Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(109)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Салеева Ю.С., Алексушин Г.В. КУЙБЫШЕВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО ВО ВРЕМЯ ВОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 23(109). URL: https://sibac.info/journal/student/109/183902 (дата обращения: 03.12.2020).

КУЙБЫШЕВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. М. ГОРЬКОГО ВО ВРЕМЯ ВОВ

Салеева Юлия Сергеевна

студент Института экономики предприятий, Самарский государственный экономический университет

РФ, г. Самара

Алексушин Глеб Владимирович

д-р ист. наук, проф. кафедры Коммерции, Маркетинга и Сервиса, Самарский государственный экономический университет,

РФ, г. Самара

KUIBYSHEVSKY ACADEMIC DRAMA THEATER M. GORKY

 

Julia Saleeva

student, Institute of Enterprise Economics, Samara State University of Economics,

Russia, Samara

Gleb Aleksushin

doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Commerce, Marketing and Service, Samara State University of Economics

Russia, Samara

 

АННОТАЦИЯ

В статье изучается деятельность Куйбышевского академического театра драмы им. М. Горького. Изучаются особенности публики, репертуара театра во время Великой Отечественной войны.

ABSTRACT

The article studies the activities of the Kuibyshev Academic Drama Theater. M. Gorky. We study the features of the public, the repertoire of the theater during the Great Patriotic War.

 

Ключевые слова: театр, театральное искусство, Куйбышев, Великая Отечественная война, театр им. М. Горького.

Keywords: theater, theatrical art, Kuibyshev, World War II, theater named after M. Gorky.

 

В 1936 году после смерти А. М. Пешкова (творческий псевдоним – Максим Горький) властями г. Куйбышева было принято постановление «об увековечивании памяти А. М. Горького», в соответствии с которым краевому драматическому театру имени было присвоено имя писателя.

В годы Великой Отечественной войны театральное искусство претерпевало колоссальные изменения: театры перевозились из Москвы и Санкт-Петербурга эвакуировались в закрытый г. Куйбышев.

Осенью 1941 г. Большой театр, Ленинградский театр оперы и балета, Симфонический оркестр Всесоюзного радио и другие художественные коллективы были эвакуированы в г. Куйбышев. В первый год Великой Отечественной войны приказом Наркомата культуры СССР было принято решение об объединении театра оперы и балеты и театра оперетты в Куйбышевский областной театр оперы, балета и музыкальной комедии.

Куйбышевский театр драмы им. М. Горького в 1941-1945гг. встречал в своих залах артистов, художников, писателей и ученых. На встречах работников искусств, которые проводились ночами в понедельник, встречались такие известные лица как А. Толстой, Д. Шостакович, И. Козловский.[1] Помимо деятелей искусства, в партерах театра драмы располагались государственные советники, военные атташе, послы при правительстве СССР, представители иностранных посольств тоже посещали постановки Куйбышевского театра драмы им. М. Горького. [2, с.63]

1941-1945 гг. стали тяжелыми для театра. Как вспоминает Г. А. Шебуев, советский театральный актер и Народный артист РСФСР: «…театр наш был в очень трудном положении. В репертуаре не было почти ничего, что соответствовало бы происходящим в стране событиям. Зрительный зал стал пустовать, а почти весь мужской состав группы записался в ополчение», - вспоминает актер, - «…в 1941 г. я вспомнил пьесу «Ключи Берлина», которая была посвящена победоносному походу русских войск при императрице Елизавете Петровне. Было принято решение поставить эту пьесу в нашем театре. За 10 дней мы создавали декорации, что-то подбирали из декораций прежних постановок, что-то приносили из собственных домов». Спустя некоторое время, в театр драмы начали возвращаться зрители. Г.А. Шебуев вспоминает: «Вскоре зал снова начал заполняться, а фраза «Помните, что мы до Берлина дошли, а вам никогда до Москвы не дойти» вызывала всплеск эмоций и аплодисментов в зале».

Война требовала от театра изменения репертуара, они начались с предложения Г.А. Шебуева о постановке пьесы «Ключи Берлина», затем в 1942 г.. когда режиссером театра был назначен В. Вильнер, в репертуар Куйбышевского академического театра драмы были внесены следующие спектакли:

- «Нашествие» Л. Леонова;

- «Фронт» А. Корнейчук;

- «Русские люди» К. Симонова».

Спектакли «Кремлевские куранты» (1942 г.) и «Человек с ружьем» (1943 г.) стали самыми посещаемыми, билеты на них продавались быстро, залы были заполнены, в конце спектаклей зрители взрывались аплодисментами с благодарностью актерскому составу. На рисунке 1 представлены фотографии с постановок «Кремлевские куранты» и «Человек с ружьем».

 

  

Рисунок 1. Постановки «Кремлевские куранты» и «Человек с ружьем» в Куйбышевском академическом театре драмы им. М. Горького, 1942-1943 гг. [3]

 

Помимо постановок, которые игрались в здании театра, артисты в годы войны выезжали с гастролями на фронт, и в течение 1941-1945 гг. дали более 485 спектаклей.

С момента присвоения театру им. писателя А. М. Пешкова, Академический театр драмы им. М. Горького преобразился. На рисунке 2 представлены сохранившиеся фотографии театра в 1935-х гг. и в 1940-е гг.

 

  

Рисунок 2. Фасад Куйбышевского академического театра драмы им. М. Горького в 1935-е и в 1940-е гг. [3]

 

Театр заметно преобразился, и после введения новых спектаклей в репертуар снова начал заполняться зрителями. Особую зрительскую любовь в годы войны вызывала постановка под режиссурой В. Вильнера У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Особенностью постановки было то, что актеры в возрасте 40 лет исполняли роли молодых людей, и спектакль вызывал у зрителя неподдельные эмоции: он игрался до 1947 г. и назывался одним из лучших, наравне с постановкой Э. Скриба «Стакан воды». Эти постановки отражали настроение народа и передавали общую тяжелую атмосферу и условия жизни самарцев в годы войны.[1]

Из воспоминаний Г.А. Шебуева: «…когда ТАСС сообщал о победах наших войск на фронте, объявления об этом звучали в антракте со сцены. Темпераменту, с которыми мы играли спектакль, было трудно конкурировать с настоящими эмоциями и воодушевлением, с которым зрители встречали эти радостные вести».

Куйбышевский академический театр драмы и другие учреждения культуры проводили спектакли и постановки для военнослужащих и больных. В перерывах между постановками, сотрудники театра организовывали сборы, чтобы помочь нуждающимся. Так, в подтверждение тому,  публикация в газете «Волжская коммуна» за март 1944 г. публикуется письмо И. Сталина, направленное Куйбышевской администрации театра драмы: «Прошу передать сотрудникам куйбышевского государственного драматического театра им. Горького, собравшим 50 тыс. руб. на восстановление Сталинграда, 40 тыс. руб. в фонд помощи детям фронтовиков и 25 тыс. руб. на строительство танковой колонны, мой братский привет и благодарность Красной армии».[1]

В 1945 г. в день победы в театре игралась постановке «Так и будет».  Труппа Куйбышевского академического театра драмы встречала победу в подшефном госпитале. Как вспоминает директор театра И. Яценко, перед началом спектакля, он зашел в гримерку к актеру Г.А. Шебуеву, и сказал: «В последнем акте, где вы поднимаете за столом бокал за всех, кто вернулся с фронта, можете говорить на эту тему сколько хотите, помимо текста вашей роли».[1] В тот день, когда спектакль заканчивался и актеры начали рассуждать о том, что война окончена, многие зрители даже не поняли, что это импровизация, все было сыграно так, будто казалось, что это часть постановки. Однако, как потом говорил Г.А. Шебуев «…зрители все больше и больше проникались исключительностью и торжественностью этих минут. Зал гремел аплодисментами. А мы, актеры этой постановки, понимали, что эти овации посвящены не нам, а победе и народу-победителю».[1]

Когда война закончилась, Куйбышевский академический театр драмы продолжил свою работу: в течение 1950-х гг. был восстановлен актерский состав, фронтовики, которым удалось выжить, вернулись на сцену. В здании театра были обновлены интерьеры, заменены изношенные механизмы сцены и линии связи, обновлено оборудование, был проведен ремонт фасада здания.

Таким образом, театр, который был открыт еще в 1851 г., стойко пережил трудные времена для всей страны: помимо того, что актерский состав продолжал играть на сцене, подбадривая население, обыгрывая трудную ситуацию в стране своим искрометным юмором и актерским талантом, сотрудники активно принимали участие и в социальной работе – собирали средства на поддержку детей фронтовиков, на восстановление Сталинграда, строительство танковой колонны, за что личную благодарность получила администрация театра от И. Сталина. Во время Великой отечественной войны театральная жизнь в г. Куйбышеве не остановилась, а только заиграла новыми красками. Театр посещали не только местные жители, но и представители посольств, государственные советники, военные атташе, послы при правительстве СССР, знаменитые актеры и деятели искусства.[2,с.63] Куйбышевский академический театр драмы сосредоточил вокруг себя активную творческую группу людей, способных не только качественно играть на сцене, но и с добрым сердцем помогать всем, кто в сложное военное время нуждался в этом.

 

Список литературы:

  1. История театра. Официальный сайт Самарского академического театра драмы М. Горького. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dramtheatre.ru/about/history/ (дата обращения: 8.03.2020)
  2. Алексушин Г.В. Иностранные посольства в Куйбышеве – столице СССР (Самарский экскурсионный маршрут): методическое пособие. / Г.В. Алексушин – Самара: «Эдельвейс», 2012. – 63с., 117 илл.
  3. История Самарского театра драмы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://историческая-самара.рф/каталог/самарская-культура/самарский-театр-драмы.html (дата обращения 9.03.2020)
  4. Академический театр драмы им. М. Горького. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gubernya63.ru/dostoprimechatelnosti/architecture/architecture_234.html (дата обращения: 8.03.2020)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом