Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 31(117)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Мартиросян А.А. ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ЭВТАНАЗИЮ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 31(117). URL: https://sibac.info/journal/student/117/188619 (дата обращения: 23.12.2024).

ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ЭВТАНАЗИЮ

Мартиросян Анжелика Арамовна

магистрант, Институт Государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

РФ, г. Москва

FOREIGN MODELS OF PROTECTING THE RIGHT TO EUTHANASIA

 

Angelica Martirosyan

student, Institute of Public Administration and Administration of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Несмотря на правовое обоснование негуманности эвтаназии в России отечественных медиков и юристов, за рубежом продолжается поиск путей прекращения страданий неизлечимо больных пациентов. По мнению автора настоящего исследования, право на эвтаназию, ввиду крайней деликатности сфер жизни, с которыми взаимодействует юриспруденция в рамках обозначенного медико-правового института, представляет собой крайне сложный социокультурный процесс, который нуждается в соответствующей правовой регламентации и защите, как и любое другое право гражданина на оказание ему медицинских услуг.

ABSTRACT

Despite the legal justification for the inhumanity of euthanasia in Russia by domestic doctors and lawyers, the search for ways to end the suffering of terminally ill patients continues abroad. In the opinion of the author of this study, the right to euthanasia, in view of the extreme delicacy of the spheres of life with which jurisprudence interacts within the framework of the designated medical and legal institution, is an extremely complex socio-cultural process that needs appropriate legal regulation and protection, like any other right of a citizen. to provide him with medical services.

 

Ключевые слова: эвтаназия, право на эвтаназию, международное право, медицинское право, право на суицид, защита права.

Keywords: euthanasia, the right to euthanasia, international law, medical law, the right to suicide, protection of the right.

 

Право на эвтаназию неразрывно связано с правом на жизнь и традицией толкования его как права на свободное распоряжение жизнью и своим физическим состоянием, как белковым телом, выражающим единственную форму существования человека. Человек – это носитель прав и обязанностей, характеризующийся особым комплексом взаимоотношений с государством, гражданином (или подданным) которого он является [2, с.27]. Первой страной в Европе, легализовавшей эвтаназию, были Нидерланды. Это произошло в 1984 году. В 2002 году к числу стран, поддержавших идею безболезненного прекращения страданий пациента, стала Бельгия. Специальный закон об эвтаназии вступил в силу в Бельгии 23 сентября 2002 года, где она стала возможной в рамках строгой регламентации процедуры подтверждения показаний к назначению эвтаназии, включающей в себя подтверждение доброй воли пациента и невыносимости его страданий.

Характерные черты европейской системы защиты прав человека – это самый верный индикатор современных видений и взглядов на проблему в академическом и догматическом осмыслении права национальными (и межнациональной) системами права. В этом ключе для нас интересно обратиться к структуре и основным принципам функционирования защиты прав человека на эвтаназию.

Как и любая система, комплекс правовых институтов, осуществляющий функцию защиты прав человека (и гражданина) на комплекс медицинских услуг и мер, улучшающих качество жизни, в частности искусственное прерывание жизни плода (аборт) и человека (эвтаназия) внутри межгосударственного образования (Европейский Союз), обладает рядом отличительных признаков. Они отражают наиболее общие начала реализации охранительной задачи как внутри всей европейской здравоохранительной системы, так и внутри отдельно взятых государств, обладающих некой спецификой, обусловленной теми или иными особенностями регулятивных локальных систем здравоохранения соответствующих государств.

Разумеется, с процессом развития новой наднациональной модели функционирования судебной и исполнительной ветвей власти Европейского Союза становился значительно больше и круг полномочий, отданных на откуп новым органам власти. Под «проблемами эвтаназии» в научно-правовом сообществе социологов, медиков и правоведом, подразумевается целостный системный комплекс объективных (то есть социально-обусловленных детерминант) и субъективных (психолого-обусловленных детерминант) условий, взаимная связь и последовательность, позволяющую сделать наиболее общие выводы о конфликтности рассматриваемой группы пациентов и степени интегрированности данной группы в общество-реципиент, а следовательно – о вероятности возникновения правовых проблем, связанных с регламентацией этого медико-правового института.

Точное наблюдение и понимание причин противодействия внедрению эвтаназии в свою очередь позволяет экспертам в сфере социальной психологии, медицины и политологии ориентироваться в вопросах регуляции медицинских процессов, осуществлять мониторинг за данными процессами в любом масштабе, а также приходить к соответствующим выводам относительно актуального уровня просвещенности населения относительно истинной природы эвтаназии. В этом случае, перенося акцент от общих положений теории прав человека к принципам защиты прав человека, прежде всего, с нашей точки зрения, необходимо вспомнить о двухступенчатой системе реализации защиты прав человека – на национальном и международном уровне, где «помощь в уменьшении страданий» выведена из разряда преступных деяний и уже достаточно длительное время находится на легальном положении.

Кроме того, мы говорим о соблюдении такого объема этих самых компетенций и полномочий, который максимально рационально и в согласии с принципами формальной логики обеспечивал бы эффективное взаимодействие отдельных институтов наднациональной системы, что видится нам единственным верным направлением развития разветвленного бюрократического аппарата управления в Европейском Союзе [1, с.12].

Фундамент системы защиты прав человека в Европейском Союзе составляют демократические принципы, суть которых закреплена в соответствующих международных актах (договоре о Европейском Союзе, договоре о функционировании Европейского Союза). Расширение сфер влияния Европейского Союза внутри национальных систем неизбежно приводило к расширению числа компетенций новых образований, которые возобладали правом принимать законодательные акты различного уровня в контексте функционирования правовой системы Европейского Союза.

Отсутствие бинарного расщепления прав на условные категории «начал» и «ценностей» указывает на тенденцию европейского законодательства к универсализации и кооперации норм. Это же касается и норм медицинского права.

Вместе с тем мы можем говорить о том, что нормативные акты в Европейском Союзе издаются с условием законодательного допущения того, что жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет достойную форму, существует в форме культуры, нравственных отношений. Деградировав до неантропоморфного уровня, она лишается этической санкции и может рассматриваться как объект, вещь, и поэтому вопрос о ее прекращении – не более чем вопрос о том, срубить ли высохшее дерево.

Правовая природа института защиты прав человека (и гражданина) на эвтаназию связана с инклюдицией строго определенного объема прав в национальных Конституциях стран ЕС. В Испании, например, Ассоциация за право умереть достойно была основана еще в 1973 г., однако законодательно проблема эвтаназии в этой стране до сих пор не урегулирована. Ассоциация добровольной эвтаназии Дании действует более десятка лет, но результат аналогичен испанскому. В Швеции и Финляндии пассивная эвтаназия путем прекращения бесполезного поддержания жизни не считается противозаконной. Подобные законопроекты подготовлены к рассмотрению законодателями Израиля, Японии и других стран. В 1998 г. эвтаназия была узаконена на Северных территориях (административная единица Австралии). В странах – бывших республиках Советского Союза – легализация эвтаназии неоднократно обсуждалась медиками и юристами, но пока дальше слов дело не продвинулось [4, с. 26].

Предоставление альтернативы также рассматривается в качестве защиты права на эвтаназию. Лучшей альтернативой эвтаназии являются хосписы. Хоспис принципиально отличается от дома престарелых возрастом заболевших и содержащихся в нём: от детей до пожилых людей.

Также принципиальное отличие заключается и в том, что продолжительность жизни больных составляет преимущественно до 6 месяцев. В хосписе оказывается медикаментозная, психологическая, юридическая, социальная и духовная помощь, как пациенту, так и его семье [5, с. 275].

В контексте защиты и легализации права на эвтаназию, на наш взгляд, необходимо принятие федерального закона об эвтаназии, который бы юридически закрепил правомерность эвтаназии и регламентировал порядок и условия ее применения.

При желании пациент или его родственники в любой момент могут отказаться от применения эвтаназии. Но в случае возникновения повторного желания всю процедуру подготовки придется пройти заново [3].

 

Список литературы:

  1. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования / В.П. Сальников, С.Г. Стеценко; Под ред.: Сальников В.П.  –С.-Пб.: Фонд «Университет», 2000. – 140 c.
  2. Уиклер, Д., Брок, Д. На грани жизни и смерти (краткий очерк современной биоэтики в США) / Д. Уиклер, Д. Брок, А. Каплан и др. – М.: Знание, 1989. – 64 c.
  3. Griffin, B.A., Harris, K.M., McCaffrey, D.F., Morral, A.R. A prospective investigation of suicide ideation, attempts, and use of mental health service among adolescents in substance abuse treatment / B.A. Griffin, K.M. Harris, D.F. McCaffrey, A.R. Morral // Psychology of Addictive Behaviors. – 2008. – № 22(4). – P. 524-532.
  4. Humphry D., Wickett A. The right to die: Understanding euthanasia / D. Humphry, A. Wickett. – L.: Natl Hemlock Society, 1991. – 372 p.
  5. Lonnqvist J. The Oxford textbook of suicidology and suicide prevention / J.  Lonnqvist. – Oxford: Oxford University Press, 2009. – 440 p.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.