Faculty of History and Social Sciences, Pushkin Leningrad State University

Russia, St. Petersburg

Aleksandr Gogolevskiy

scientific director, PhD, Professor, Pushkin Leningrad State University

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье дана краткая историческая справка о театре им. Ф. Волкова, приведен анализ кассовых книг за март 1916 года. Показан уровень продаж билетов на спектакли Малого театра Москвы, прибыльность каждого из них и количество расходов. Проведено сравнение спектаклей по каждому исследуемому экономическому показателю, сформулированы выводы на основе данных.

ABSTRACT

The article gives a brief historical reference to the theater named after F. Volkov, gives an analysis of cash books for March 1916. The level of sales of tickets for performances of Maly Theater of Moscow, profitability of each of them and number of expenses are shown. The performances were compared for each economic indicator under study, and conclusions were formulated on the basis of data.

 

Ключевые слова: театр имени Федора Волкова, кассовые книги, Малый театр Москвы, продажи билетов, прибыльность, расходы.

Keywords: theater named after Fedor Volkov, cash books, Maly Theater of Moscow, ticket sales, profitability, expenses.

 

В начале XX века Российский театр был хорошо известен в Европе, во многом благодаря Русским сезонам Дягилева в Париже и Лондоне. Русский балет занял лидирующие позиции и стал оказывать большое влияние на балетные школы мира. В это время в Московском художественном театре закладываются основы системы актерского мастерства Станиславского, с успехом проходят премьеры спектаклей, совершенствуется русское актерское мастерство, порождая великие таланты.

На фоне такого успеха не приходилось думать о прибыльности театрального искусства, залы театров Москвы и Санкт – Петербурга не бывали пустыми, однако, ситуация в провинции не столь стабильна.

Целью данной статьи является анализ доходов и основных расходов спектаклей театра имени Федора Волкова в городе Ярославле. Анализ проводится по кассовым книгам за период – март 1916 года. Важно отметить, что в исследуемый период Российская империя третий год подряд вела ожесточенную войну с Германией, которая отражалась не только на экономическом положении страны, но и на общественных настроениях, влияя на культуру России в целом и театр в частности.

Театр в Ярославле был создан в 1750 году и стал первым в России профессиональным театром, его основателем был выдающийся актер Федор Волков. В театре играла труппа любителей, которую возглавлял сам Волков. В составе труппы были будущие знаменитые актеры: семинарист Нарыков, умевший играть и героинь, и ангелов, и юных царевичей, ставший известнейшим столичным актером под фамилией Дмитревский; ярославский цирюльник Яков Шумский, в будущем блистательный комик [9, с.78].

Первоначально театр располагался в старом амбаре, который был оборудован для спектаклей силами труппы. Очень скоро о театре узнала Елизавета Петровна и пригласила Федора Волкова в столицу. В последующее время театр претерпел множество изменений, какое-то время не функционировал в силу отсутствия подходящего помещения, переезжал из одного дома в другой, несколько раз для него пытались построить отдельное здание. В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект здания нового городского театра, поскольку прежнее здание пришло в негодность. Конкурс выиграл проект архитектора Н. А. Спирина и уже в 1911 году новое здание театра было торжественно открыто при огромном стечении народа.

Традиционно театральный сезон антрепризы заканчивался с последним днем масленицы, а затем сдавался в аренду на отдельные вечера театрам, приезжавшим с гастролями в Ярославль, этот период назывался Великопостным сезоном. В конце марта 1916 года театр им. Федора Волкова был сдан Малому театру Москвы [10].

Анализ материальных доходов Малого театра в Ярославле производился на основе данных из кассовых книг, которые хранятся в музее Волковского театра.

Спектакль «Стакан воды», «Шарманка сатаны» и «Чародейка» исполнялись труппой театра и были включены в регулярный репертуар, спектакль «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» был дан Малым театром Москвы на сцене Волковского театра в рамках гастролей Ольги Осиповны Садовской.

В Таблице 1 приведен анализ продажи билетов на указанные спектакли. Исходя из того, что мощность зала составляла 897 посадочных мест, без учета мест для учащихся, одетых в форму (4), можно говорить о показателе продажи билетов на спектакли (6). Согласно расчетам, больше всего билетов (84, 73%) было продано на спектакль «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», вероятнее всего это обусловлено гастролями О.О. Садовской, спектакли с ее участием пользовались большой популярностью.

Спектакль «Чародейка» стал самым успешным по показателю продаваемости билетов среди регулярных постановок Малого театра, а спектакль «Шарманка сатаны» можно назвать неудачным, поскольку на него было выкуплено всего 38,78% билетов. Средний уровень продажи билетов в марте 1916 года составляет 57,75% без учета мест для учащихся, это говорит о том, что театр стабильно реализовывал большую часть билетов на каждый спектакль, покрывая свои расходы.

Таблица 1.

Продажи билетов на спектакли в марте 1916 года [4, 5, 6, 7].

            Название спектакля

 

 

 

Показатели

«Стакан воды»

«Шарманка Сатаны»

«Чародейка»

«Свои собаки грызутся, чужая не приставай»

(гастроли О.О. Садовской)

Количество проданных билетов, шт

1.

1-й ярус

367

175

310

380

2.

2-й ярус

108

52

112

136

3.

3-й ярус

127

76

225

244

4.

Для учащихся (одетых в форму) без места

 

112

 

78

 

109

 

124

5.

Итого

714

381

756

  884

6.

Показатель продажи билетов (без учета билетов для учащихся), %

 

 

67,11%

 

 

 

38,78%

 

 

72, 37%

 

 

84,73%

7.

Средний показатель продажи билетов в марте 1916 года

 

 

57,75%

 

 

84,73%

 

В Таблице 2 приведен анализ доходов от продажи билетов на исследуемые спектакли. Цены билетов на все 4 спектакля идентичны и варьируются от 15 руб 50 коп до 40 коп за место, таким образом средняя цена билета составляет 2 руб 61 коп.

Самым прибыльным стал гастрольный спектакль «Свои собаки грызутся, чужая не приставай». Из спектаклей регулярного репертуара Малого театра прибыльнее всех был спектакль «Стакан воды» несмотря на то, что билетов на него было куплено меньше, чем на спектакль «Чародейка». Прибыльность спектакля «Стакан воды» объясняется тем, что на него было продано больше дорогих билетов из категории «1-й ярус» (см. таблицу 1 (1)).

Средний сбор со спектакля (без учета статьи «Вешалка») в рамках репертуара Малого театра составил 977 руб 75 коп, что на 384 руб 10 коп меньше, чем сборы со спектакля гастролей О.О. Садовской.

Таблица 2.

Доходы от продажи билетов на спектакли в марте 1916 года [4, 5, 6, 7].

     Название спектакля

 

 

 

Показатели

«Стакан воды»

«Шарманка Сатаны»

«Чародейка»

«Свои собаки грызутся, чужая не приставай»

(гастроли О.О. Садовской)

1.

Сбор чистый, руб

1248, 50

547, 40

1105, 55

1344, 2

2.

Вешалка, руб

69,60

33,10

67,50

79,30

3.

Программы, руб

12,45

6,75

12,60

17,65

4.

Итого, руб

1330, 55

580, 50

1173, 15

1423, 50

Средняя цена билета – 2 руб 61 коп

Средний сбор со спектакля, руб

977 руб 75 коп

1361 руб 85 коп

 

В таблице 3 представлен анализ расходов, статьи которых указаны в кассовых книгах к спектаклям репертуара Малого театра Москвы. С каждого спектакля обязательно платился фиксированный процент городу, равный 125 рублям – единственная статья постоянных затрат, все остальные приведенные статьи расходов являются переменными, они зависят исключительно от производственной необходимости (реквизит), договора с автором (авторские отчисления) и тратами на афиши в печати.

Спектакль «Шарманка сатаны» принес самую маленькую прибыль, среди исследуемых спектаклей. Вероятнее всего, это связано с недостаточным количеством рекламы, т.к. в статье расходов «Афиши» у него не указана сумма затрат, в то время как на афиши спектакля «Стакан воды» потрачено почти в 10 раз больше средств, чем на реквизит.

Средняя прибыль до выплаты заработной платы служащим театра и труппе составила 827 рублей 83 коп, следовательно, средние затраты на спектакль составляют 149 рублей 92 коп.

Таблица 3.

Анализ расходов по спектаклям в марте 1916 года [4, 5, 6, 7].

         Название спектакля

 

 

 

Показатели

«Стакан воды»

«Шарманка Сатаны»

«Чародейка»

Процент городу (фиксированный), руб

125

Авторские отчисления

44

33,6

Нет сведений

Реквизит

8,1

6,8

Нет сведений

Афиши

88

Нет сведений

Нет сведений

Прибыль до выплаты ЗП работникам

1120,85

382

980,65

Средняя прибыль до выплаты ЗП работникам, руб

 

827,83

 

Самым прибыльным спектаклем по итогам анализа можно назвать гастрольный спектакль Малого театра Москвы "Свои собаки грызутся, чужая не приставай". Расходы на спектакли, согласно кассовым книгам, состоят из схожих статей и мало изменяются от спектакля к спектаклю, самая крупная из статей расходов — это выплата фиксированного процента городу.

Таким образом, даже в военных условиях театр продолжал приносить прибыль, реализуя в среднем больше половины билетов на спектакли, хотя публика шла туда не так охотно, как до войны. Однако интерес к театру не пропал, это можно объяснить тем, что Малый театр был известен в провинции и жители Ярославля стремились увидеть гастроли известных московских артистов. Кроме того, народ стремился приобщиться к искусству, сохранить привычный уклад жизни, несмотря на военное время.

 

Список литературы:

  1. Ваняшова, М. Г. Волковский театр до 2000 года [Текст] / М. Ваняшова // Золотое кольцо. – 1996.
  2. Ваняшова, М. Г. Первый русский театр имени Федора Волкова [Текст] / М. Ваняшова // Театральная жизнь. – 2002. – № 5. – С. 23, 26-28
  3. Елисеева В. Ярославский театр им. Ф. Г. Волкова [Текст] / В. Елисеева. - Ярославль: ОГИЗ, 1948. - 56 с.
  4. Кассовая книга спектакля «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» гастроли О.О. Садовской от 25 марта 1916 года // Музей Российского государственного академического театра им. Ф.Волкова г. Ярославль.
  5. Кассовая книга спектакля «Стакан воды» от 22 марта 1916 года // Музей Российского государственного академического театра им. Ф.Волкова г. Ярославль.
  6. Кассовая книга спектакля «Чародейка» от 20 марта 1916 года // Музей Российского государственного академического театра им. Ф.Волкова г. Ярославль.
  7. Кассовая книга спектакля «Шарманка Сатаны» от 21 марта 1916 года // Музей Российского государственного академического театра им. Ф.Волкова г. Ярославль.
  8. Север Н.М. Летопись театра имени Ф.Г. Волкова / Н.М. Север. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. – 159 с
  9. Смолина, К. А. Театр Фёдора Волкова [Текст] / К. А. Смолина // 100 великих театров мира / сост. К. А. Смолина. – Москва, 2001. – С. 77-80.
  10. Театр и искусство, 1916, №13, с. 271.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.