Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(109)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ В XIX В.
Превращение России в XIX в. в государство, включающее в себя более 100 народностей которые принадлежали к разным конфессиям, поставило перед духовной и светской властями задачу присоединения нерусских народов в общероссийское культурное поле. Ключевым направлением внутриполитического курса самодержавия по отношению к народам Среднего Поволжья становится просветительская и религиозно-реформаторская деятельность.
В предреформенный период государственная власть возлагала свои надежды на просвещение нерусских народов. В либеральные годы правления Александра I государство старается ограничить миссионерскую деятельность РПЦ на территориях с неправославным населением, но уже после Отечественной войны 1812 г. возвращается традиционный курс на обращение в христианство. Из состава церкви отправлялись специальные люди в различные окраинные местности России, населенные преимущественно неправославными народами, со особой миссией призыва в православную веру. Первый шаг на пути формирования национальных форм на территории региона возник в 1818 году с открытием в Казани Библейского общества. Следствием деятельности Казанского комитета Российского Библейского общества явилось перевод и выпуск церковных книг на языках поволжских народов. В скором времени миссионерское движение, получившее начало в Библейском обществе, прекратило свою деятельность, подвергаемое осуждениям со стороны церковных консерваторов, за неправильный, с их точки зрения, перевод и отход от православных устоев.
В пореформенный период происходят знаменательные события в истории развития коренных народностей Среднего Поволжья. Начавшиеся в России во второй половине XIX в. буржуазные модернизации повлекли за собой множество изменений в экономической, социокультурной и национальной политике государства. Под воздействием «великих реформ» Александра II происходит развитие религиозного обучения в школах. Появляются школы для марийцев,удмуртов, кряшен, где они могут получть первоначальное образование не на русском, а на своём языке. Данное событие наложило отпечаток на эволюцию их культур и образование местной интеллигенции.
Казанская губерния стала признаваться в качестве центра образования поволжских земель. Здесь была создана идеология Н. И Ильминского о просвещении не только школьном, но и религиозно-ориентированном, пропаганде христианства среди местного населения. Он достаточно глубоко изучил магометанство и решил отказаться от насильственного крещения в пользу "мягкого" обучения, воспитания на родном языке, с постепенным вовлечением в православие. Реализуя этот проект в 1865 году была организована Казанская центральная школа для татар-кряшен. Ильминский считал, что «фанатик без русского образования сравнительно лучше, чем по-русски цивилизованный татарин» [1, С. 5].
Еще одним важным событием являлось открытие миссионерского учреждением «Братства святого Гурия» в 1867 году. Деятельность Братства в чите религиозного просветительства способствовала полноценному развитию религиозно-просветительской деятельности среди чувашей, мордвы, марийцев, крещеных татар, удмуртов. По мнению И.К. Загидуллина, «царское правительство пустило в ход утонченную формунационального угнетения, которая была разработана Н.И. Ильминским. Для реализации замыслов главного миссионера в Казани была создана особая организация» [2, С. 103].
Руководство Братства святителя Гурия внимательно относилось и к образованию удмуртского населения. Удмуртские деревни были окружены татарскими мусульманскими народами , что создавало благоприятную почву для исламизации вотяков. Поэтому не случайно по отношению к последним Братство «стремилось выполнить свою главную задачу – подготовить из среды удмуртов таких людей, которые могли бы пополнить ряды духовенства удмуртских приходов» [3]. Причем усиление процесса исламизации удмуртов на рубеже XIX–XX вв. вынудило руководство Братства святителя Гурия увеличить количество удмуртских школ практически в два раза.
Таким образом, со вступлением России в новую эпоху становления капитализма и началом преобразования всех сторон государственной жизни в в XIX – начале XX вв. стали оформляться органы православных учебных заведений, занимавшихся подготовкой квалифицированных кадров миссионеров для работы среди тюркских и финно-угорских народов Среднего Поволжья. Казанская духовная семинария, Казанская центральная крещено-татарская школа, учебные заведения Братства святителя Гурия являлись основными центрами просветителской деятельности. Миссионерской школьной системе удалось достичь определенных результатов в становлении православия среди удмуртского, мордовского, чувашского и марийского населения. Благодаря усердной деятельности миссионерских организаций впервые на разговорных языках местных нерусских народов были опубликованы тексты церковной службы, молитв, Евангелия, а также комментариев к ним. Тем не менее миссинеры не смогли полностью остановить процесс. Однако миссионерам не удалось остановить процесс возвращения из православия крещеных инородцев, и распространения в регионе ислама.
Список литературы:
- Ильминский Н.И. Беседы о народной щколе. Казань, 1911. С. 5.
- Загидуллин И.К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. – Казань, 2000. – 231 с.
- Устав Братства святителя Гурия при Казанском кафедральном соборе Утв. 5 авг. - 6 ноября 1898.– URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_v19_rc_1239024/ (дата обращения : 23.05.2020).
Оставить комментарий