Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(12)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Важнейшим событием в жизни Русской в жизни Русской Православной Церкви на рубеже тысячелетий, стал Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года,[88] ставший олицетворением нового взгляда на события прошлого в государственно-церковных отношениях. Одним из главных решений Архиерейского Собора стала канонизация сонма новомученников, принятие «Основ социальной концепции» Русской Православной Церкви, и конечно реформирование духовного образования в стране. Тем самым Архиерейский Собор 2000 года указывал на приоритетность вопроса развития духовного богословского образования.
Духовное образование в этот период характеризуется тесным взаимодействием Учебного комитета с государственными органами, в решении общей задачи - признания богословского образования на государственной уровне [32].
В 2000 году Священный Синод поручил Учебному комитету разработать внутрицерковной стандарт Духовной семинарии и академии, с целью лицензирования духовной школы внутри Церкви, с дальнейшей перспективой лицензирования на уровне государства. При этом Церковь подчёркивала важность подготовки не только священнослужителей, но и специалистов в области общественных отношений. Катехизаторов, преподавателей, сотрудников епархиальных отделений.
С началом реформирования духовного образования (утверждением в 2002 году Министерством образования РФ стандарта по направлению «Теология») и научно-богословской деятельности в стране, возникло множество вопросов. В первую очередь вопросы координации внутрицерковной жизни, присвоения церковных учённых степеней и званий, и конечно вопрос государственного признания. Обсуждение этих и других не менее важных вопросов началось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года. Итогом работы специальной группы «Богословие и богословское образование» стали следующие предложения:
- богословие, церковную науку и духовное образование – считать единой системой, без которого невозможно добиться повышения уровня богословского образования. Вся деятельность богословской школы должна быть направлена на осваивание богатейшего опыта церковной науки;
- особое значение отводится богословской науке, как инструмента служения Церкви;
- усиление общецерковной координации в направлении дальнейшего развития богословии, церковной науки и духовного образования;
- налаживание церковной и государственной системы образования;
- курс на ускорение государственного признания духовной школы РПЦ;
- учреждение Аттестационной комиссии учебного комитета для процедуры защиты и присуждения учённых степеней и званий
И первые итоги реформы духовного образования не заставили себя ждать. В этом же году Православный Свято-Тихоновский институт получает аккредитационный статус университета и переименовывается в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ). В октябре того же года открывается Белорусский институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла. При институте были открыты три кафедры: кафедра философско-христианкой антропологии, кафедра библеистики и христианского вероучения, кафедра религиоведения. За 2004-2005 учебные годы численность студентов института по направлению «бакалавр», составила 84 человека, а по направлению магистратура – 12 [50].
Архиерейские соборы 2000 и 2004 годов, показали, что развитие духовного образования являются приоритетными для РПЦ. В связи с этим 21 августа 2007 года, на заседании Священного Синода утверждается Концепция высшего духовного образования Русской Православной Церкви, согласно которой подготовка пастыря заключалась в осуществление им миссии не только среди прихожан, но и в образовательных учреждениях, воинских соединениях, больницах и т.д. В организации социального и образовательного служения.
Согласно церковному образовательному стандарту высшего духовного образования 2007 года,[76] высшее Духовное образование в Русской Православной Церкви осуществлялось в Духовной семинарии и Духовной академии. Семинарии отводилась роль в подготовке специалиста в области православного богословия (стандарт определен Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2007 году), в течение 5 лет, по очной или заочной форме обучения. Новый стандарт давал право выпускнику духовной семинарии, продолжить обучение в духовной академии. Согласно разработанному стандарту, программа семинарии включала: изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета, святоотеческое наследие, литургику, церковное право, историю Церкви, сектоведение, библейскую историю, гомилетику, миссологию, психологию, латинский, церковно славянский и греческий языки. По окончании обучения студенты семинарии писали выпускную квалификационную работу, в виде исследования[50].
Соответственно, научно-богословским, образовательным и исследовательским центром, подготовки священнослужителей, богословов и преподавателей духовных учебных заведений, становилась Духовная академия. Согласно Церковному образовательному стандарту специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия Духовная академия реализовала программу аспирантуры и докторантуры в течение 3 и 4 лет [76]. Очной и заочной формы обучения, соответственно. Выпускникам Академии предстояло пройти две ступени - защита кандидатской и докторской диссертации.
В 2010 году в системе высшего богословского образования Русской Православной Церкви, произошел переход на новую систему духовного образования. Начиная с Духовных академий и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, трехступенчатая программа ввелась в некоторых духовных семинариях. А начиная с 2012-2013 года наиболее сильные духовные семинарии, перешли на бакалаврские программы. Те семинарии, которые не нашли возможности перейти на полную бакалаврскую программу, были реорганизованы в духовные училища.
Сегодня, Русская Православная Церковь проводит высшее духовное образование по трёхуровневой системе обучения: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Бакалавриат, готовивший студентов высшего богословского образования, магистратура готовящая кадры для научно-исследовательской и церковно-административной деятельности и аспирантура, выпускающая кандидатов и докторов богословия. Переход на новую систему образования предполагает написание трёх научных диссертаций: магистерской, кандидатской и докторской. Что особенно хотелось подчеркнуть, так это, то, что возможность защиты кандидатской и докторское диссертации сегодня получили лица женского пола. Девицы и женщины, защитившие диссертацию, становятся сотрудниками синодальных и епархиальных учреждений, регентами, искусствоведами, иконописцами. 8 декабря 2016 года был подписан приказ о государственной аккредитации образовательной деятельности – духовной образовательной организации высшего образования Санкт-Петербургской и Московской Духовной Академии[54]. Получение данного свидетельства предоставляет Духовным Академиям право на получение студентами льгот (отсрочку от призыва на срочную военную службу), выдачи выпускникам духовной Академии диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца.
Поднимая вопрос о духовных образовательных, невозможно не затронуть судьбы ещё одного духовного образовательного учреждения – воскресной школы. На сегодняшний день в России насчитывается более десяти тысяч, воскресных школ. Воскресная школа является самой распространённой школой христианского воспитания. По данным отдела религиозного образования и катехизации количество школ в стране постоянно растёт. 25 декабря 2012 года решением священного Синода были приняты документы регламентирующие деятельность воскресных школ. Утверждённый пакет документов: Устав Русской Православной Церкви, Положение о выдаче конфессионального представления,Стандарт православного компонента начального общего, среднего общего,общего (полного) образования, Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации[49], впервые за многие годы выстраивал воскресные школы, согласно следующей классификации:
- воскресная учебно-воспитательная группа;
-воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;
-воскресная школа, как центр духовно-нравственного воспитания.
Воскресная школа, заявившая о себе как центре духовно-нравственного воспитания, обязана пройти государственное лицензирование и получить статус учреждения дополнительного образования. Данное положение, предоставляет воскресным школам ряд привилегий, главной из которой является государственная финансовая поддержка и признание трудового стажа педагогов.
Совершенствуя систему духовного образования, Церковь сегодня, смогла поднять научную и образовательную деятельность до уровня светских вузов. Сегодня это признают все, даже государство. Не это ли в итоге выступает доказательством того, что Русская Православная Церковь смогла включиться в современную российскую систему образования, не потеряв своего истинного предназначения, и после долгих лет «скитания» и отвержения, добиться признания на государственном уровне. В государстве открыты и развиваются богословские начальные и высшие учебные заведения. Деятельность православных общеобразовательных школ, центров духовно-воспитательного развития и воскресных школ регламентирована действующими актами Священного Синода. При поддержке Святейшего Патриарха Кирилла православные теологические кафедры и факультеты открываются в государственных и негосударственных вузах. Развиваются формы многопрофильных православных вузов. Популярность набирает дистанционная форма обучения через сеть Интернет и другие формы богословского обучения.
Список литературы:
- Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации [электронный ресурс]: URL, 2004.- Режим доступа:http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/. – 10.01.2017.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)[Электронный ресурс]: Законы, кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации. – Режим доступа: http://legalacts.ru. – 30.03.2017.
- Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Журнал Московской Патриархии, 2012.- № 125. - 93 с.
- Польсков, К. О.Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России / К. О.Польсков//Вестник ПСТГУIV: Педагогика. Психология. - 2006. - Вып. 3. - С. 20-27.
Оставить комментарий