Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(126)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Монгуш А.А. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 40(126). URL: https://sibac.info/journal/student/126/195617 (дата обращения: 25.01.2025).

РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Монгуш Азиата Анатольевна

студент 1 курса факультета подготовки специалистов для судебной системы, юридический факультет, Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия,

РФ, г. Томск

Севрюков Вячеслав Владимирович

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц., Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия,

РФ, г. Томск

АННОТАЦИЯ

Исследование выбранной темы представляется актуальным на современном этапе развития антикоруппционного законодательства в России. Многовековая история взяточничества дает понять, что, несмотря на разработанность данной темы, искоренение коррупции в нашей стране, в частности в Республике Тыва, является практически нерешаемой задачей, поэтому научны разработки должны иметь целью решить эту проблему.

Значимость исследования состоит в исследовании проблем расследования преступлений коррупционной направленности, как института, обеспечивающего защиту прав и законных интересов не только участников уголовного производства, но и всего общества в целом.

 

Ключевые слова: криминалистика, расследование преступлений, коррупционные преступления, уголовное право, уголовный процесс.

 

Статистика преступности по данным МВД РФ показывает, что Республика Тыва по преступности занимает далеко не последнее место среди регионов РФ с учетом количества населения Тувы. Структура преступности в Туве сильно отличается от структуры преступности в других регионах, в республике большой процент преступлений занимают преступления насильственного характера против жизни, здоровья и половой неприкосновенности, однако также большой процент занимают преступления коррупционной направленности [1].

Преступления коррупционной направленности – это преступления, отнесенные к главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ), а также связанные с ними преступления, такие как мошенничество, легализация доходов, полученных преступным путем и т.п.

В области криминалистики исследований, монографий, диссертаций, посвященных расследованию преступлений коррупционной направленности немного, при этом для сотрудников правоохранительных органов важно не только знать методику расследования данных преступлений, но и уметь её применять на практике в целях быстрого раскрытия преступлений и достижения целей уголовно-правовой ответственности, что практически неосуществимо в существующей действительности.

Сложность исследований и практическая невозможность апробации результатов исследований  в Республике Тыва данной области связана с тем, что исследуемые преступления носят «латентный» характер [2, с. 219-224], в 2018 году процент данных преступлений в общей структуре преступности занял всего 0,6 %. Это связано с тем, что более 90 % совершаемых преступлений элементарно не регистрируются и соответственно речи о расследовании даже не возникает. Данные проблемы ведут к тому, что такого рода темы исследований носят сугубо теоритический характер и сводятся к обозначению проблем расследования преступлений коррупционной направленности. Реализовать же на практике предлагаемые пути решения проблем расследования данных преступлений станет возможно только после полного обновления руководящих структур всех правоохранительных, муниципальных и государственных органов Республики Тыва, после полного обновления менталитета тувинского населения, глубокого в сознании которого заложен механизм решения всех вопросов посредством «одного звонка свату, брату и т.п.», «кумовства» и тому подобных проявлений коррупции в органах власти.

В литературе высказывается мнение, согласно которому, данные преступления обладают «скудным» криминалистическим следом [3], то есть по сравнению с другими преступлениями, которые оставляют «зримый» след, расследование данных преступления осложнено отсутствием следов преступления, исключением является возбуждение уголовного дела по результатам оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту – ОРД), поэтому можно сказать, что лишь результаты оперативно-розыскной деятельности чаще всего могут дать достаточные для вынесения приговора доказательства. В иных случаях получение взятки очень умело маскируется чиновниками (например, коррупция в сфере государственных закупок «узаконена» Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок). Однако для применения результатов ОРД необходимо, чтобы отсутствовала та же коррупция в системе МВД Республики Тыва и в системе ФСБ РТ (например, уголовное дело в отношении начальника Кызылского ОВД по республике Юрия Монгуша по обвинению в ч.3 ст. 290 УК РФ).

Еще одним поводом для возбуждения уголовного дела по преступлениям коррупционной направленности являются сообщения или заявления о передаче или требовании передачи взятки. Сложностью возбуждения уголовного дела в данном случае является то, что только минимальное количество лиц, пострадавших от взяткополучателя, могут обратиться в правоохранительные органы, а при обращении в правоохранительные органы проблемой является отсутствие достаточных доказательств совершения преступления. Преступники совершают действия по сокрытию преступления, то есть маскируют факт совершения преступления путем получения «завуалированной» взятки  [4, с. 52]. И что особенно характерно в Республике Тыва, лица, вынужденные давать взятку, состоят в прямом подчинении должностных лиц, требующих взятку, что вызывает проблему для обнаружения преступлений коррупционной направленности в связи с огромной безработицей в Туве. Каждый служащий государственного органа Республики Тыва становится не только жертвой коррупционного преступления, но и соучастником вследствие давления со стороны начальника (например, уголовное дело в отношении директоров ГБУ Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Улуг-Хемского кожууна» М. Дамдын-оол по обвинению в ч. 3 ст. 159 УК РФ).

Вышеназванные проблемы характеризуют проблемы на этапе возбуждения уголовного дела, на этапе расследования уже возбужденного дела также существуют проблемы, в том числе получение информации об имуществе должностного лица, членов его семьи. Предоставление заведомо ложных или неполных сведений о доходах является основанием для привлечения к юридической ответственности, не является тайной, что Федеральный закон « О противодействии коррупции» обязывает предоставлять сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, но в законе нет упоминания о других членах семьи служащего (родители, родные братья и сестры, совершеннолетние дети). В таком случае на вид реальная возможность обхода данного нормативно-правового положения. Конечно, возникает вопрос о правомерности проверки доходов и расходов вышеназванных лиц лишь по причине наличия родственных связей с коррумпированным служащим, однако, когда стоит вопрос социального, экономического развития страны, безопасности населения (например, уголовное дело в отношении заместителя руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва при проведении аукциона на выполнение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайного характера, произошедших на автомобильной дороге «Алдан-Маадыр-Манчурек» в Республике Тыве). Ужесточение методов проверки должностного лица должны быть закономерными и понятными не только для должностного лица, но и для членов его семьи. Поэтому, по нашему мнению, необходимо ужесточить контроль за доходами семьи должностного лица, и изменить редакцию п.1 ч.1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» следующей: «сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга), детей, родителей и родных братьев и (или) сестер обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):…».

Еще одной проблемой является проведения личного обыска подозреваемого, который может быть произведен только после возбуждения уголовного дела [5, с. 46-50]. Целесообразным является закрепление в Уголовно-процессуальном кодексе РФ положения о возможности проведения личного обыска по делам коррупционной направленности до возбуждения уголовного дела. Однако данная мера имеет воздействие только тогда, когда взятка передается «из рук в руки», преступления коррупционной направленности в органах государственной власти чаще всего характеризуются особо крупным размером взятки, который перечисляется на счет других лиц, связанных с взяткополучателем, в том числе и юридических (например, дело в отношении бывшего руководителя УФСИН РТ Вероники Суге-Маадыр по обвинению по ч. 6 ст. 290 УК РФ). В данном случае также будут актуальными поправки в п.1 ч.1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Еще одной проблемой при расследовании преступлений коррупционной направленности является избрание меры пресечения в отношении должностных лиц. В силу того, что данные преступления носят «элитарный характер» [6], предъявление обвинения и избрание меры пресечения в отношении должностного лица становятся непреодолимым препятствием для проведения следствия [7]. Например, уголовное дело в отношении бывшего заместителя начальника городской налоговой инспекции Анатолия Рослякова, в отношении которого избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. В данном случае данная мера пресечения не только не защищает интересы следствия, а вовсе способствуют уничтожению доказательств по делу.

Одной из проблем, препятствующих расследованию преступлений коррупционной направленности, является активное противодействие расследование лиц, совершивших преступление, и коррумпированных лиц [8, пискунов]. В силу складывавшихся годами «традиций» «наследования» должностей, «круговой поруки» в органах власти, положительного и даже одобрительного отношения к коррупции, получение привилегий в службе и в предпринимательской деятельности с помощью «связей» в Республике Тыва чаще всего сводят всю правоохранительную деятельность не только против преступлений коррупционной направленности, но и в целом против преступности,  в республике к нулю (например, уголовное дело в отношении начальника следственного отдела одного из муниципальных отделов полиции МВД по Республике М. Хорлуу).

Таким образом, отметим, что описанные выше проблемы расследования преступлений коррупционной направленности носят не только криминалистический характер, но также носят уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер, и связаны с латентностью данных преступлений, привилегированным положением должностных лиц и особенностями менталитета не только населения Республики Тыва, но и всей страны, где коррупция является неотъемлемым элементом государственной власти, начиная с самого зарождения государственности на территории России. Решение данных проблем вопрос сложный и не краткосрочный, однако начинать нужно уже с правосознания, в особенности с правосознания студентов-юристов, которые буквально через 5-10 лет займут руководящие должности в органах государственной власти и будут в силах поменять положение коррупции не только в республике, но и в стране.

 

Список литературы:

  1. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года // Электронный ресурс. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762 (дата посещения 29.10.2019)
  2. Новиков, С.А. Актуальные проблемы доказывания при расследовании уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности: материалы международной научно-практической конференции. – Омск: Омская юридическая академия, 2017. - С. 219-224.
  3. Шевель Дмитрий Владимирович Особенности расследования преступлений коррупционной направленности // Colloquium-journal. 2019. №2-6 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rassledovaniya-prestuplenii-korruptsionnoi-napravlennosti (дата обращения: 29.10.2019).
  4. Николайчук И.А. Сокрытие преступлений как форма противодействия расследованию: Дисс. ... д.ю.н., М, 2017. – С.52
  5. Плясова, К.А. Личный обыск и освидетельствование: актуальные вопросы соотношения / Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2017. – С. 46-50.
  6. Зуев, С.В. Расследование преступлений коррупционной направленности: учебное пособие / Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2014. – 42.
  7. Ершова Анастасия Дмитриевна Проблемы расследования уголовных дел коррупционной направленности // Отечественная юриспруденция. 2017. №8 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-rassledovaniya-ugolovnyh-del-korruptsionnoy-napravlennosti (дата обращения: 29.10.2019).
  8. Пискунов С.А. Раскрытие и расследование преступлений коррупционной направленности: проблемы и пути их решения // Электронный ресурс. URL: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/17750 (дата посещения 29.10.2019)

Оставить комментарий