Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 38(124)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Ваганова Е.Н. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КРУПНЫХ СДЕЛОК // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 38(124). URL: https://sibac.info/journal/student/125/193469 (дата обращения: 20.04.2024).

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КРУПНЫХ СДЕЛОК

Ваганова Елена Николаевна

студент, Юридический институт Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина,

РФ, г. Рязань

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются понятие и признаки крупных сделок. Автором проводятся оценка и анализ недавних изменений в сфере регулирования крупных сделок.

 

Ключевые слова: сделка, крупная сделка, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью.

 

Недавно были внесены изменения в корпоративное законодательство, целью которых явилось наделение большей самостоятельностью субъектов в регулировании корпоративных отношений, за исключением случаев, когда это противоречит интересам иных лиц и публичному правопорядку. Это в немалой степени отразилось на понятии и признаках крупных сделок, в связи с чем данная тема представляется особо актуальной.

Как правило, под крупными сделками всегда понимались те сделки, которые выходят за пределы обычной хозяйственной деятельности, и при этом: связаны с приобретением, отчуждением, возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества; превышают процентный порог стоимости активов юридического лица. В настоящее время их определение стало более объемным. Как справедливо отмечают В.А. Маковкин и Е.С. Болычевская, для сделок введен трехступенчатый тест на «крупность», включающий анализ соответствующих критериев.

В основе выделения крупных сделок, как и ранее, лежит стоимостный критерий. Также прежним осталось и то, что для квалификации сделки в качестве таковой необходимо установить ее выход за пределы обычной хозяйственной деятельности. Между тем само значение такой деятельности для квалификации сделки как крупной после внесенных изменений поменялось. Если ранее сделка, совершаемая в обычной хозяйственной деятельности, не признавалась крупной лишь в виде исключения, то теперь уже в самом определении содержится указание на то, что она должна выходить за пределы такой деятельности. То есть сделка с активами, превышающими пороговое значение, совершенная в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, крупной не является. Неважно и то, что она соответствует всем иным параметрам «крупности».

В изложенных обстоятельствах значимым представляется определение обычной хозяйственной деятельности, за пределы которой выходят экстраординарные сделки. Это понятие в настоящее время легально закреплено. В частности, оно определяется через понятие сделок, не выходящих за ее пределы, и при этом стоит отметить, что долгое время данный вопрос был достаточно неопределенным.

Сделка, не выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности, – это такая сделка, которая заключается при осуществлении деятельности обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, если она не влечет: 1) прекращение деятельности общества; 2) изменение ее вида; 3) существенное изменение ее масштабов. При этом значение не имеет то, совершались подобные сделки данным обществом ранее или нет. То есть «обычность» оценивается на основе ее сопоставления с предыдущей деятельностью этого общества или сравнимых с ним аналогов.

Определяющим условием для отнесения сделки к таковым является то, что она не ведет к прекращению деятельности общества, изменению вида его деятельности или существенному изменению ее масштаба (качественный признак). Однако поскольку в законе не приводятся конкретные пределы изменений масштаба деятельности (количественный признак), то данный критерий следует считать оценочным. Оценочные же критерии входят в предмет судебного толкования.

Неопределенным является и критерий «изменение вида деятельности общества». Если деятельность общества является многопрофильной, то тогда возникает вопрос, стоит ли рассматривать в качестве крупной сделки изменение одного из нескольких видов ее деятельности. В любом случае, учитывая законодательный подход, оценка сделки в качестве таковой может быть предметом судебного усмотрения. Если обратиться к пояснительной записке законопроекта, то в ней указывается, что сделка считается крупной, если она является некоей квазиреорганизацией или квазиликвидацией общества. Законодатель, вводя такое регулирование, полагает, что крупную сделку нельзя не узнать. Но, как можно заметить, подобный подход заметно сужает круг сделок, которые могут признаваться крупными. На это, в частности, указывала и судебная практика до внесения изменений в законодательство. После внесения изменений стоимостный порог сделки для признания ее крупной не может быть повышен самим хозяйственным обществом.

До принятия изменений общество с ограниченной ответственностью могло предусмотреть в своем уставе положение касательно того, что для совершения крупных сделок не нужно одобрение совета директоров или общего собрания участников. То есть устав изменял установленный законом режим одобрения крупных сделок. В настоящее время такая возможность исключена в связи с новым пониманием крупных сделок. Теперь неважно, сколько процентов – 25 или 50 – его активов отчуждено, главное, что его деятельность существенно изменена или прекращена.

Ни одна из редакций законов о хозяйственных обществах не содержит исчерпывающего перечня сделок, которые могут относиться к крупным. Однако в них приводятся отдельные их виды (например, заем, кредит, залог, поручительство и т.д.). Кроме того, рассматриваемые законы по-прежнему предусматривают в качестве признака крупной сделки не только отчуждение имущества, но и возможность такого отчуждения. Поэтому сюда можно отнести договоры поручительства, о залоге имущества, о предоставлении независимой гарантии.

Вопрос о необходимости одобрения в качестве крупной сделки основного договора, заключенного на условиях предварительного договора, получил законодательное решение. Так, к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор содержит все необходимые сведения для одобрения крупных сделок и в соответствии с законом получено согласие на его заключение, законодательные положения об одобрении крупных сделок не применяются. То есть, если основной договор заключен на условиях ранее одобренного предварительного договора, одобрения такого основного договора не требуется. Тем самым получен ответ на вопрос о том, в какой момент следует согласовывать крупную сделку при использовании конструкции предварительного договора.

Для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие у сделки на момент ее совершения двух признаков – количественного (предметом сделки является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет 25 % и более балансовой стоимости активов общества) и качественного (сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, то есть совершение сделки приведет к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов). Устанавливая наличие последнего критерия, следует учитывать, что он должен иметь место на момент совершения сделки, а последующее наступление таких последствий само по себе не свидетельствует о том, что их причиной стала соответствующая сделка и что такая сделка выходила за пределы обычной хозяйственной деятельности.

Подводя итог, стоит отметить, что новая редакция законов о хозяйственных обществах принципиально ничего не поменяла.

 

Список литературы:

  1. Аносов М. Институт крупных сделок: реформа не добавила ясности в критериях, а судебная практика только нащупывает подходы // ЭЖ-Юрист. – 2019. – № 5 (1056). – С. 41.
  2. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 1062760-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” и Федеральный закон “Об обществах с ограниченной ответственностью” в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.08.2020).
  3. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 г. по делу № А26-2395/2013 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.08.2020).
  4. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” и Федеральный закон “Об обществах с ограниченной ответственностью” в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.08.2020).
  5. Скрипник В.В. Понятие крупной сделки и особенности ее одобрения // Интернаука. – 2018. – № 40 (74). – С. 81.
  6. Маковкин В.А., Болычевская Е.С. Крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность: отдельные подводные камни обновленных норм // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2016. – № 12. – С. 77.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.