Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(119)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Бергман Е.С., Белова А.В. АВТОРСКОЕ ПРАВО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 33(119). URL: https://sibac.info/journal/student/119/189522 (дата обращения: 29.11.2024).

АВТОРСКОЕ ПРАВО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Бергман Елена Сергеевна

студент, кафедра журналистики, Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

Белова Арина Витальевна

студент, кафедра журналистики, Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

Терентьева Ирина Александровна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры рекламы, связи с общественностью и прикладной политологии, Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

COPYRIGHT IN SOCIAL NETWORKS AND MASS MEDIA

 

Arina Belova

student, Department of journalism, Orenburg state University, Russia, Orenburg

Elena Bergman

student, Department of journalism Orenburg state University, Russia, Orenburg

Irina Terentyeva

candidate. pedagogical. associate Professor, Department of advertising, public relations and applied political science Orenburg state University,

Russia, Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье актуализируется проблема охраны авторского права в социальных сетях и средствах массовой информации в РФ. Авторы в исторической ретроспективе показывают становление авторского права и его влияние на развитие средств массовой информации, акцентируется внимание на проблемах реализации авторского права в США и России.

ABSTRACT

The article highlights the problem of copyright protection in social networks and mass media in the Russian Federation. The authors in a historical retrospective show the formation of copyright and its influence on the development of the media, focus on the problems of copyright implementation in the USA and Russia.

 

Ключевые слова: право, авторское право, СМИ, произведения, автор.

Keywords: law, copyright, mass media, works, author.

 

Термин “авторское право” имеет субъективный смысл и объективный.

В субъективном смысле оно означает субъективное право автора на созданное им произведение. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию произведений науки, литературы, искусства.

Правовое регулирование – это закрепление ряда исключительных прав за автором имущественных так и личных неимущественных.

Исключительным характером авторских правомочий является то, что, кроме случаев, предусмотренных в законе, только автор имеет право разрешать использование произведения другими лицами. Авторский договор дает разрешение на использование произведения. В данном документе определяется характер, объем, срок и территория использования.

В Средние века не было авторского права. Тогда существовали только “привилегии”. Привилегии выдавал монарх, когда его просил об этом сам автор.

Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие ученые и люди искусства считали, что их произведения “проводники” божественного знания, которое они выражают посильным способом. Поэтому для них было бессмысленно и грешно заявлять права на свои произведения.

Первый «авторский» закон появился в 1710 г. в Англии. Он называется «Статут королевы Анны». Закон закрепил принцип “копирайт”. Он предоставляет автору право на охрану опубликованного произведение и запрещает без согласия автора заниматься тиражированием произведения. В течении 14 лет издатель имеет право на опубликованное произведение, также он может продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора.

Во Франции в 1789 г. Было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью».

Однако чуть позже были приняты два закона (1791 и 1793 гг.), которые впервые в истории давали защиту всех форм творчества.

В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. В России авторское право появилось лишь в 1828 г. Изначально результаты творческой деятельности приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Данный подход основывался на теории естественного права. Теория признавала за создателем право собственности на достигнутый творческий результат. Поскольку на всем протяжении истории в России господствовала цензура.

22 апреля 1828 года вышел царский Указ о цензуре и печати и содержал он отдельную главу “О сочинителях и издателях книг”. Данная глава включала в себя 5 статей и дополнялась Положением о правах сочинителей, которое было приложением к Цензурному уставу.

В 70-е годы XIX века в России формировалась система авторских прав.

29 ноября 1870 года учредили «Собрание русских драматических писателей».

На данный момент авторское право закреплено в 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации, данное право действует с 1 января 2008 года.

Авторское право появляется, когда автор создает свое произведение. Основания для возникновения авторских прав имеют бездоговорной характер.

Как абсолютное право, авторское имеет временный и территориальный характер. Произведение не имеет жесткой привязанности к определенному пространству. Может существовать несколько вариантов охраны произведения, что невозможно для материального объекта.

Объект авторского права в одно время можно использовать неограниченному кругу лиц. В первую очередь данную возможность имеет физическое лицо – «автору, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, или лицу, деятельностью которого данный объект был обособлен от иных, смежных с ним, или лицу, которое законным способом стимулировало автора к созданию соответствующего произведения, оплатив его труд, — работодателю автора». Зачастую в СМИ для создания и введения в массы собственного продукта, используются материалы, являющиеся продуктом авторского права. Большую проблему их использования в целях формирования новостей, снимает свободно использование материалов.

Под свободным использованием произведений подразумевается ряд исключений из авторского права, которые позволяют использовать творческие произведения на которые еще не вышел срок охраны исключительных прав, при этом только с указанием автора и источника заимствования, это указано в положение о свободном использовании произведения в информационных целях в Гражданском кодексе РФ, статьи 1274.

Особое значение это право имеет для СМИ. Без цитирования произведений, выходов в прямой эфир на массовых мероприятиях, во время которых могут транслироваться охраняемые произведения, - без этого невозможно представить современные средства массовой информации. Всё же развитие новых технологий создания и распространения контента, охраняемых авторским правом произведения в том числе, приводит к новым правовым столкновениям.

Один из проблемных вопросов – использования «сиротских» произведений, на них распространяется авторское право, но возможности найти правообладателя не существует. Также проблема усиления контроля правообладателя за использованием произведений с помощью средств технической защиты, которые в своем большинстве не дают возможности использовать произведения в целях критики, комментария и так далее.

С проблемами авторского права сталкивается и США. Америка является одним из основных экспортеров чистого дохода интеллектуальной собственности и благодаря этому получает возможность воздействовать на органы власти. В Соединенных Штатах согласно доктрине добросовестного использования, третьи лица могут легко использовать защищенные авторским правом работы, при условии, что они способствуют «продвижению науки и полезных искусств».

Доктрина применимая в США более нестандартна по сравнению с российским аналогом: в основе доктрины лежит общий принцип определения добросовестности пользователя, что приводит к ряду исключений. Так же, американская доктрина сформировалась и продолжает развиваться в общем праве. Из-за того, что система права в США сильно развита, в стране часто происходят коллизии между авторским правом и другими правами. С нашей точки зрения, заимствование опыта по применению доктрины добросовестного использования, будет актуальна, с учетом того, что американские законы (например, Digital Millennium Copyright Act) стали образцами для поправок в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Смотря на опыт США, мы можем прогнозировать конфликты в российской практике, и находить пути их разрешения.

 

Список литературы:

  1. Щербак Наталия Валериевна, Авторское право/Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – Москва: Издательство Юрайт. – 2017.- С. 10-18
  2. Ирина Васильевна Свечникова, Авторское право/Учебное пособие. – Дашков и Ко. – 2009. – 3-9
  3. Соболь Маргарита Николаевна, Свободное использование произведений в средствах массовой информации США и России: автореферат дис. кандидата филологических наук : 10.01.10 / Соболь Маргарита Николаевна; [Место защиты: Тверь гос. ун-т]. - Тверь, 2017. - 19 с.
  4. Микулина Ирина Викторовна, Теория и практика массовой информации [Текст] : учебно-методическое пособие / И. В. Микулина, А. В. Белоедова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет". - Белгород : Белгород : НИУ "БелГУ", 2018. - 89 с. : табл.; 21 см.; ISBN 978-5-9571-2620-1 : 100 экз.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.