Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 28(114)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ПРОБЛЕМА ВЗРОСЛЕНИЯ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПОВЕСТИ ДЖЕЙМСА М. БАРРИ «ПИТЕР ПЭН И ВЕНДИ»
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается проблема взросления с точки зрения ее отражения в известной книге Джеймса М. Барри «Питер Пэн и Венди», главный герой которой Питер Пэн желает оставаться вечным ребенком, живущим в мире игр и приключений, безответственным, свободным, не ведающим проблем и горестей.
Ключевые слова: Питер Пэн, взросление, эмпатия, ответственность, атрибуты взрослости, инфантильность
Многие писатели, авторы известнейших произведений литературы, пытались понять, как происходит формирование личности. Чарльз Диккенс, Шарлотта Бронте, Уильям Теккерей, Марк Твен, Харпер Ли, Дж. Д. Сэлинджер и многие другие обращались в своих романах к теме детства и взросления, чтобы показать, что происходит на разных этапах этого процесса – в детстве, в подростковом возрасте, в юности.
Совершенно по-особенному проблему взросления поднимает в своем знаменитом произведении «Питер Пэн и Венди» (Peter and Wendy, 1911) британский писатель Дж M. Барри. Он написал много романов и пьес, пользовавшихся большим успехом, однако повесть о мальчике, который не хотел взрослеть, и в наши дни остаётся самой известной его книгой. Почему персонаж Барри никогда не взрослеет? Многие и не предполагают, почему автор решил сделать главного персонажа своих произведений (пьесы и нескольких повестей) вечно юным мальчишкой.
Некоторые исследователи его творчества полагают, что в действительности это не очередная литературная задумка писателя, а дань уважения брату. По словам Джеймса Барри, их мать так горевала по внезапно ушедшему сыну, что он решил хоть как-то облегчить страдания несчастной женщины, «оживив» мальчика в своей книге. Да и сам писатель не раз утверждал, что он сам не хочет становиться большим. Однако вероятнее прототипом Питера стал все же старший брат писателя Дэвид. За день до своего четырнадцатого дня рождения Дэвид погиб в результате несчастного случая, во время катания на коньках. Эта трагедия потрясла семью, а мать детей до конца своих дней считала старшего сына «вечным мальчиком, который никогда не повзрослеет» [3].
Но есть и другое мнение. Писатель получил признание при жизни: ему был присвоен титул баронета (1913), он был награждён орденом «За заслуги» (1922), имел много других знаков отличия. Но хотя Барри был богат и знаменит, по свидетельствам очевидцев, он не был счастлив: его семейная жизнь не сложилась, и у него не было детей. Он дружил с большой многодетной семьей Левелин Дэвис и всячески помогал им, а после смерти родителей стал опекуном пятерых мальчиков. Дети Дэвисов заменили Барри семью, он был к ним очень привязан. Именно благодаря этим мальчикам и появился Питер Пэн, характер которого Барри списал с юных Левелин Дэвис. Один из ближайших родственников – потомков писателя – Дэвид Барри вспоминает: «Пока дети были маленькие, они проявляли ответные чувства, но, подрастая, они неизбежно отдалялись от своего приёмного отца. Во время Первой мировой войны один из сыновей погиб на фронте. Ещё одним ударом для писателя стала смерть моего дедушки, любимого племянника Дж. М. Барри, погибшего в битве на реке Сомме в 1916 году. Позже, уже в мирное время, утонул другой его приёмный сын – студент Оксфордского университета. Барри был просто раздавлен этими потерями и так и не оправился от них» [1]. Таким образом, можно сказать, что образ Питера Пэна – собирательный, но в нем отражено разочарование Барри из-за утраты детской непосредственности и внутренней свободы, жажды игр и приключений, которая присуща каждому ребёнку.
Главный герой Питер Пэн, будучи совсем младенцем (ему было всего семь дней), сбежал из дома через окно третьего этажа: “It was because I heard father and mother,” he explained in a low voice, “talking about what I was to be when I became a man.” He was extraordinarily agitated now. “I don't want ever to be a man,” he said with passion. “I want always to be a little boy and to have fun. So I ran away to Kensington Gardens and lived a long long time among the fairies” [2]. Он умеет летать, ибо, по мнению Барри, все младенцы произошли от птиц и обладают этой способностью. Просто не все это помнят.
Он не принимает никаких атрибутов взрослости. Он живет без чувства реальной ответственности и эмоциональной вовлеченности. В повести говорится: “… And you felt it was his cleverness that interested him and not the saving of human life. Also he was fond of variety, and the sport that engrossed him one moment would suddenly cease to engage him, so there was always the possibility that the next time you fell he would let you go” [2]. У него отсутствует эмпатия, он не способен ощущать вину и чувствовать ответственность за свои поступки. Питер не в состоянии понять, как можно чем-то, особенно самим собой пожертвовать ради другого. Когда, чтобы спасти Питера, фея Динь-Динь выпивает предназначавшийся ему яд, он с недоумением вопрошает: «Зачем ты это сделала?»
Питер Пэн неблагодарен и самоуверен, эгоистичен и капризен. Он не отблагодарил Венди за то, что она пришила ему тень обратно, он присвоил себе ее труд: “… He was now jumping about in the wildest glee. Alas, he had already forgotten that he owed his bliss to Wendy. He thought he had attached the shadow himself. “How clever I am!” he crowed rapturously, “oh, the cleverness of me!”
It is humiliating to have to confess that this conceit of Peter was one of his most fascinating qualities. To put it with brutal frankness, there never was a cockier boy” [2].
Питер постоянно все забывает. “Peter was not with them for the moment, and they felt rather lonely up there by themselves. He could go so much faster than they that he would suddenly shoot out of sight, to have some adventure in which they had no share. He would come down laughing over something fearfully funny he had been saying to a star, but he had already forgotten what it was…” [2]. Он живет только «здесь и сейчас», вне времени: для него нет ни прошлого, ни будущего.
Чем отличается взрослый человек от ребенка? В первую очередь, способностью нести ответственность (как минимум) за свою жизнь. В данном произведении представлен эдакий мальчик – веселый, легкомысленный, эгоистичный, безответственный, самовлюбленный и отчаянно не желающий взрослеть. Когда мама Венди сказала Питеру, что усыновила всех мальчишек из Нетландии и охотно усыновит и его, он поинтересовался:
“Would you send me to school?” he inquired craftily.
“Yes.”
“And then to an office?”
“I suppose so.”
“Soon I would be a man?”
“Very soon.”
“I don't want to go to school and learn solemn things,” he told her passionately. “I don't want to be a man. O Wendy’s mother, if I was to wake up and feel there was a beard!”
“Peter,” said Wendy the comforter, “I should love you in a beard;” and Mrs. Darling stretched out her arms to him, but he repulsed her.
“Keep back, lady, no one is going to catch me and make me a man” [2].
Никому не удастся сделать из него взрослого мужчину – вот в чем суть позиции Питера Пэна.
Прошло много лет и Питер, не имеющий чувства времени, вновь прилетел в знакомый дом. Сам он ничуть не изменился: “Нe was exactly the same as ever” [2]. Он думал, что и Венди осталась прежней, но когда узнал правду, не смог сдержать слез: “He looked at the sleeping child and started to cry” [2]. Питер Пэн был весьма огорчен, когда узнал, что у Венди появился маленький ребенок и ей есть о ком заботиться. Ведь он вернулся за ней, спустя столько лет, чтобы вновь улететь вместе в беззаботную страну Нетландию.
Повесть «Питер Пэн и Венди» очень открытая и добрая книга, которая придется по душе любому ребенку (даже очень большому); с ней следует познакомиться каждому, в ком живет детская любознательность, чистота и непосредственность. И не случайно в XX веке образ Питера Пэна часто встречался в детской литературе, мультфильмах, кино и даже сериалах («Неверлэнд» (2011), «Однажды в сказке» (2011)). Стивен Спилберг в своей кинокартине «Капитан Крюк» (1991) попытался максимально близко к оригиналу поведать нам историю столь необычного и нежелающего взрослеть мальчика и даже упомянул причины его появления.
Но есть у этой книги и другая сторона. Ее главный герой – воплощение инфантильности, столь распространенной в наше время. «Мне скоро сорок лет, но я по-прежнему чувствую себя юным. Я не хочу создавать семью. Я не желаю нести ответственность не то что за чужую, но и за свою жизнь. Мне вполне комфортно и так …». Когда мы слышим такие восклицания, то всегда вспоминается сказка «Питер Пэн и Венди» (1911) Джеймса Барри. Настолько точно автор уловил и отразил определенную тенденцию, определенное психологическое явление. Достаточно большое количество формально взрослых людей, которые, как правило, работают, вступают в отношения, и даже, иногда, задумываются о создании семьи и рождении детей, по-настоящему не хотят быть «взрослыми». Человеческое счастье для них состоит в том, чтобы развлекаться, получать удовольствие и ни за что не отвечать. Мир для них – это один большой предмет вожделения, они – маленькие дети, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся, но не желающие совершать поступки. Они эгоистичны, горды собой, безответственны, живут вне времени и пространства, днем сегодняшним, и не хотят задумываться о последствиях своих поступков. Они подобны Питеру Пэну – герою этой недетской детской повести-сказки. Вот почему она по-прежнему актуальна и популярна не только среди детской аудитории.
Список литературы:
- Барри, Джеймс М. Питер Пэн и Венди / Джеймс М. Барри // Москва «Махаон», 2011, с. 1.
- Barrie, J. M. Peter and Wendy [Электронный ресурс] / J. M. Barrie // Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/16/16-h/16-h.htm.
- Почему Питер Пэн никогда не взрослеет? [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbc1ec4c6be9900b2455635/pochemu-piter-pen-nikogda-ne-vzrosleet-5edb62b7e8e24e636af4ec9e.
Оставить комментарий