Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 25(111)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал
КАТАРСИС И МИМЕСИС В ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА
CATHARSIS AND MIMESIS IN THE PHILOSOPHY OF ART
Ekaterina Dadonova
student, Department of philosophy and history, Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov,
Russia, Ryazan
Viktoria Dyakova
student, Department of philosophy and history, Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov,
Russia, Ryazan
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлены идеи Аристотеля в философии искусства, а также значение катарсиса и мимесиса в медицине.
ABSTRACT
This article presents the ideas of Aristotle in the philosophy of art, as well as the significance of catharsis and mimesis in medicine.
Ключевые слова: философия, искусство, катарсис, мимесис, медицина, Аристотель.
Keywords: philosophy, art, catharsis, mimesis, medicine, Aristotle.
Античное художественное сознание выступало как синкретичное, т.е. целостное по своей природе.
Любопытно проследить, как эволюционировало понятие гармонии в античном художественном сознании. Если первоначально гармония воспринималась главным образом космологически, т.е. как экстраполяция всех объективных свойств Космоса, то впоследствии гармонию стали находить в земном, повседневном мире людей, где она нередко несет на себе отпечаток индивидуального отношения.
Эстетически прекрасное в античности понималось одновременно и как этически нравственное в своей основе, как центр всех идеальных качеств, охватывая истинное, справедливое и иные превосходные ипостаси. Это осознание, без сомнения, обнаруживает единство, свойственную восприятию античного человека, для которого чувственный, телесный компонент прекрасных объектов органично совмещался с высоким духовным, символическим содержанием. Прекрасное как объективное свойство, заданное самой природой, и прекрасное как субъективное чувство удовольствия сосуществуют и мыслятся нераздельно.
Итак, одна из причин возникновения искусства, в том числе поэзии, по Аристотелю, это склонность человека к подражанию. Вторая причина изложена довольно неясно, что породило большое количество комментариев и интерпретаций. Обычно говорят, что первой причиной является инстинкт человека к подражанию и его любовь к гармонии, а второй — наслаждение, какое человек обычно испытывает при обнаружении сходства. Аристотель действительно отмечает тот факт, что людям нравятся искусно сделанные копии таких вещей, как мертвое тело человека или рыба и жаба, которые в реальном облике неприятны. И тем не менее возможно предположить, что вторая, неясно трактуемая Аристотелем причина возникновения искусства не связана именно с пассивным подражанием. То, что имеет в виду Аристотель, — это, скорее, полезность и необходимость участия искусства в процессе преобразования мира человеком и обустройства им собственной жизни. Аристотелевский принцип «искусство подражает природе» не означает, что искусство копирует природу. Аристотель имеет в виду, что искусство делает то же самое, что делает природа, — оно создает формы.
Когда учёные размышляют об аристотелевском понятии катарсиса, они подчеркивают значимость такого условия его возникновения, как ощущение собственной защищённости. С одной стороны, мы перемещаем себя на место героев, а с другой — мы ни на минуту не забываем, что перед нами вымышленный мир, художественное произведение, что это все случается не с нами. Ощущение себя участником и в то же время зрителем — значимая особенность полноценного художественного переживания и катарсиса.
Мимесис
Аристотель в своем не полностью сохранившемся трактате «Об искусстве поэзии» рассматривал сущностные аспекты поэтического искусства. Развивая античную традицию, он видел смысл искусства в мимесисе.
Уже с античности европейская философская идея довольно ясно показала, что основу искусства как особой человеческой деятельности составляет мимесис – специфическое и разнообразное подражание. Исходя из того, что все искусства базируются на мимесисе, самую суть этого понятия мыслители античности истолковывали по-разному.
Собственно эстетическая концепция мимесиса принадлежит Аристотелю. Она включает в себя и адекватное отображение действительности (изображение вещей такими, «как они были или есть»), и деятельность творческого воображения (изображение их такими, «как о них говорят и думают»), и идеализацию действительности (изображение их такими, «какими они должны быть»). В зависимости от творческой задачи художник имеет возможность сознательно или идеализировать, возвысить собственных героев (как поступает трагический поэт), или представить их в смешном и неприглядном виде (что свойственно авторам комедий), или изобразить их в обычном виде. Цель мимесиса в искусстве, по Аристотелю, – приобретение знания и возбуждение чувства наслаждения от воспроизведения, созерцания и познавания предмета.
На сегодня достаточно очевидно, что мимесис является неотъемлемой потребностью человеческой деятельности и в принципе не может быть исключен из эстетического опыта человека, какие бы исторические трансформации он ни претерпевал. И таким образом он остается сущностным принципом искусства, свидетельствуя о конце классической эстетики и классического ( = миметического) искусства.
Суть миметического искусства в целом составляет изоморфное (сохраняющее конкретное сходство форм) отображение, или выражение с помощью образов. Искусство – это образное, т.е. принципиально невербализуемое (адекватно не передаваемое в речевых словесных конструкциях, или формально-логическим дискурсом) выражение некой смысловой действительности. Отсюда художественный образ – главная и более общая форма выражения в искусстве, или основной способ художественного мышления, бытия произведения искусства. Мимесис в искусстве наиболее полно осуществляется с помощью художественных образов.
Катарсис
Главное назначение миметического искусства (трагедии, в частности) Аристотель усматривал в катарсисе «очищении от аффектов».
Термин «катарсис» происходит от греческого глагола katharein — очищать. Он присутствует в работах многих учёных древней Греции, Платон употребляет это слово в значении отделения духовного от телесного и восхождения познания от красоты тела к красоте души. Однако теоретический смысл и систематическую разработку это понятие приобретает только у Аристотеля, который использует его для понимания сущности трагического.
Теория античного катарсиса Аристотеля выдвигала четырехчленную формулу очищения: подражание-страх-сострадание-наслаждение. Катарсис означал поочерёдный процесс взаимодействия этих составляющих, а отсутствие хотя бы одного из элементов означало бы, что дело здесь идет не о катарсисе, а о чем-то другом.
Концепция катарсиса, высказанная в «Поэтике» Аристотеля, значительно уточняет понимание очищения. Прежде всего, здесь он говорит о музыкальном катарсисе, распространяя очищение на область музыки. А во-вторых, он связывает здесь очищение «путем сострадания и страха» с удовольствием, так как он полагал, что без очищения вообще не может быть никаких целесообразных эмоций. Поэтому если катарсис Аристотеля имеет медицинское, терапевтическое значение, то это происходит только при условии, что он приносит при этом эстетическое наслаждение.
Согласно Аристотелю, искусство для человека, который переживает произведение искусства, считается добром (или целью) само по себе. Мы могли бы сказать, что основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие искусства. Благодаря этому разряду нам начинает казаться, что мы переживаем только призрачные чувства. На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство. Ближайшей его особенностью является то, что оно уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии.
В данном превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции.
Новое понимание катарсиса как явления двустороннего, синтезирующего эстетический и психологический аспекты, предложил советский психолог Л. С. Выготский в работе “Психология искусства”. Применяя аристотелевский термин, Выготский, различая в художественном произведении две группы эмоций: эмоции, вызываемые содержанием, и эмоции, вызываемые формой, демонстрирует, “что они находятся в постоянном антагонизме, они направлены в противоположные стороны». Эмоции, вызванные содержанием, вполне вероятно, жестоким и безобразным, преодолеваются высоким эстетическим наслаждением, связанным с формой, в которой существует содержание. То есть, эстетическая реакция заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, находит свое уничтожение.
Можно согласиться с Выготским в его утверждении, что катарсис не является исключительно психологическим феноменом. Если вспомнить, что античное художественное сознание обладало целостностью, то можно предположить, что переживание катарсиса позволяет человеку восстановить гармонию в своей собственной душе посредством приобщения к общечеловеческому опыту, пережитому как личный, индивидуальный опыт.
В обычной жизни мозг человека старается защититься от стрессовых, негативных ситуаций в прошлом, перемещая всё в бессознательное. Тем самым проблема не разрешается, а загоняется ещё глубже в подсознание и продолжает отравлять жизнь в настоящем. Пережив катарсис, пациент проживает негативный опыт и освобождается от этого давления, получает толчок к своему развитию, способность двигаться дальше, самосовершенствуется и становится чище, лучше.
Итак, искусство, как показывает Аристотель, обладает способностью трансформировать эмоции, превращать их в род удовольствия, связанного с познанием. Данная способность относится к самой природе искусства и является следствием подражания. В отличие от чисто интеллектуального понимания смысла события или чисто эмоционального восприятия его в жизни отношение к произведению является чем-то вроде "умной эмоции". Это и есть эстетический ответ па произведение искусства, а катарсис - одна из его форм: ответ не на реальность, а на "видимость" реальности, не на факт бытия, а на художественный факт, на художественную целостность, построенную на основе миметического принципа.
Необходимо помнить и о том, что эстетические чувства и переживания становятся таковыми лишь в том случае, если они являются частью высшего духовного переживания и значения, т.е. наполняются определенным социально-культурным смыслом.
Любое талантливое произведение, вызывая в душе человека эстетические чувства и эстетические переживания, опосредованным образом, обращаясь к некоторому идеалу (положительному или отрицательному), формирует и нравственные качества личности. Приобретаемый в общении с искусством духовный опыт есть опыт особый, который иначе, чем через искусство, приобретен быть не может, он совершенно уникален. Вот, думается, один из величайших выводов и теоретических достижений эстетики Аристотеля.
Можно сказать, что эстетические идеи Аристотеля послужили основанием для формирования эстетики как науки и, в качестве источника многочисленных интерпретаций, оказывают влияние на современную философию искусства.
Сейчас искусство, которое наиболее полно осуществляется с помощью художественных образов (мимесис), назидает, воспитывает, образовывает, то есть предпосылает акту подражания обязательный катарсис. Катарсис же играет определенную роль в эстетическом воспитании, духовном росте личности, в гармонизации внутреннего, душевного состояния человека. Катарсис и можно и даже нужно использовать для лечения неврозов у пациентов, так как владение катарсическим методом позволяет, если не полностью уничтожить невротический эффект, то, по крайней мере, может трансформировать его настолько, чтобы повернуть процесс невротизации в обратном направлении.
Список литературы:
- Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с.
- Гладких Н. В. Катарсис смеха и плача // Вестник ТГПУ. 1999. №6 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/katarsis-smeha-i-placha (дата обращения: 08.07.2020).
- Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000.- 434 с.
- Куренкова Р.А. Эстетика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 367 с.
- Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
Оставить комментарий