Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(109)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
АННОТАЦИЯ
В статье предлагается общий обзор истории развития методики преподавания рисунка в Древней Греции и в Эпоху Возрождения, а также их сравнение и влияние на дальнейшую судьбу изобразительного искусства.
Ключевые слова: методика, преподавание, рисунок.
За все время своего существования методика преподавания рисунка претерпела значительные изменения. Опираясь на систему преподавания рисования в Древнем Египте, греческие художники переосмыслили собственные принципы и методы обучения и воспитания.
Именно древнегреческие художники поставили во главу искусства – образ человека, они призывали молодых художников наблюдать и внимательно изучать жизнь. Причиной этому была особенность древнегреческой религии – ее антропоморфизм, что в свою очередь отразилось и на изобразительном искусстве. Так и начинается греками доскональное изучение человеческого тела.
На данном этапе греками выдвигается и успешно решается новая проблема в изобразительном искусстве – научный подход к рисованию. В окружающем мире нет ничего случайного, все гармонично и закономерно. Отсюда следует неразрывная связь рисунка с другими науками, прежде всего с математикой, а в частности с геометрией.
Нельзя не отметить вклад Поликлета в развитие методики преподавания рисунка. В 432 году до н.э. в своем сочинении Поликлет устанавливает новые пропорциональные членения фигуры человека. Также, благодаря ему, разрешилась проблема «contrаpposto» (от итал. «Противоположность»). Именно он смог продемонстрировать внутреннюю подвижность стоящей фигуры, в которой одна из ног является опорной. Это открытие позволило сделать позу изображаемой фигуры более естественной, лишило ее скованности, что он и продемонстрировал на примере собственной статуи «Дорифора», которая служила образцом для художников.
Настоящей революцией в области рисования стало решение Аполлодора Афинского моделировать объем фигуры тоном (светотенью) на плоскости. Данное нововведение потребовало и совершенно иных методов преподавания. Так, например, много усовершенствований в методику изображения объемных предметов на плоскости посредством светотени внес его ученик – прославленный древнегреческий художник Зевксис. В следствие стремления древнегреческих мастеров к реалистичности изображения потребовались новые методы и принципы обучения рисунку, одним из которых стало рисование с натуры.
К IV веку до н. э. уже существовало три школы рисунка: Фиванская, Эфесская и Сикионская. Первые две стремились к реалистичности изображения, уделяя внимание в основном работе над тоном, при этом страдал рисунок, пропорции человека и его анатомические особенности. В этом плане их превзошла Сикионская школа, основателем которой был Эвпомп. Главным принципом обучения в ней являлся научный подход к рисованию. Именно Сикионская школа оказала значительное влияние на дальнейшее развитие системы преподавания изобразительного искусства.
Основатель школы – Эвпомп – будучи прекрасным живописцем, был сторонником строгости в рисовании, он проводил точные замеры натуры, что позволяло создавать грамотные академические работы. Ученик Эвпомпа – Памфил – был очень образованным человеком, а также являлся главой Сикионской школы. По его мнению, без успехов в геометрии достичь достойного результата в рисунке невозможно. Ведь именно эта наука как нельзя лучше развивает пространственное мышление, которое необходимо задействовать при рисовании на плоской поверхности.
В свою очередь ученик Памфила Апеллес – один из самых известных художников древности – привнес много нового в методику обучения изобразительному искусству. Обучение своих подопечных он начинал со знакомства с технологией и техникой рисунка и живописи. Он сформировал такие принципы обучения будущих художников, как: ежедневная работа, регулярность в рисовании; стремление не копировать увиденное, а понимать, анализировать, и передавать лишь свойственные натуре черты; совершенствование зрительной памяти и рисование по ней.
К IV в. до н. э. греческие художники научились передавать не только объем предметов на плоскости, но и научились обращаться с перспективой, что позволило решать более сложные художественные задачи.
Таким образом, можно сказать, что именно достижения греков в области рисования стали основополагающими для дальнейшего развития не только искусства и методов его преподавания, но и науки, в том числе.
В эпоху Возрождения художники заново разрабатывают методику преподавания изобразительного искусства. Сильнейший толчок на пути развития искусства эпохи Возрождения оказывает культура Античности. Возникает интерес к древнегреческой культуре, происходит что-то вроде ее возрождения, восстановления. Из этого собственно и вытекает название столь важного исторического периода.
Отличительной особенностью эпохи Возрождения является антропоцентризм, т.е. философское представление, согласно которому центром Вселенной и целью всех совершающихся в ней событий является человек.
Художники Возрождения, как и древнегреческие, были убеждены в необходимости научного подхода к изобразительному искусству и руководствовались следующими принципами: рисование с натуры с использованием знаний о законах перспективы, человеческой анатомии и так далее. Процесс обучения рисованию выстраивался на основе бесконечной практики и занимал многие годы, под руководством мастера ученик знакомился с техникой рисования и технологией материалов. Так как основой всего был прежде всего рисунок, обучение ему было тщательно систематизировано. В начале своего пути молодые художники рисовали на буковых дощечках, знакомились с простейшими основами технологии живописи. Таким образом, спустя несколько лет ученик становился подмастерьем, и ему можно было доверить частичное выполнение заказных работ мастера.
В основе методики обучения рисованию в эпоху Возрождения прежде всего лежит теория. Так, для флорентийского художника Леона Баттисты Альберти рисование являлось настолько же серьезной наукой, как и математика, со своими законами и правилами. Для Альберти рисование есть глубоко осмысленное занятие, а не набор безотчетных действий. В своих научных трудах Альберти излагает последовательную систему обучения, от простого к сложному: сначала рассмотрение точки и прямых линий, затем знакомство с различными углами, и только после этого работа с плоскостями и объемными телами. Также в обучении рисованию Альберти важной составляющей считал наглядность требуемого результата. Интересным является его совет начинающим художникам выбирать для работы большой формат, так как на маленьком с легкостью скрадываются все ошибки. На крупном изображении этого удается избежать, в результате получается более грамотный рисунок. Знаменитый прием с прищуриванием глаз для того, чтобы лучше выявить освещение, также принадлежит ему.
Леонардо да Винчи не выдвигает принципиально новых методов в области рисования, в основном занимается совершенствованием уже имеющихся. Он так же, как и его предшественник Альберти, считает рисование с натуры основополагающим моментом в обучении рисунку. Некоторые принципы преподавания рисунка Леонардо да Винчи рассматривает значительно глубже Альберти. Например, использование восхваляемой Альберти завесы, по мнению Леонардо, оказывается достаточно вредным для ученика.
Конечно, Леонардо да Винчи известен своей страстью к науке. Так, строение человеческого тела он изучал не только на бумаге. Вскрытие трупов позволило ему гораздо глубже изучить анатомию. Результаты вскрытий он зарисовывал, оставляя небольшие пояснения к каждому рисунку. Таким образом, в наследство осталось множество подробнейших анатомических рисунков руки Леонардо, что в очередной раз подтверждает тесную связь науки и искусства.
Для грамотного изображения фигуры человека Леонардо рекомендовал начинать рисунок с целого, а не с частного. Большое внимание он уделял развитию зрительной памяти, весь пройденный материал он предпочитал закреплять рисованием по памяти.
Важным моментом в освоении навыка рисования являлось изучение законов перспективы. Альбрехт Дюрер был первым, кто предложил пользоваться методом ортогональной проекции при построении перспективы. В построении человеческой фигуры он отталкивался прежде всего от своих знаний в геометрии. Он вводит в методику обучения рисунку использование вспомогательных линий при построении фигуры человека, что позволяет не допускать ошибок в определении пропорций. Им был также создан метод обрубовки (обобщения), который позволяет справиться со сложной задачей построения, например, головы или фигуры человека, а также правильно решить тональные задачи даже начинающему художнику.
Таким образом, изучив методы обучения рисованию в Древней Греции и методику преподавания рисунка в эпоху Возрождения, можно сделать вывод, что несмотря на огромную разницу во времени, принципы овладения искусством рисования древнегреческих художников и мастеров эпохи Возрождения во многом схожи. Прежде всего объединяет их научный подход к рисованию. В основе обучения будущего художника рисованию лежит теоретическое знание, которое на практике гарантирует ему стабильный уверенный положительный результат, а не случайный успех в работе.
Художники эпохи Возрождения смогли восстановить утраченное римлянами бесценное знание о рисовании в период античности и усовершенствовать его, дав таким образом толчок дальнейшему развитию методики преподавания изобразительного искусства.
Список литературы:
- Акимова Л. И. Искусство Древней Греции; Классика / Л. И. Акимова. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 464 с.
- Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: Зарубеж. школа рисунка. Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Черчение, рисование и труд». – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
- Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века / А. В. Степанов. – СПб.: Азбука-классика, 2003.- 504 с.
- Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. / А. В. Степанов. – СПб.: Азбука-классика, 2009.- 640 с.
Оставить комментарий