Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(109)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Бессонова Е.С. РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ НА МАТЕРИАЛЕ ШОУ «БЛОНДИНКА В ШОКОЛАДЕ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 23(109). URL: https://sibac.info/journal/student/109/184015 (дата обращения: 24.11.2024).

РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ НА МАТЕРИАЛЕ ШОУ «БЛОНДИНКА В ШОКОЛАДЕ»

Бессонова Евгения Сергеевна

магистрант, кафедра теории языка и русского языка, Южный федеральный университет,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Исследователи вопроса речевых стратегий и тактик в своих классификациях исходят из самого определения речевой стратегии – «специфические способы речевого поведения, осуществляемые под контролем глобального намерения» [1, с. 104]. Цели могут быть как общими (создание имиджа, проявление власти), так и частными (попросить, утешить). В связи с этим выделяют общие и частные стратегии. Также выделяют основные и вспомогательные стратегии. В качестве основных называют наиболее значимые с точки зрения намерений и целей говорящего, и они чаще всего непосредственно связаны с влиянием на мировоззрение адресата речи. Их выделяют в группу когнитивных стратегий. Вспомогательные стратегии помогают оптимально организовать течение беседы с учетом компонентов коммуникативной ситуации. Так, стратегии, построенные с учетом автора, адресата, канала связи, коммуникативного контекста принято называть прагматическими или коммуникативно-ситуационными. Еще один тип стратегий – диалоговые. Они позволяют контролировать ход беседы для конструирования лучшего её течения. Третья группа стратегий – риторические, в которых используются приемы и техники ораторского искусства для более эффективного воздействия на адресата. При этом на практике стратегии могут смешиваться для соответствия конкретной коммуникативной ситуации.

Стратегии призваны корректировать мировоззрение адресата и для достижения конечной цели коммуникации. Для более конкретных действий применяют речевые тактики, которые состоят из речевых ходов. Речевая тактика – одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии. Они позволяют конструировать беседу с учетом реакции адресата на уже примененные ходы, но придерживаясь конечной цели. Следует отметить, что одни и те же ходы могут применяться при различных тактиках и стратегиях, поэтому затруднительно установить статическую связь между ними.

Одной из речевых стратегий является стратегия самопрезентации. По типологии О.С. Иссерс она относится к прагматической группе. Однако сама ученая признает, что стратегия самопрезентации может быть рассмотрена также в русле диалоговой и риторической групп, поскольку зависит от того, как складывается взаимодействие коммуникантов в диалоге, и от приемов, которые использует говорящий для оптимизации речевого воздействия. В этой статье мы более подробно рассмотрим стратегию самопрезентации на материале реалити-шоу «Блондинки в шоколаде», поскольку эта специфическая программа демонстрирует сцены из жизни Ксении Собчак с её комментариями и является ярким примером самопрезентации.

Понятие самопрезентации в социальной психологии обозначает «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать у окружающих и у самого себя благоприятное впечатление» [4, с. 129]. В лингвистике, согласно одной из точек зрения, самопрезентация рассматривается как «коммуникативная (в том числе вербальная) стратегия управления впечатлением о говорящем у адресата» [3, с. 33]. О.С. Иссерс считает, что стратегия самопрезентации в той или иной степени реализуется практически в любом речевом действии. Поскольку стратегия реализуется через тактики, рассмотрим тактики, встречающиеся в исследуемом шоу.

Е.А. Ковригина делит тактики самопрезентации на прямые и непрямые. Прямые тактики основываются на демонстрации профессиональных достоинств, продвижения продукта профессиональной деятельности, поддакивания, проявления дружелюбия, демонстрации общественной значимости, демонстрации нравственных качеств. Непрямые тактики основываются на коммуникативных техниках ссылки на обстоятельства, опровержения порочащих мнений, проведения параллелей с окружением.

Тактика передачи субъективной информации о себе. Под субъективными характеристиками личности понимают оценку говорящим своих внешних данных, черт характера, интеллектуального уровня, жизненного опыта, интересов. Можно выделить формальные приемы:

1. Личное местоимение «я» плюс набор характеристик. В шоу Ксения рассказывает о своей любви к аутентичным вещам: «Семечки я люблю. Я вообще очень люблю все такое аутентичное».

2. Предикаты внутреннего состояния, с помощью которых респонденты эксплицируют свои пристрастия, наклонности («я люблю», «я чувствую», «склонен к»): «Машины я люблю хорошие».

3. Использование конструкции «у меня» и оценки какого-либо личного или делового качества. Ксения Собчак в шоу демонстрирует отношение к собственной внешности: «У меня вот так [позирует на фотосъемке] нормальный нос, что он ненормальный? Ну большеватый, ну не курносый, что теперь»; оценивает свой характер: «У меня характер такой, что ни один мужик его не выдержит»;

К лексико-семантическим и синтаксическим средствам реализации тактики передачи субъективной информации о себе относятся:

1. Демонстрация своих интересов, предпочтений. В шоу Ксения демонстрирует любовь к чтению: «В книжных магазинах, к сожалению, бываю редко, я куда-нибудь улетаю, захожу в киоск при аэропорте, покупаю какую-то книгу и вот в самолете читаю». Это позиционирует её как человека занятого, который уделяет чтению единственное свободное время.

2. Демонстрация мнений. Ксения дополняет своё высказывание про чтение мнением о его важности вообще, а также обеспокоенностью тем, что современная молодежь не читает: «Вообще меня очень беспокоит тот факт, что наша молодежь не читает, а если читает, то в основном либо Дарью Донцову, либо журнал «Дом-2», как бы это не прискорбно звучало. Когда ты читаешь у тебя совершенно по-другому строится речь, совершенно другие метафоры, другие образы, поэтому я считаю, что это очень важная вещь». Выражению мнения способствует использование сложных синтаксических конструкций, сопровождающееся пояснениями и примерами.

Тактика акцентирования положительной информации о себе. Данная тактика призвана создать достойный образ респондента у потенциальных читателей / зрителей. Реализация тактики заключается в игре адресанта на предрасположенности адресата сопереживать, сочувствовать. В своем шоу Ксения признается в своей любви к матери: «Любимое у неё [матери] занятие – это сразу … посетовать на жизнь, покритиковать. Но я её очень люблю, поэтому от неё мне даже это приятно слышать».

Тактика акцентирования отрицательной информации о себе. Эта тактика направлена на демонстрацию нестандартных индивидуальных качеств личности. Она реализуется посредством отрицания привычных норм поведения и шокирующих заявлений. Так в одной из серий Ксения читает сообщения на чужом телефоне и далее комментирует: «Я вообще да, люблю так подкалывать людей, плюс он же должен был понимать, что я девушка, ведусь на все блестящее, и оставил свой серебристый телефон. Ну я же не могла не залезть, я же настоящая ворона», «.. я девушка невоспитанная».

Тактика солидаризации с адресатом, то есть создание впечатления общности взглядов, интересов, устремлений, ощущения «психологического созвучия» говорящего и аудитории. Эта тактика реализуется через выбор иллокуций единения и сплочения. В примере Собчак использует местоимение «мы»: «На эту премию я не пойду, мы против наркотиков».

Тактика дистанцирования. Заключается в противопоставлении «мы» – «они» с обязательным дистанцированием от тех, кто образует «чужой» круг. Причем оценка «своего» круга всегда положительна, оценка «чужого» круга всегда отрицательна. В шоу Ксения отвечает на слова матери: «.. мне кажется, что ты уже как-то переросла гламурный образ легкомысленной блондинки. … Мне как матери обидно, что все думают, что ты такая вот на самом деле». Её ответ дистанцирует её от круга зрителей, которые принимают создаваемый образ за реальную личность Ксении Собчак: «Пусть думают, меня это устраивает. Это главное».

Тактика самопродвижения. Прием продвижения продукта профессиональной деятельности: «Книга о красивой жизни и как в эту красивую жизнь попасть. Мы там классифицируем всех мужчин по подвидам, ассоциируя их с животными. Мы каждый пишем свой кусок текста, потом мы компилируем, смотрим у кого что получилось, приперчиваем какими-то хорошими шуточками, ну и в общем-то отдаем на литературную редактуру».

Как мы видим, в шоу «Блондинка в шоколаде» использовано богатое разнообразие тактик воплощения стратегии самопрезентации. Это демонстрирует, что одной из основных целей шоу является создание образа главной героини – Ксении Собчак.

 

Список литературы:

  1. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – Омск: Омск. гос. ун-т. 1999. – 285 с.
  2. Ковригина Е. А. Коммуникативная стратегия самопрезентации в дискурсе интернет-интервью: Автореф. дис. канд. филолог. наук. Кемерово, 2010. – 24 с.
  3. Лаппо М. А. Самоидентификация: семантика, прагматика, языковые ресурсы: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - 180 с.
  4. Майерс Д. Социальная психология. – М.: 2002. – 793 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.