Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(127)
Рубрика журнала: Политология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
МОДЕЛИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВАХ
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основные модели антикоррупционной политики, а также институциональные и процессуальные аспекты данного политического процесса. Целью научной статьи является комплексный анализ зарубежной практики противодействия коррупции и методов её реализации.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, модели антикоррупционной политики, противодействие коррупции.
Вводная часть. Исследование борьбы с коррупцией сегодня остается одной из самых острых вопросов, с которым сталкиваются все страны мира. Особого внимания заслуживают зарубежные модели противодействия коррупции.
По мнению многих специалистов, исследование зарубежной практики преодоления коррупционных процессов и реализации антикоррупционного стандарта поможет сформировать в России наиболее эффективные комплексы по борьбе с коррупцией. Следует отметить, что более существенный успех в преодолении коррупционных процессов достигнут следующими государствами: Данией, Финляндией, Швецией, Канадой, Нидерландами, Австралией, Сингапуром, Люксембургом, Швейцарией, Германией, Великобританией, Израилем, Францией, США.
Методы противодействия коррупции в данных государствах достаточно разнообразны: от формирования эффективных антикоррупционных законодательных актов до пропаганды законопослушных высоконравственных типов поведения служащего. Коррупционные процессы отслеживаются на каждом уровне и во всех их проявлениях, а антикоррупционный опыт ориентирован на методы укрепления правопорядков и оздоровлений морально–психологического положения в обществе.
Таким образом, научный интерес представляет исследование различных моделей борьбы с коррупцией зарубежных стран, изучение их субъектной специфики, а также институциональных механизмов реализации:
Модель государственной антикоррупционной монополии. Здесь необходимо в первую очередь рассмотреть практику противодействия коррупции в Гонконге.
Гонконг является не только обладателем одной из самых чистых капиталистических экономических систем в мире, им удалось искоренить коррупцию и закрепить результаты борьбы с ней для своего дальнейшего плодотворного развития и функционирования в долгосрочной перспективе. Основным субъектом антикоррупционной деятельности в Гонконге является независимое агентство, созданное в 1974 году - Независимая Комиссия по борьбе с коррупцией (далее – НКБК). В основе деятельности данного органа легла не только специфическая система наказаний, но и план борьбы с коррупций, который был призван улучшить бюрократический аппарат, систему государственных органов, а также изменить отношение граждан к вопросу коррупции. План включил в себя три стратегически важных элемента: расследование, предотвращение и просвещение [1, с.122].
Далее необходимо рассмотреть модель антикоррупционной и этической регламентации и гражданского участия, которая характерна для США, Канады, Японии и стран Северной Европы.
Рассмотрим данную модель антикоррупционной политики на примере этих стран. Так, в странах англо-саксонской политической системы и континентальной Европы, для которых характерны культура «гражданского участия» и демократический политический режим локализация коррупции происходит преимущественно в сфере государственного управления и государственной службы в виде формы экономического обмена. В этих странах проблема коррупции актуализируется общественностью в политической повестке дня и реализуется через административные реформы. Классическим примером является США [2, c. 259].
Институт антикоррупционного надзора США основан на законодательной регламентации гражданского участия в антикоррупционной политике. Об этом свидетельствует право граждан страны на свободный доступ к рассекреченной информации об коррупционных фактах, зафиксированных в государственных органах, а также на разоблачение коррумпированного поведения представителей власти [3, c. 20]. Нормативно данные права закреплены в Законе «О свободе информации», который был принят в 1966 году, где описаны нормативные документы, которые могут быть подвержены огласке и процесс их рассекречивания, а также в Законе «О гражданских инициативах» от 1989 года [4, c. 223]. Последний из указанных документов запрещает дискриминацию, увольнение, репрессии в сторону отдельных лиц, или сотрудника органа власти, который донес о коррупционном деянии. Интересен тот факт, что за данное сообщение в адрес органов власти, СМИ или НКО, расцениваемое как антикоррупционная активность, лицо, предавшее информацию, может получить денежное вознаграждение. Более того, принятый в 1983 г. и актуальный на сегодняшний день закон «О ложных утверждениях» позволяет гражданам направлять иски в суды в адрес представителей власти, совершающих коррумпированную деятельность [5, c. 293].
Научный интерес вызывает антикоррупционное законодательство Канады, которое связано с регламентированием деятельности государственных служащих и содержит комплекс административных запретов, связанных с совместительством на государственной службе и которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе. При этом в Кодексе поведения государственных служащих, принятого в 1985 году, предоставляется возможность отдельным категориям государственных служащих заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности параллельно с государственной службой [6, c. 40].
Рассмотрим модель антикоррупционной политики Японии. Следует отметить, что успешный опыт данной страны в антикоррупционной деятельности был достигнут, благодаря строгому соблюдению законов, обозначим основные из них:
- Уголовный кодекс (Глава 25 – Коррупционные преступления)
- Закон №120 от 21 октября 1947 г. "О государственной службе"
- Закон №129 от 13 августа 1999 г. "Об этике государственной службы"
- Закон №122 от 18 июня 2004 г. "О защите заявителей"
- Национальный кодекс этики государственной службы
Особый успех в Японии приобрел такой механизм противодействия коррупции, как социально-правовой контроль. В стране обнародована и регламентирована законом форма обнародования списка лиц, подозреваемых в причастности к коррупционным преступлениям. Данная регистрация доводится до сведения общества через СМИ, а за лицом, попавшим в этот список, на правовых основаниях, будет установлен контроль источников дохода и деятельности [7, c. 58].
Таким образом, опыт реализации антикоррупционных реформ и программ в разнообразных государствах показал, что данный вид государственной политики должен основываться на дифференцированном подходе по внедрению и реализации механизмов противодействию коррупции, учитывающий институциональные аспекты коррупции и типичные характеристик коррупционных трансакций в конкретном обществе.
Список литературы:
- Харичева М.С. Борьба с коррупцией: опыт Гонконга // Особенности теории и практики нормативно-правового регулирования общественных отношений и правоприменения в различных правовых семьях мира. – 2011 - №11.- С. 122. -130
- Чистякова Н.Г. Борьба с коррупцией по-голландски // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2009.- №14. С. 259-260
- Бойко А.П. Организация борьбы с коррупцией в США как инструмент обеспечения экономической безопасности// Экономика и бизнес: теория и пракика. – 2017.- №8. С. 19-23
- Шапошников Е.Л. Проблемы предупреждения коррупции на анализе законодательства России и США // Приволжский научный журнал. - 2014. - №2. С. 223-226.
- Гуськов А.Я. Зарубежный опыт участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции, на примере США, КНР и Финляндии //Юридические науки. -2015. - №8. С. 311-317.
- Селина М. Можно ли победить коррупцию?//Власть.- 2018.- №5. С. 40-45
- Колышкина С.С. Коррупционные скандалы в Японии на рубеже XX–XXI вв//Власть.- 2017.-№ 12. С. 158-165
Оставить комментарий