Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(121)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
LEGAL BASIS FOR PROVIDING STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN ELECTRONIC FORM
Maria Yulukova
master student, Department of Constitutional and municipal law, Siberian Institute of Management - branch of RANEPA,
Russia, Novosibirsk
Andrey Makartsev
Associate Professor, Siberian Institute of Management - Branch of RANEPA,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу законодательства, характеризующего переход к форме оказания услуг в электронной форме, который выступил достаточно важным этапом в системе административного управления. Актуальность данного вида услуг обусловлена тем, что электронная форма дает возможность значительного сокращения сроков оказания услуг, а также повышения качества их предоставления с одновременным снижением барьеров административного характера.
ABSTRACT
The article is devoted to the analysis of legislation characterizing the transition to the form of providing services in electronic form, which was a rather important stage in the system of administrative management. The relevance of this type of service is due to the fact that the electronic form makes it possible to significantly reduce the time for rendering services, as well as to improve the quality of their provision, while reducing administrative barriers.
Ключевые слова: электронная услуга, взаимодействие, обращение, граждане, государственные и муниципальные органы.
Keywords: electronic service, interaction, appeal, citizens, state and municipal bodies.
В качестве одной из важнейших тенденций современных административных преобразований можно назвать процесс разделения функции государственного управления и функции оказания государственных услуг.
Конституция РФ в статьях 8 и 74 трактует услугу как вид материальной деятельности. В статьях 128 и 129 ГК РФ услуга определяется как объект гражданских прав. Кроме того, понятие услуги отражено в 210-ФЗ, согласно которому услуга – это деятельность уполномоченных субъектов. Помимо этого, некоторые моменты относительно оказания услуг отражены в НПА субъектов РФ и муниципалитетов.
Закон 210-ФЗ определил важнейшие принципы, которых следует придерживаться при оказании услуг государственных и муниципальных, среди них [1]:
– принцип правомерности предоставления услуг подразумевает под собой, что все государственные услуги должны оказываться соответствующими органами в камках действующего законодательства. Данный принцип выступает в качестве обязательного и необходимого;
– принцип возможности получения услуги в электронной форме, который работает только тогда, когда электронная форма предусмотрена законодательством. При этом, электронная форма получения услуги не обязательна, что означает, что получатель услуги может получить ее и лично;
– принцип доступности обращения за получением либо предоставлением услуг, который, в частности, подразумевает предоставление такой возможности лицам, у которых здравье ограничено по различным причинам;
– принцип открытости деятельности предоставляющих услуги органов и организаций;
– принцип, обеспечивающий возможность предоставления услуг в заявительном порядке;
– принцип правомерности взимания государственной пошлины с получателей услуг. Данный принцип выступает в качестве обязательного и необходимого.
Таким образом, перечисленные принципы дают возможность оказывать государственные и муниципальные услуги в соответствии с законодательством, в нужной форме, а также обеспечивают такую возможность для каждого гражданина в независимости от состояния его здоровья.
Касаемо услуг, предоставляемых в электронном виде, можно отметить, что переход к данной форме выступил достаточно важным этапом в системе административного управления. Актуальность данного вида услуг обусловлена тем, что электронная форма дает возможность значительного сокращения сроков оказания услуг, а также повышения качества их предоставления с одновременным снижением барьеров административного характера [3].
Еще в Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» впервые был озвучен вопрос о необходимости перехода к исследуемой форме предоставления услуг. При этом, только через 4 года после принятия программы, а именно в 2006 году было сформулировано определение «электронная услуга». Кроме того, данный год был ознаменован осознанием важности формирования и разработки «системы межведомственного электронного взаимодействия и документооборота». Еще через 2 года, а именно, в 2008 году было сформулировано 5 важнейших этапов, в течение которых государственные и муниципальные услуги должны быть переведены в электронный вид. При этом, все услуги были разделены на первоочередные, что нашло свое отражение в Распоряжении Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р, и остальные [2].
Итак, ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определил, что «заявитель при получении государственных и муниципальных услуг, имеет право получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
Дальнейшие изменения в рассматриваемый закон были внесены в 2011 г. Так, было определено, что процесс оказание услугу, которая предоставлялась в электронном виде стал именоваться как «предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями».
В результате, автор статьи считает, что электронная услуга – это та услуга, которая предоставляется государственными или муниципальными органами с применением актуальных информационно-коммуникационных технологий.
Кроме того, автор данной статьи считает необходимым подчеркнуть преимущества, который получает потребитель услуги в электронном виде:
– оперативность, которая позволяет значительно сократить временные затраты;
– сокращение рисков неполучения услуги, что подразумевает под собой факт, что при получении электронной услуги не требуется личностного контакта с представителем;
– сокращение количества документов, что подразумевает тут факт, что органы, оказывающие услуги уже имеют в своем арсенале часть необходимых данных и документов, и их предоставление не требуется, в отличие от личного обращения;
– мобильность, что подразумевает возможность получения услуги в любое время и в любом месте с применением сети Интернет;
– сокращение административных барьеров за счет применения СЭД;
– контроль – процесс контролируется заявителем на портале «Госуслуги».
С целью обеспечения стандартизации перехода к оказанию услуг в электронной форме в 2013 году принята Концепция, важнейшей целью которой выступило определение направлений и принципов деятельности по переводу госуслуг в электронную форму до 2016 года [2].
В Концепции заявляются стратегические цели обеспечения перехода к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде для повышения уровня удовлетворенности граждан, а также малого и среднего бизнеса от использования электронных государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, в январе 2014 года все виды государственных и муниципальных услуг должны были быть переведены в электронный вид. Однако этого не произошло. В 2014 году принимаются «Дорожная карта», в которой утверждаются планы перевода услуг в электронный вид и обязательность использования отдельных информационных систем, обязательность постоянного информирования граждан о преимуществах электронных услуг и требования по переводу услуг в электронную форму.
Услуги федеральных ведомств и внебюджетных фондов, включенные в число приоритетных, должны соответствовать этим требованиям с 1 января 2016 года услуги субъектов и муниципалитетов из того же перечня – с 1 июля 2016 года.
К приоритетным были отнесены регистрация автомобилей и прав на недвижимость, выдача внутренних и заграничных паспортов, запись к врачу и в общеобразовательное учреждение, услуги ЗАГСа, выдача разрешений на строительство и др.
В 2016 году Правительство РФ принимает Постановление № 236, устанавливающее основные требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а Министерство связи и телекоммуникаций разрабатывает Методические рекомендации по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В данных актах нашел свое отражение «модульный принцип» перевода услуг в электронный вид, ранее предложенный Минэкономразвития России. Ниже в табл. 1 представлены результаты мониторинга перевода федеральных услуг в электронную форму.
Таблица 1.
Сравнительные результаты мониторинга качества перевода федеральных государственных услуг в электронную форму, 2015-2018 гг.
Государственные услуги федеральных исполнительных органов, предоставленные на ЕПГУ |
Год |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Услуги с кнопкой «Получить услугу» |
316 (55%) |
337 (51 %) |
338 (89 %) |
337 (78 %) |
Услуги, по которым удалось подать заявление |
289 (50%) |
287 (43 %) |
224 (59 %) |
232 (60 %) |
Услуги, по которым получено уведомление о результатах рассмотрения заявления |
138 (24%) |
159 (24%) |
144 (40 %) |
147 (40%) |
Услуги, по которым получен электронный результат (информационные услуги) |
21 (4 %) |
19 (3 %) |
Нет сведений |
Нет сведений |
Можно утверждать, что перевод на оказание государственных услуг в электронной форме оказался сложной задачей. Пока ни одна из представленных на портале госуслуг не оказывается «в электронном виде» в прямом смысле этого слова, то есть полностью дистанционно, без личного присутствия заявителя, а те, что оказываются, не являются госуслугами в полном смысле этого слова, а являются информационными сервисами.
Отсутствие единой методологии перевода госуслуг в электронный вид – одно из основных препятствий в этом, которое не позволяет обеспечить уровень формализации государственных услуг, необходимый и достаточный для их однозначной интерпретации в процессе подготовки и оказания услуг в автоматизированном виде [3].
Невозможность полного перехода на электронное взаимодействие в процессе оказания услуг обусловлено различными причинами, но основной из них, на наш взгляд, является то, что для предоставления практически всех государственных и муниципальных услуг от заявителя требуется представление комплекта документов, часть из которых не может быть получена в рамках межведомственного взаимодействия (документы личного хранения). По официальным данным, они необходимы в 42 % случаях оказания федеральных государственных услуг, 72 % – государственных «региональных» услуг и 85 % – муниципальных услуг. Таким образом, личное присутствие заявителя при предоставлении документов личного хранения остается обязательным условием получения услуги.
Список литературы:
- Закон Российской Федерации «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» 27.07.2010 № 210-ФЗ // Консультант Плюс.
- Костина, С. Н. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг : учеб. пособие / С. Н. Костина, Г. А. Банных, Л. И. Воронина. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 123 с.
- Рязанов, Я. Н. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения / Я. Н. Рязанов // Молодой ученый. – 2019. – № 26 (264). – С. 238-240.
Оставить комментарий