Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(122)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Сабелкис М.Д. ВЕРСАЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ «ДВИЖЕНИЯ 4 МАЯ» В КИТАЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 36(122). URL: https://sibac.info/journal/student/122/191700 (дата обращения: 01.01.2025).

ВЕРСАЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ «ДВИЖЕНИЯ 4 МАЯ» В КИТАЕ

Сабелкис Мария Денисовна

студент, Восточный факультет, Санкт-Петербургский Государственный Университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

THE VERSAILLES PEACE TREATY AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE MAY 4 MOVEMENT IN CHINA

 

Mariia Sabelkis

student, Faculty of Asian and African Studies Saint Petersburg State University

Russia, Saint Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В работе рассмотрена Первая мировая война как один из факторов становления «Движения 4 мая» в Китае. Для решения проблемы выявления роли Версальского мирного договора в формировании протестных настроений автором были изучены основные исторические процессы в регионе в 1914-1919 гг., выявлены центральные направления общественной мысли того времени, а также проанализирована цепочка ключевых событий, положившая начало подъему антияпонских демонстраций. Актуальность работы заключается в том, что «Движение 4 мая» оказало огромное влияние на последующее политическое становление страны, что делает его всеобъемлющее изучение важным фактором для понимания дальнейшего пути развития Китая.

ABSTRACT

This article seeks to analyse the influence of the First World War on the formation and development of the May Forth Movement in China, focusing on events occurring between 1914-1919. It pays close attention to mainstream social thought of the period and investigates the main catalysts of growing anti-Japanese protests, particularly linking popular unrest to the effects of the Treaty of Versailles. The May Fourth Movement ultimately had great influence on subsequent political developments in China, meaning its comprehensive study is vital in understanding later events in the country.

 

Ключевые слова: Первая мировая война, Версальский мирный договор, Движение 4 мая, Китай, Япония, Двадцать одно требование, международные отношения.

Keywords: First World War, Treaty of Versailles, May Fourth Movement, China, Japan, Twenty-One Demands, international relationships.

 

Первая мировая война стала катализатором многих крупнейших событий в мировой истории. Не обошла она стороной и Китай, став одной из важнейших причин формирования «Движения 4 мая», которое, по мнению Мао Цзэдуна, стало чертой, с которой начинается новый этап революционного движения в Китае. Актуальность темы исследования может быть рассмотрена с двух сторон. Во-первых, она обусловлена ролью, которую сыграло «Движение 4 мая» в истории Китая, в частности в формировании последующей социально-политической и культурной жизни страны. Во-вторых, проблемы протестного поведения в политике, будучи актуальными в силу их службы в демонстрации голоса народа, приобретают в последние несколько лет особую остроту.

К началу Первой мировой войны Китай все еще оставался полуколониальной, полуфеодальной страной [2, с. 5]. Установление республики в ходе революции 1911-1913 годов не привело к тотальному изменению основ китайского общества. Страна называлась республикой, но ее государственный аппарат почти ничем не отличался от аппарата последних лет маньчжурской династии. B тяжелой промышленности, транспорте, в средствах коммуникации, в торговле и финансах решающее значение имел иностранный капитал, тормозивший развитие китайской национальной промышленности. Низкие таможенные пошлины на импортируемые иностранные товары (в 1918 г. ввозные пошлины на ткани и хлопок-сырец составляли 2-3% их стоимости, на сахар – 3%, на жесть – 3-4%), ничем не ограниченная для иностранцев торговля и их неподвластность китайской юрисдикции также были препятствием на пути развития китайской экономики [4, с. 255]. Торговцы, чиновники, студенты и учителя почти не имели политических прав. Интеллигенция страдала от безработицы. Страна переживала небывалое засилье чужеземных поработителей, страдала под национальным гнетом американских, французских, английских и японских милитаристов. Китай был опутан обременительными займами, во многих городах раскинулась сеть военных гарнизонов и полиции. На смену маньчжурской династии Цин в 1912 году пришла авторитарная власть – военная диктатура во главе с Юань Шикаем. Революционные идеи и инакомыслие жестоко подавлялись.

В сентябре 1914 года Япония, воспользовавшись смещением внимания Англии и Франции на европейский театр военных действий Первой мировой войны, начала военно-политическую и экономическую кампанию в Китае. Высадив 30-тысячную армию в бывших немецких владениях в Шаньдуне, она захватила Цзинань, Циндао и Цзяочжоу. Более того, понимая, что выступление Китая на стороне Антанты и обретение им статуса «союзника» осложнит захват полуострова, Япония решительно противилась участию его в войне [1, с. 121].

18 января 1915 года было предъявлено «21 требование» Японии, фактически устанавливавшее зависимость Китая в экономической и политической сферах. «Требования» включали совместную эксплуатацию китайских предприятий, право на промышленное и железнодорожное строительство в Китае, давали контроль над армией, оставляли за Японией захваченный Шаньдунский полуостров. Этот акт и последующие договоры в начале сохранялись в секрете, однако утаить это от общественности не удалось. Под давлением Англии и США «требования» были подписаны, однако с рядом уступок японской стороны, что в подконтрольной правительству под руководством Юань Шикая прессе освещалось как огромное достижение в «акте взаимных уступок, обеспечивающих мир и благополучие в Восточной Азии» [3, с. 41]. Реакция широких слоев населения не заставила себя ждать: весть о принятии японского ультиматума вызвала бурное негодование по всей стране. Начались бойкоты японских товаров. Проходили митинги протеста.

В 1918 г. в кругах китайской общественности широко распространилась надежда на то, что победа антигерманской коалиции, участником которой был и Китай, принесет стране немедленное, «мирное» освобождение от чужеземного господства. С окончанием войны и с Парижской мирной конференцией были связаны радужные перспективы: китайский народ был убежден, что национальные чаяния будут удовлетворены, Шаньдун и остальные «арендованные территории» возвращены, иностранные войска выведены, «21 требование» отменено. Китайское население возлагало большие надежды на поддержку требований со стороны США, опираясь на «14 пунктов» президента Вудро Вильсона. Так, эти вопросы были поставлены во время конференции, однако 30 апреля 1919 года было сообщено, что все они отклоняются. Шаньдун подлежал передаче Японии как «по праву завоевания», так и по договорам пекинского правительства с Японией; обсуждение вопроса о «21 требовании» исключалось, как не входящее в компетенцию конференции; под различными предлогами откладывалось рассмотрение и остальных вопросов, поставленных делегацией. Таким образом, этот отказ положил начало волне возмущений по всей стране, став своего рода последней каплей в чаше терпения китайского народа.

Китайская общественность ожидала, но не получила поддержки требований по восстановлению национального суверенитета Китая. Отклонение этих требований вкупе с передачей германских владений Японии и нерешительной позицией Пекинского правительства в этом вопросе вызвали в Китае взрыв патриотического возмущения.

4 мая 1919 года под лозунгами «Не подписывать мирный договор!», «Защитим государственный суверенитет», «Бойкот японских товаров», «Аннулировать «21 требование»» и т.п. на площадь Тяньаньмэнь вышли более 3 тысяч студентов Пекинского университета и других средних и высших учебных заведений Пекина [5, с. 15]. Требования демонстрантов касались административной верхушки страны и наказания национальных предателей (крупнейших японофилов: министра путей сообщения Цао Жулиня, китайского посланника в Токио Чжан Цзунсяна и управляющего монетным двором Лу Цзунъюя), которые подписали с Японией ряд документов, противоречащих национальным интересам Китая. В целях подавления демонстрации правительство города выдвинуло на площадь полицейские части. В итоге были арестованы 32 участника шествия, погиб 1 студент. В ответ на действия властей на следующий день студентами была организована забастовка. На сторону студентов встали множество преподавателей Пекинских вузов (в том числе и Цай Юаньпэй – ректор Пекинского университета), ряд общественных организаций, депутатов парламента, Товарная палата Пекина.

До начала июня 1919 года основной целью протестов было влияние на правительство с целью отказаться от подписания Версальского договора. Китайской делегации в Париже только за первую половину 1919 года было направлено около 7 тысяч телеграмм с таким требованием. Так, когда члены китайской делегации отказались поставить подпись под мирным договором, это было воспринято как победа движения. Под давлением общественности Пекинское правительство уволило японофильских министров и прекратило репрессии против участников движения.

Таким образом, унизительные для национального достоинства китайцев положения Версальского мирного договора послужили стимулом для возникновения «Движения 4 мая», объединившего широкий круг интеллектуалов с различными политическими взглядами. Несмотря на то, что «Движение» кардинально отличалось тем, что впервые на арену сознательной политической борьбы выступил рабочий класс, оно все же было по большей части стихийным. Однако постепенно созревали новые социальные силы, способные решить национальную задачу объединения и обновления Китая.  На первое место был выдвинут вопрос о пути развития и возрождения Китая как пути национального спасения. Так, «Движение 4 мая», имея ярко выраженную антияпонскую направленность, стало ключевым моментом в китайском идейно-политическом развитии.

 

Список литературы:

  1. Бурлингас И.Я. Китай на Парижской мирной конференции // Китай и соседи в новое и новейшее время. М.: Наука, 1981. С. 120—137.
  2. Гарушянц Ю. М. Движение 4 мая 1919 года в Китае. М., 1959. – 48 с.
  3. Мамаева Н.Л. Общественно-политическая жизнь страны // История Китая с древнейших времен до начала XXI века: энциклопедия в 7 т. (Т. 7. Китайская Республика (1912-1949)). М.: Наука, 2013. – 864 с.
  4. Симоновская Л. В. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1974. – 534 с.
  5. Schwarcz V. The Chinese enlightenment: Intellectuals and the legacy of the May Fourth Movement of 1919. – Univ. of California Press, 1986. – 409 p.

Оставить комментарий