Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 38(124)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Сонин Д.С. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПОСРЕДНИЧЕСТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 38(124). URL: https://sibac.info/journal/student/124/193284 (дата обращения: 28.01.2025).

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПОСРЕДНИЧЕСТВА

Сонин Дмитрий Сергеевич

магистрант 2 курса юридического факультета, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,

РФ, г. Рязань

Романова Ирина Николаевна

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие и признаки посредничества. Автор приходит к выводу, что посредничество следует понимать в качестве самостоятельной деятельности лица, выступающего в чужих интересах, заключающейся в подготовке и заключении договора для заинтересованного лица или в виде оказания содействия при заключении такого договора.

 

Ключевые слова: институт посредничества, понятие посредничества, признаки посредничества.

 

Посредничество – это категория науки гражданского права. Сущность ее состоит в самостоятельной деятельности лица, который выступает в чужих интересах. Деятельность эта заключается в подготовке и заключении договора для заинтересованного лица или в виде оказания содействия при заключении такого договора. Деятельность, которая состоит в заключении договора для заинтересованного лица, именуется юридическим посредничеством, а деятельность, связанная лишь с содействием при его заключении – фактическим посредничеством [6, с. 424-425]. Попробуем выделить основные характерные признаки посредничества.

Во-первых, посредничество характеризуется осуществлением деятельности на основе обязательственного отношения между двумя сторонами, посредником и заинтересованным лицом. Говоря о данном признаке, стоит отметить, что здесь все достаточно очевидно. Между двумя лицами складываются обязательственные правоотношения, которые выражаются в том, что одно лицо (посредник) обязано совершить в пользу другого – заинтересованного лица определенное действие (например, передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.), а заинтересованное лицо, в свою очередь, имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Во-вторых, в посредничестве выступление посредника осуществляется в интересе и за счет другого лица (заинтересованного лица). Интерес при этом может быть двояким: так, он может быть очевидным для третьих лиц, например, при деятельности поверенного, а также неочевидным для них, в частности, при деятельности комиссионера. Следствием ведения дела в чужом интересе является выступление посредника за счет другого лица [4, с. 57].

Выступление в таком случае будет означать наличие непосредственно юридической (а не экономической) возможности отнести итог своих действий к имущественной сфере другого лица. Экономическая возможность, как известно, относится к действиям «продавца товара», имеющего стабильный спрос на рынке, когда убытки по одной из операций им покрываются за счет увеличения отпускной цены другим покупателям данного товара. Такая возможность допускается, но регулируется она экономическими законами. Юридическая же возможность отнесения на чужой счет итогов собственной деятельности, как положительных, так и отрицательных, регламентируется правом намеренно для подобных случаев. В качестве наиболее частых ее оснований выступают институты, оформляющие ведение чужого дела. Поступки лица, который действует за свой собственный счет, например, осуществляет перепродажу приобретенной вещи, происходят исходя из его собственного усмотрения и базируются на собственных интересах. Подобное усмотрение, несомненно, складывается под воздействием целого ряда факторов, к числу которых можно отнести политические, экономические, правовые и ряд других. Однако, как представляется, действие этих факторов относится к общим условиям функционирования на рынке. Оно никак не представляет индивидуальное урегулирование, базирующееся на правовых отношениях между данным лицом и его контрагентом. Это существенно отличает экономического посредника от посредника в юридическом смысле [5, с. 343-350].

В-третьих, посредничество имеет универсальный характер, который подразумевает под собой возможность использования услуг посредника ко всем спорам с участием граждан и организаций, как в коммерческих и предпринимательских отношениях, так и в общегражданских отношениях [2; с.266]. Отсутствие дуализма в отечественном частном праве облегчает данный вывод, поскольку нормы об институтах, оформляющих посредническую деятельность, содержатся в едином кодифицированном акте.

Следует заметить, что подобных взглядов на посредничество еще до революции придерживался А.Ф. Федоров. Вместе с тем, если изучить более подробно его труды, то можно понять, что он рассматривал только деятельность маклеров (фактических посредников, согласно избранной нами терминологии) [8, с. 392]. Однако взаимосвязь торговли и посредничества не подвергается сомнениям. Это, в частности, подтверждает множество фактов из истории. В качестве примера можно привести, например, период НЭПа, когда развитие торговли спровоцировало легализацию торгового посредничества.

В-четвертых, к признакам посредничества можно отнести возможность существования только на стадии заключения, изменения или прекращения исключительно двусторонней или многосторонней сделки (договора). Здесь можно выделить сразу два как таковых признака: первое – это возможность существования только на определенной стадии заключения, изменения или прекращения договора (сделки), второе – возможность использования посреднических услуг только при совершении двусторонней или многосторонней сделки, то есть договора. В число последних, в частности, могут входить договоры, нацеленные на изменение или прекращение уже существующих обязательств. Вместе с тем, не все договоры при заключении допускают к участию посредника. Решение в каждом конкретном случае принимается с учетом вида договора, в рамках которого формируются отношения между посредником и его клиентом [7, c. 37].

В-пятых, обязательным признаком посредничества является и самостоятельность посредника при осуществлении своих функций. Самостоятельность в данном случае во многом выступает как противоположность занятости при осуществлении чужого дела на основании трудового договора. Соответственно, говорить о так называемой самостоятельности посредника можно лишь тогда, когда общность прав и обязанностей, а также всех фактических обстоятельств, будет указывать на отсутствие у отношений сторон признаков трудовых правоотношений [3].

Таким образом, посредничество следует понимать в качестве самостоятельной деятельности лица, выступающего в чужих интересах, заключающейся в подготовке и заключении договора для заинтересованного лица или в виде оказания содействия при заключении такого договора. Посредничество характеризуется следующими признаками: во-первых, осуществлением деятельности на основе обязательственного отношения между двумя сторонами – посредником и заинтересованным лицом; во-вторых, выступлением посредника в интересе и за счет другого лица, которое является заинтересованным; в-третьих, универсальным характером посредничества, его применимостью и в коммерческом, и в некоммерческом обороте; в-четвертых, возможностью существования только на стадии заключения, изменения или прекращения исключительно двусторонней или многосторонней сделки (договора); в-пятых, самостоятельностью посредника при осуществлении своих функций.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 29.08.2020).
  2. Галиуллин Э.Р. Практика применения примирительных процедур в арбитражном процессе // Вестник гражданского процесса. – 2017. – № 1. – С. 261 – 267.
  3. Егоров А.В. Посредничество в законодательстве и доктрине гражданского права // URL: https://www.maritimeaffairs.org/files/pdf3/ 2010_03_19_012.pdf (дата обращения: 15.08.2020).
  4. Карпычев М.В. Действия в чужом интересе в механизме обеспечения субъективных прав и свобод // Научные труды. Российская академия юридических наук. – М., 2017. – С. 56 – 60.
  5. Карпычев М.В. «Чужие», «общие» и «свои» интересы в гражданском праве // Интересы в праве. Жидковские чтения материалы Всероссийской научной конференции. – М., 2017. – С. 343 – 350.
  6. Коноводова М.Р. Особенности заключения и исполнения посреднических договоров в торговле // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 1 (40). – С. 424 – 433.
  7. Развитие медиации в России: теория, практика, образование / под ред. Е.И. Носыревой, Д. Г. Фильченко. – М.: Инфотропик Медиа, 2014. – 161 с.
  8. Федоров А.Ф. Торговое право. – Одесса: «Слав.» тип. Е. Хрисогелос, 1911. – 910 с.

Оставить комментарий