Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(126)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Вилявина И.В. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СЕМЬИ И ИНСТИТУТА БРАКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 40(126). URL: https://sibac.info/journal/student/126/195580 (дата обращения: 20.11.2024).

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СЕМЬИ И ИНСТИТУТА БРАКА

Вилявина Инга Вячеславовна

магистрант, юридический факультет, Астраханский государственный университет,

РФ, г. Астрахань

Такие понятия как «семья» и «брак» в том понимании, в котором знаем их сейчас мы проходили долгое становление. В этой статье мы попробуем рассмотреть путь становления института брака и первого определения понятия «семья».

Четкой позиции и понимания как именно образовывалась семья в славянские времена нет. Считается, что распространенным методом в дохристианский период был метод похищения невесты, который требовал ловкости и силы. Другим методом считался метод покупки невесты у её родителей. Прежде чем получить свою будущую жену жених отдавал выкуп за неё. Отсюда идет традиция, которая существует в настоящее время, что в день свадьбы жених «выкупает» свою невесту из дома родителей.

Взаимоотношения между супругами строились в зависимости от того в какой форме возник союз. Если невеста похищалась, то она становилась собственностью супруга. Однако, если между женихом и родителями невесты было заключено соглашение, то возникали отношения личного характера, и жена приобретала личные права. Стоит заметить, что при этом муж имел куда больше прав, чем жена.

Однако через некоторое время для того, чтобы обзавестись женой, необходимо было получить согласие невесты, которое до этого никак не учитывалось. Так об этом впервые упоминается в Уставе Ярослава Мудрого. Брак мог быть заключен только по соглашению сторон.

После принятия на Руси христианства взаимоотношения между мужем и женой стали регулироваться церковью и  её канонами. Заключения брака стало происходить в церкви путем венчания. 

Брачно-семейные отношения возникали, изменялись и прекращались на основании Номоканона. Номоканон – это собрание византийского семейного права, которое сочетало в себе правила императоров, а также религиозные и светские правила.

Однако необходимо заметить, что венчание могло происходить только среди лиц высшего класса. Номоканон содержал правила, по которым происходило заключение брака, таким образом, между родителями жениха и невесты заключалось устное соглашение о времени и дате брака, а также о приданном невесты. Данный процесс получил название – обручение.

Одним из первых юридических документов в брачно-семейном праве можно считать акт обручения. В данном акте содержалась запись о том, что в случае если одна из сторон нарушит установленное соглашение, достигнутое родителями жениха и невесты, и откажется от брака, то эта сторона будет уплачивать штраф. Данное правило давало определенные гарантии на брак. Ни одна из сторон уже не могла согласиться на более выгодного предложение, иначе ей необходимо было уплатить определенную сумму, оговоренную в акте обручения.

После совершения обручения родители получали венечную запись, которую выдавал священник. Эту запись необходимо было представить при самом венчании.

Одно из важных правил, которое предусматривалось в Номоканоне, являлось правило возраста. Таким образом, в брак могли вступить только мужчины, которым исполнилось 15 лет и девушки, которые достигли 13 лет.

Не смотря на обоюдное согласие сторон, которое считалось необходимым при заключении брака, согласие невесты учитывалось далеко не всегда. Таким образом, если родители договорили между собой, а невеста была против, обычно на её мнение не обращали внимание и брак считался заключенным.

Церковь могла отказать в браке, в случае если жених и невеста являлись друг другу близкими родственниками или находились в духовном родстве, т.е. были крестным отцом или крестной матерью, крестником или крестницей.

Стоит отметить, что церковь предусматривала и развод. Русская православная церковь в основном придерживалась тех же правил расторжения брака, что и византийская церковь.

Так основанием для развода могли служить такие обстоятельства как отсутствие одного из супругов на протяжении долгого времени, принятие монашества, неизлечимая болезнь или бесплодие жены.

Спустя некоторое время расторжение брака стало возможно и по обоюдному согласию супругов. Если обе стороны были согласны прекратить брак, то брак прекращали без лишних обстоятельств.

Безусловно, брачно-семейные отношения, которые были в России значительно отличались от тех отношений, которые выстраивались в Европе.

Один из таких примеров – это имущественные отношения. Женщины в России имели собственное имущество, которое принадлежало непосредственно им. При обручении стороны прописывали в сговорную запись условия о правах и обязанностях на имущество каждой стороны во время брака, а также принадлежность этого имущества в случае расторжения брака.

Таким образом, сговорную запись можно считать прародителем современного брачного договора.

Стоить отметить и то, как выстраивались отношения между родителями и детьми.

Власть отца была преобладающей в отношениях в семье. Родители имели власть над своими детьми. Так, к примеру, на Руси родители не имели права лишать жизни собственного ребенка, однако если такое случалось, то наказание было малозначительным и грозило тюремным заключением на незначительный срок. Однако за убийство ребенком своих родителей дети подвергались смертной казни. Этот пример показывает значительную разницу между правосудием в семейных отношениях.

Уложением 1648 года было установлено право бить кнутом детей, которые жаловались или обвиняли своих родителей. Государство старалось не вмешиваться во внутрисемейные отношения между родителями и детьми. Однако у родителей было право также обратиться к власти с просьбой о наказании их провинившихся детей.

Сильное влияние на брачно-семейные отношения оказали реформы Петра I. Особо внимание уделялось заключению союза на добровольной основе, по согласию жениха и невесты. Указом Петра было установлено, что родственники с обеих сторон обязаны дать присягу, что не принуждали к браку жениха и невесту.

Условие о взаимном согласии на вступление в брак было установлено в Своде законов Российской империи. Кроме того, для вступления в брак требовалось не только согласие сторон, но и получение образования. Соглашение, которое предусматривало штрафные санкции за отказ в заключении брака, было отменено. Теперь брак не мог считаться сделкой, и у сторон появилась возможность отказаться от ранее согласованного брака. Штрафа за данное решение не предусматривалось.

В случае если брак заключался принудительно, то такой брак признавался недействительным. Также причинами, по которым брак можно было считать недействительным, являлись попытка заключения брака между близкими родственниками, если брак заключался между лицами, которые уже находились в браке, если брак заключался между лицами старше 80 лет, если брак заключали православный христианин и нехристианин.

Важным решением, которое было принято в 1721 году, была возможность православным заключать брак с христианами других конфессий. Такое решение было принято в связи с тем, что после войны России со Швецией Петр I хотел поселить пленных в Сибири и дать им возможность осваивать территорию. Соответственно, одним из наиболее простых и быстрых способов ассимилироваться среди населения является заключение браков с коренными жителями страны. Однако до этого периода это было невозможно, так как заключение брака было возможно только между православными. По этой причине решение об отмене такого ограничения заключения брака по конфесии было отменено.

Кроме того, в 1810 году был составлен перечень запрещенных степеней родства. Запрещение брака между родственниками включало запрещение до седьмой степени родства. Также запрещено было заключение брака между людьми, которые состояли в так называемом духовном родстве – между крестницей и крестником. Данный принцип остался неизменным.

В 1830 году также увеличился возраст для лиц, вступающих в брак.  Возраст для мужчин подняли до 18 лет и для женщин до 16 лет. Лицам, решившим вступить в брак, необходимо было согласие родителей, если согласие не было получено, то эти лица могли лишиться наследства.

В дореволюционную Россию не было создано единой законодательной базы о семье и браке. Все нормы были созданы на основании религиозных правил. В связи с этим лица разных вероисповеданий строили свои семьи и браки на основании своих религиозных норм и правил.

Законодатели старались регулировать внутренние отношения супругов в браке, нормы были направлены на выстраивание более уважительного отношения друг к другу.

Так в начале ХХ века в Свод законов ввели статью, которая давала возможность развестись, если совместная жизнь представлялась невыносимой. Жизнь считалась таковой, если имелось жестокое, насильственное отношение к супругу, детям или бесчеловечное поведение супруга.

После революции 1917 года семейное законодательство было реформировано. Были приняты декреты «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака». Учитывая эти декреты в 1918 году был принят первый семейный кодекс. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве действовал до 1926 года. Именно с появлением кодекса заключение браков перешло в государственные органы. Заключенный церковью брак утратил свое правовое значение.

Заключение брака было невозможно в следующих случаях:

- если один из супругов страдал душевным заболеванием;

- если вступающие в брак были близкими родственниками;

- если один из супругов имел не расторгнутый брак;

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве предусматривал положения о регулировании имущественных отношений между супругами.

Супруги могли самостоятельно выбирать место жительства, общую фамилию после заключения брака (фамилию мужа, фамилию жены или двойную фамилию).

В тот же период осуществлял свою деятельность институт лишения родительских прав. Лишение родительских прав было возможно на основании заявления органов государственной власти или заявления от частных лиц. Кроме того, существовал институт усыновления и институт опекунства. Опекуны в тот период времени назначались органами опеки и попечительства без согласия назначаемых на эту должность лиц.

Новый семейный кодекс начал разрабатываться в 1923 году, а в 1925 году его вынесли на всенародное голосование и в 1926 году он был принят.

Новый кодекс предусматривал нормы, касающиеся нетрудоспособного супруга. Нетрудоспособный супруг имел право после расторжения брака получать алименты в течении одного года. Однако в связи с данной нормой возникали проблемы. В случае, если женщина не работала до развода и не имела права на пенсию, то она оставалась без средств к проживанию. В связи с этим законодательно решили повысить возраст женщин, вступающих в брак до 18 лет.

На протяжении всего времени до 1996 года в кодекс вносились изменения, поправки, принимались различные Указы, которые старались урегулировать семейные отношения и законодательно их обозначить. На протяжении всего этого времени были периоды с запретами абортов, запретами на заключение браков граждан страны с иностранцами и их последующие отмены.

8 декабря 1995 года Государственной Думой Российской Федерации был принят новый Семейный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу в 1996 году. Данный кодекс действует по настоящее время. Стоит заметить, что современное законодательство также требует доработки.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательно брачно-семейные отношения появились относительно недавно. Эта область нуждается в дальнейшей корректировке, но ввиду достаточной закрытости семейных отношений, которые выстраиваются в небольшом кругу, эту область сложно прорабатывать на государственном уровне.

 

Список литературы:

  1. Устав Ярослава, Янин В. Л. – М.: Российское законодательство X—XX веков, Т. 1: Законодательство Древней Руси – 1984. — 432 с.
  2. Горский А.Д. Российское законодательство X—XX веков, Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства, М.: — 1985. — 520 с.
  3. Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI—XIII вв. — М.: Наука, 1978. — 291 с.;
  4. Курбанов Р.А. Семейное право, М.: Проспект, 2019. — 232 с.
  5. Декрет СНК РСФСР от 18 декабря 1917 «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния»
  6. Декрет СНК РСФСР 19 декабря 1917 «О расторжении брака»
  7. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года, URL: http://www.consultant.ru/
  8. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года, URL: http://www.consultant.ru
  9. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 года, URL: http://www.consultant.ru
  10. Соборное уложение 1649 года, URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/2001/;
  11. Свод Законов Российской Империи, URL: https://civil.consultant.ru/code/.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.