Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(115)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА CHILDFREE В РОССИИ
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлен схематичный взгляд на жизненный мир представителей Childfree, а именно их когнитивная модель и когнитивная карта.
ABSTRACT
This article presents a schematic view of the life world of Childfree representatives, their cognitive model and cognitive map.
Ключевые слова: чайлдфри, когнитивная карта, когнитивная модель, добровольная бездетность.
Keywords: childfree, cognitive map, cognitive model, voluntary childlessness.
Childfree – это явление, которое начали активно изучать в 70-х годах двадцатого века. Оно несет в себе идею добровольного отказа от деторождения. В России возникновение подобного отношения к родительству началось в 90-ых, а активное распространение продолжается и в настоящее время.
Феномен Childfree распространен на Западе, так как, по мнению зарубежных авторов, люди активно участвуют в пропаганде «добровольной бездетности», говорят о человеческой независимости от традиционных форм семьи. Также в Западных странах присутствует высокий уровень идентификации себя как члена сообщества. Нельзя отрицать, что в России о Childfree говорят редко, многие ученые и вовсе отрицают наличие этого феномена в нашей стране. Это связано с тем, что в России формируется совсем иная форма проявления данного феномена, а именно отсутствие определенной радикальности, уверенности в собственном выборе, низкий уровень самоидентификации человека как члена сообщества и т. д. Следовательно, можно утверждать, что в нашей стране люди, относящие себя к данному явлению, руководствуются совсем другой совокупностью причин, толкающих их добровольно отказаться от родительства, складываются иные жизненные ситуации.
Поэтому объектом данной работы выступают представительницы Childfree-сообщества (женщины старше 25 лет; этот возраст был выбран исходя из среднего возраста женщины, родившей первого ребенка в России; Данные получены на Демоскоп Weekly), а точнее «Постоянные откладыватели» – это тот тип представителей добровольный бездетности, который, на мой взгляд, превалирует в России (классификация Дж. Виверс, дополненная Диланом Нилом и Хизер Джоши [7]). А предмет данной статьи – собственно причины отказа от рождения детей в России, жизненные ориентиры и приоритеты представителей Childfree-сообщества.
Цель: Создание когнитивной модели и когнитивной карты, которые смогли бы структурно описать жизненную ситуацию представителей Childfree-сообщества.
Говоря о Childfree, нам в общей сложности представляется одна и та же картина, где молодые люди под влиянием современных тенденций решают отказаться от роли родителей. Но появление модели образа жизни, предполагает влияние многих социокультурных и личностно-биографических обстоятельств. Поэтому для полного понимания такого феномена как childfree необходимо учитывать личный опыт, психологические травмы, жизненные цели и т.д. а также культурно-мировоззренческий контекст современности.
Имеет смысл пояснить, что я вкладываю в понятие когнитивной карты и когнитивной модели:
Когнитивная модель – это некое обыденное представление о реальности, часть жизненной ситуации, мысленный образ какого-либо объекта, возникающий в сознании познающей личности на основе когнитивной карты.
Когнитивная карта – это некий образ, который включает в себя определенные пространственные объекты, влияющие на сознание субъекта, например социальные институты и т. д. [6]
При создании когнитивной модели и карты я опиралась на теорию, описанную в работе Курта Левина. Он вводит два понятия, с которыми я провожу параллели [5].
«Жизненное пространство», к которому можно отнести события (будущие и прошедшие, реальные и нереальные), находящиеся в личностном пространстве человека в настоящее время. К нему можно отнести определенные ожидания, цели, достижения или преграды на пути желаемого, определенные образы, которые вызывают различные эмоции и т. д. = когнитивная карта.
Жизненная ситуация – совокупность некоторых психологических состояний человека, его жизненных обстоятельств, определенных условий, влияющих на жизнь индивида, определенное состояние его образа жизни = когнитивная модель.
Индивид всегда находится в ситуации, и она может быть похожа в определенных аспектах у некоторых людей. Поэтому мы можем утверждать, что у данных индивидов схожие модели поведения, и они находятся в одном жизненном пространстве. На мой взгляд, в этой «похожести» и общности жизненных ситуаций и проявляется социологическая значимость этой работы.
Левин также предлагает формулу, по которой можно сделать вывод, что человеческое поведение – это результат и общественного влияния, и личностно выстроенного поведения.
Получается, что это те интегральные обстоятельства, которые повлияли на появление такого феномена, как Childfree (это и есть жизненное пространство человека, который добровольно отказался от роли родителя) – есть результат общественного влияния и определенных личностных представлений.
Эта схема является максимально упрощенным вариантом представления данного социально-психологического явления. Ведь далее Левин, развивая свою теорию, говорит, что жизненное пространство состоит из множества секторов, которые имеют общую границу, часто «плавучую» или даже пересекающуюся с границами других секторов.
Итак, в рамках когнитивной модели включены следующие суждения, полученные в результате интервьюирования:
- Скептичное отношение к официально зарегистрированному браку, более того, настолько высокая ценность личного пространства, что гостевой брак становится допустимой формой семейных отношений;
- Высокая значимость не столько денежных ресурсов, сколько чувства уверенности и защищённости благодаря хорошей должности. И как следствие, основная ценность представителей Childfree-сообщества – это их карьерный рост и профессиональная компетентность, над которыми они усердно трудятся;
- Нацеленность представителей «добровольно бездетных» на саморазвитие, например на психологическую проработку своей собственной жизненной ситуации – стараются как можно больше путешествовать, часто занимаются спортом;
- Отсутствие негативных эмоций относительно детей как таковых. За приверженцами данного сообщества также не было замечено деления на людей с детьми и без, то есть желание общаться с человеком не связано с членством в движении Childfree. Добровольно отказавшиеся от родительства стараются поддерживать теплые отношения со своими матерями;
- Нежелание активно позиционировать себя как представителя Childfree-движения, вести пропагандистскую деятельность, активно знакомиться с представителями тех же взглядов.
Говоря о когнитивной карте, хочется отметить, что, прежде всего, к «пространственным объектам», в рамках изучения течения Childfree, можно отнести: близкое окружение, друзей, родителей, брачного партнера, а также определенные обстоятельства, которые напрямую повлияли на решение стать представителем добровольно бездетных. Далее хотелось бы описать некоторые значимые пункты, которые, на мой взгляд, являются ключевыми для когнитивной карты:
- Члены Childfree-сообщества сталкивались со сложным финансовым положением семьи в детстве;
- Представители добровольной бездетности страдали от нехватки внимания родителей (обида на них, в частности на отца);
- Добровольно отказавшиеся от родительства часто становятся объектами открытого осуждения. Причем подобная реакция наблюдается не только от незнакомцев, но и от близких друзей и родственников.
- Отсутствие уверенности в спутнике жизни, которая выражается в страхе оказаться зависимой от партнера.
Пересечение совокупностей этих обстоятельств и формирует жизненный мир представителя Childfree в России. Важно заметить, что когнитивная карта и когнитивная модель являются взаимопроникаемыми и взаимозависимыми, что и рождает целостность феномена «добровольного отказа от родительства».
Таким образом, проникновение сознания Childfree рождает абсолютно новую для России форму семьи – семья без детей. Ведь в современных реалиях, идет постепенная смена традиционной формы распределения ролей и обязанностей в ней, появляется новое мировоззрение и мировосприятие. Как утверждает социолог Борисова в своей статье посвященной репродуктивная модель добровольной бездетности [1], «Добровольная бездетность гармонично вписывается в теории рационального выбора, в которых дети воспринимаются сквозь призму прямых затрат и выгод, например, время и деньги».
Список литературы:
- Борисова О.А. Репродуктивная модель добровольной бездетности. М.- Вестник Удмурского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика», 2016. – С. 22-26
- Плотинский Ю.М. Моделирование социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений - M.: Логос, 2001.-296 с.
- Исупова О.Г. «Чайлдфри», или добровольная бездетность [Электронный ресурс] / О. Г. Исупова // Демоскоп Weekly, 2010. — № 427. — URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0427/index.php (дата обращения: 22.03.2019).
- Исупова О.Г. «Чайлдфри», или добровольная бездетность [Электронный ресурс] / О.Г. Исупова // Демоскоп Weekly, 2014. — № 609. — URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0609/index.php (дата обращения: 19.04.2019).
- Левин К. Теория поля в социальных науках / Курт Левин. - Москва : Речь, 2000. – 364 с.
- Плотинский Ю.М. Моделирование социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений - M.: Логос, 2001.-296 с.
- Полутова М.А., Ценностные и мотивационные установки сообщества «Чайлдфри» с позиции постмодернизма / М.А. Полутова, О.О. Жанбаз // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2015. – №6 - С. 89-92.
Оставить комментарий