Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(125)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ДЕТСКИЙ ТЕАТР КАК ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
CHILDREN'S THEATER AS A SPECIAL SOCIAL INSTITUTE OF CULTURE
Elena Arsenteva
student, department of Social and Art Education Surgut State Pedagogical University,
Russia, Surgut
Ivan Beloshapka
scientific adviser, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Art Education, Surgut State Pedagogical University
Russia, Surgut
АННОТАЦИЯ
В статье приводится часть изыскания в исследовании феномена детского театра, анализе его полифункциональной природы, выявлении его места в системе социальных институтов культуры.
ABSTRACT
The article provides a part of the research in the study of the phenomenon of children's theater, analysis of its multifunctional nature, identification of its place in the system of social institutions of culture.
Ключевые слова: детский театр, институт культуры, социализация, социально-культурная среда.
Keywords: children's theater, institute of culture, socialization, socio-cultural environment.
Для современной научной рефлексии методологов, занимающихся вопросами театральной деятельности, её влияния на социальные процессы в обществе и общий культурный уровень народа, проблема выявления специфических особенностей детского театра является приоритетной и основополагающей. Человек, личность - как субъект культурного творчества является центральным звеном в общей культурной картине и формировании общественного сознания. Однако стоит заметить, что исследовательские изыскания на эту тему происходят, в основном, в сторону взрослого индивидуума, который уже сформирован как самостоятельная творческая и социальная единица, в то время как тематике развития детского потенциала в тех же областях уделяется не такое пристальное внимание. Хочется задать вопрос: а почему? Формирование общественного сознания, внутри которого и происходит развитие взглядов, интересов, потребностей народа в области культуры, начинается с процесса социализации личности. И эта социализация завязывается ещё в детском возрасте. Соответственно, положение институтов культуры в стране, как таковой, в большей степени зависит от того, насколько качественно происходит инкультурация и социальная адаптация ребёнка. В этом плане стоит обратить внимание на организацию детского творчества в театральном деле. Сцена – это уникальная площадка для развития в ребёнке всех необходимых для успешной социализации качеств. Именно это делает детский театр особым, специфичным культурным институтом.
То, что происходило в обществе за последние два-три десятилетия, показало, что: дифференциация российского общества по экономическим и социальным показателям; девальвация и аннигиляция духовных ценностей; «размытость ценностных ориентиров», разрушение общественных идеалов; развенчание культурных традиций послеоктябрьского периода - оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в целом. Резко снизилось качество воздействия детского театра на позитивное моделирование картины мира ребёнка, формирование целостного потенциала личности, становление молодого человека в мире ценностей культуры. Изменения в социальной структуре общества и тенденция к глобализации обострили проблему культурной идентификации человека. А ведь во все эпохи идентичность личности являлась необходимым условием консолидации общества [2].
На данный момент такую тенденцию можно выявить уже на ранних стадиях формирования мировоззрения ребёнка: дети всё реже интересуются классическими примерами «правильной» культуры, предпочитая упрощённый и «контент». Как следствие, наблюдается тенденция снижения уровня красноречия подрастающих поколений, возрастает уровень социальной дизадаптации школьников, значительное сокращения количества эмоционально раскрепощённых детей. Со всеми этими проблемами, безусловно, может помочь справится один единственный социокультурный институт – театр.
Но сейчас детский театр в значительной степени утратил тот потенциал, который он имеет как механизм «разработки» детского творческого мышления, ораторских, пластических и других способностей. Те кружки и секции, те детские театральные студии, что существуют в данный момент, должны ответственно и фундаментально подойти к вопросу подготовки своих обучающий и развивающих программ, которые способствуют выстраиванию социальной адекватности и идентичности личности ребёнка. Сейчас положение детских театров как особых институтов культуры находится в проблемном состоянии.
В условиях глобального переформирования культуры в коммерческую сторону, падения уровня занятости родителей культурным просвещением своих детей, детский театр становится мощной точкой влияния на дальнейшее развитие решений актуальных проблем. Понимание роли детского театра в отражении и формировании картины мира ребёнка особенно важно в условиях открытого общества, возросших возможностей для межкультурных взаимодействий [1].
Внимание к этой проблеме активно поднимается у ряда методологов социокультурной и театральной сфер. Целый комплекс исследований с разных сторон рассматривают дальнейшие стратегии развития детского театра как способа влияния на общественную культуру в будущем. Среди исследователей можно выделить A.A. Аронова, В.Г. Афанасьева, JI.M. Баткина, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, В.В. Библера, В.В. Бычкова, Л.П. Буевой, И.В. Гречаник, A.B. Гулыга и т.д. Труды этих исследователей во многом помогают понять специфику функционирования детского театра как элемента культурной среды.
Воспитание свободной и активной личности, пробуждение её творческого потенциала составляют одно из главных предназначений театра для детей, что и делает необходимым анализ феномена детского театра.
Если мы говорим о театре для детей, то важно учитывать основополагающую его специфику – обращение к ещё неокрепшей, «пластилиновой» аудитории. Детский театр, как и школа, в значительной степени влияет на то, какими качествами «обрастёт» воспитанник этого культурного института. А это, в свою очередь, перерастёт в целое общество таких воспитанников, способных перевернуть общий культурный уровень на 360 градусов.
Социальная потребность в этом культурном институте неоценима для воспитания следующего культурообразующего поколения. Эта тема хорошо раскрывается в методологической базе таких исследователей как Мошенский А.А., Коханая О.Е., Стрелков Д.Л. и др. В своих трудах они подробно описывают механизм работы детских учреждений культуры – театра, в частности. Вся методологическая база на данный момент сосредотачивается на одном – своей практической пригодности для осуществления алгоритмов развития детских театров.
Обозначенные ранее проблемы, а также условия современной социокультурной ситуации выдвигают критерии в подготовке кадров. У этих критериев есть основная направленность - устремление к обеспечению театрально-педагогического процесса в сфере детского театра, как профессионального, так и любительского, необходимыми кадровыми, методическими и прочими средствами. От детских театров, от качества их подхода к подготовке творчески-развитых детей зависит и качество кадров, выпускаемых уже в высших учебных заведениях театральной направленности. Детальное изучение и глубокий анализ специфики детского театра как особого культурного института способны поставить общий культурно-социальный уровень страны на качественно другой уровень.
Список литературы:
- Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.05/ кафедра социально-культурного сервиса и туризма Санкт-Петербургского Государственного университета сервиса и экономики. – СПб, 2006. – 364с.
- Коханая О.Е. Социокультурные функции детского и молодежного театра России : автореферат дис. ...доктора культурологии: 24.00.01/ Высшая школа культурологии Московского государственного университета культуры и искусств. - Москва, 2009. - 294 с.
- Коханая О.Е. Театр для детей и молодёжи: традиции и современность [электронный ресурс] / О.Е. Коханая .— монография .— : [Б.и.], 2004 .— 158 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/14342 (дата обращения 26.11.2020)
- Мошенский А.А. Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма. - Москва, 2004. - 25 с.
Оставить комментарий