Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(108)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПОДДЕЛКИ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
SEPARATE MATTERS ARISING WHEN INVESTIGATION OF FORGING OR DESTRUCTION VEHICLE IDENTIFICATION NUMBER
Anastasia V. Brodskaya
Undergraduate Department of Forensics, Forensics and Legal Psychology, Baikal State University,
Russia, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
В настоящее время проблема незаконного оборота транспортных средств во многих странах встала с особой остротой. Однако рост преступности, связанной с незаконным оборотом транспортных средств, в странах Западной Европы стабилизировался, но продолжает оставаться высоким и имеет устойчивые тенденции к росту в странах Восточной Европы.
ABSTRACT
Currently, the problem of illegal traffic in vehicles in many countries has become especially acute. However, the growth of crime related to illegal traffic in vehicles in Western Europe has stabilized, but continues to be high and has steady growth trends in Eastern Europe.
Ключевые слова: транспортное средство, подделка номеров, особенности доказывания, криминалистика, производство экспертизы.
Keywords: vehicle, fake numbers, features of evidence, forensics, production of expertise.
Проблемы, связанные с незаконным оборотом транспортных средств, в последнее время, во многих странах, стала особенно острой. И Россия не является исключением. Тем не менее, рост преступности, связанной с незаконным оборотом транспортных средств, в Западной Европе, стабилизировался, но продолжает оставаться высоким и имеет устойчивые тенденции роста в Восточной Европе. Политические изменения, снижение уровня жизни в странах Восточной Европы в 90-х годах оказали большое влияние на состояние преступности в них. После удаления так называемого «железного занавеса» эти страны стали потенциальным местом для импорта угнанных автомобилей из-за слабой системы контроля и нестабильной социальной ситуации. Данное обстоятельство является основополагающим для нашей страны, поскольку рынок регионов России наводнен автотранспортными средствами, имеющими нелегальное происхождение, что в свою очередь влечет проблемы для российских граждан [9, с. 19].
Страны Восточной Европы, которые имеют очень развитый парк автомобилей, особенно в отношении самых популярных марок и моделей, имеют наибольшее значение как страны импорта угнанных автомобилей. Страны Западной Европы с обширным парком высококачественных автомобилей стали странами-экспортерами. В результате преступная деятельность, связанная с незаконным оборотом транспортных средств, переместилась в страны Восточной Европы.
Проблема незаконного оборота транспортных средств приобрела транснациональный характер. Транспортные средства в основном угнаны в странах Западной Европы, США, Канаде, Японии и вывезены в страны импорта, чаще всего на территорию Российской Федерации.
Маршруты, используемые для перевозки украденных автомобилей, в основном проходят с запада на восток. Как правило, можно выделить следующие маршруты: Балканы (похищенные автомобили перевозятся из стран Западной Европы в страны Балканского региона или через них далее на Ближний Восток); Итальянский (угнанные транспортные средства доставляются из стран Западной Европы через Словению в Италию и далее в Восточную Европу или из Италии в Албанию, Грецию и далее на балканский маршрут); Центрально-европейская (угнанные транспортные средства транспортируются из Западной Европы через Польшу, Чешскую Республику, Украину или Венгрию в Российскую Федерацию и страны СНГ); Морской путь (угнанные транспортные средства транспортируются из Западной Европы через Средиземное море на Ближний Восток или в Атлантический океан в Африку, а также на Дальний Восток и в Австралию); Испанский (угнанные транспортные средства транспортируются из стран Западной Европы в Северную Африку через Испанию); Северный (похищенные транспортные средства перевозятся или перевозятся паромом в основном из скандинавских стран и Германии напрямую или через Финляндию в страны Балтии и Российскую Федерацию) [10, с. 45].
Наибольшая преступная активность в сфере незаконного оборота транспортных средств обычно наблюдается в тех субъектах Российской Федерации, которые либо непосредственно граничат со странами импорта, либо с территорией, через которую проходят маршруты для перевозки транспортных средств. К таким регионам относятся: Ленинградская, Калининградская, Ростовская и Иркутская области, Краснодарский и Хабаровский края, Санкт-Петербург, Приморье. Москва и Московская область также могут быть включены в этот список [11, с. 12]. Однако причины преступной деятельности в сфере незаконного оборота транспортных средств объясняются в большей степени высокой концентрацией транспортных средств в этом мегаполисе.
Как показывает практика, расследование фальсификации или уничтожения идентификационного номера транспортного средства осложняется многими факторами. Основная сложность исследования заключается в отсутствии целостной, теоретически разработанной и проверенной методологии расследования данной категории преступлений [12, с. 143]. Большая трудность для правоприменителей характеризуется разнообразием маркировок, нанесенных на транспортные средства, отсутствием обобщенной систематической информации о местах и методах нанесения маркировочных данных, что могло бы помогать в выявлении признаков фальсификации. К сложностям можно отнести и отсутствие специальных методов идентификации транспортных средств с измененными идентификационными данными [8, с. 38].
Изучение судебно-следственной практики позволяет утверждать, что основным на что следует обращать внимание при расследовании данной категории дел можно назвать следующее: место, время, обстоятельства фальсификации или уничтожения идентификационных номеров транспортных средств; способ совершения преступления; цель фальсификации или уничтожения идентификационных номеров транспортных средств; установление владельца транспортного средства, идентификационные номера которого подделаны или уничтожены; кто мог или совершил подделку идентификационных номеров транспортных средств; если преступление было совершено группой - сколько человек в нем участвовало, наличие предварительной договоренности между ними, роль каждого участника подделки в совершении преступления; совершали ли эти лица другие аналогичные или иные преступления, если да, то когда и где; какие обстоятельства способствовали подделке или уничтожению идентификационных номеров транспортных средств [6, с. 106].
Уголовная ответственность по ст. 326 УК РФ [3] наступает при подделке или уничтожении идентификационных номеров, номеров кузова, ходовой части, двигателя, а также фальсификации государственного регистрационного знака транспортного средства с целью эксплуатации или последующей продажи транспортного средства, использования заведомо поддельного или поддельного государственного регистрационного знака с целью совершения преступления или облегчения его совершения или сокрытия, а также продажи транспортного средства с намеренно поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или моими поддельными состояниями регистрации [5, с. 32].
Таким образом, непосредственным объектом преступления в этом случае является идентификационный номер транспортного средства или номера его основных частей или государственный регистрационный знак транспортного средства. При использовании умышленно сфальсифицированного государственного регистрационного знака для совершения других преступлений ответственность наступает по нескольким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.
Предметом уголовных преступлений по ст. 326 УК РФ являются и имеют следующие особенности:
1) идентификационный номер. В соответствии с международным стандартом дорожного транспорта ISO 3779-2009 «Дорожный транспорт. Идентификационный номер транспортного средства. Содержание и структура », разработанная техническим комитетом ISO / TC 22« Автомобильный транспорт »и действующая в настоящее время, содержание и конструкция идентификационного номера автомобиля VIN выглядит следующим образом: он состоит из 17 символов, условно разделенных на три группы: VMI (международный код производителя), VDS (часть числа, описывающего автомобиль (от англ. – Раздел описания автомобиля) и содержащая информацию, которая описывает общие характеристики и качества автомобиля) и VIS (часть числа, которое отличает автомобиль). Последняя группа представляет собой набор символов, которые производитель назначает для того, чтобы отличить свой автомобиль от всего остального этого дизайна. Сочетание признаков этой группы в сочетании с группой VDS обеспечивает уникальность и оригинальность всех автомобилей, выпускаемых производителем, в течение не менее 30 лет. Каждый производитель может произвольно выбирать содержание и условное кодирование как описательной (VDS), так и индексной (отличительной) части (VIS) идентификационного номера в соответствии с требованиями рынка и традициями компании;
2) номер двигателя. Каждый производитель выбирает собственную структуру маркировки двигателя. Некоторые производители ограничиваются применением только индивидуального серийного номера, например, на автомобилях Subaru; другие, помимо серийного номера, наносят в маркировке определенные характеристики двигателя (тип двигателя, объем двигателя, количество цилиндров, серия двигателя, тип коробки передач и т. д.). С точки зрения важности номера двигателя для установления законного владельца транспортного средства, существуют определенные различия в законодательной системе нашей страны и западноевропейских государств. Они заключаются в следующем. В соответствии с российским законодательством, номер двигателя является обязательным условием для эксплуатации транспортного средства на территории Российской Федерации, поэтому он указан во всех регистрационных документах на данное транспортное средство. Наоборот, согласно сложившейся международной практике, двигатель является сменной деталью - компонентом конфигурации и, как правило, не подлежит ремонту и заменяется на новый в случае поломки. Эта замена отмечена только в сервисной книжке владельца автомобиля иностранного производства. Соответственно, в ряде зарубежных стран номер двигателя не используется для идентификации угнанного транспортного средства;
3) использование умышленно сфальсифицированной или фальсифицированной государственной регистрационной таблички для совершения преступления или для облегчения его совершения или сокрытия [7, с. 67].
Как правило, фальсификация опознавательных знаков автомобиля осуществляется с целью изменения данных транспортного средства после его хищения для дальнейшей продажи или продажи его отдельных частей. Подделка государственного регистрационного знака чаще всего осуществляется с целью его использования на транспортном средстве, использованном в ходе совершения другого преступления.
Практика изъятий транспортного средства или передачи его по «сохранной расписке» фактическому (правоустанавливающему) владельцу не соответствует применимому законодательству. Существуют правовые основания для удержания транспортного средства и проверки подлинности идентификационного номера, двигателя, шасси, кузова, и не существует международного постановления об изъятии транспортного средства в качестве вещественного доказательства. Это приводит к тому, что транспортное средство с поддельными или уничтоженными номерами регистрируется и получает государственные регистрационные номера. Отказ органов внутренних дел зарегистрировать транспортное средство с измененными или уничтоженными идентификационными номерами часто приводит к его обжалованию через суд. Характерно, что такие действия часто признаются незаконными, и суд обязывает зарегистрировать это транспортное средство. Такая практика позволяет легализовать автомобили с подделанными номерами.
Возвращение автомобиля его законному владельцу также представляет значительные трудности. Возврат транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами, до принятия решения по делу или судебного решения возможен только при отсутствии спора о праве собственности на транспортное средство. Более того, в деле должны содержаться документы, подтверждающие права заинтересованного лица на похищенный автомобиль. Возврат транспортного средства владельцу возможен только после проведения исчерпывающих следственных действий в отношении транспортного средства, что исключает необходимость их повторного проведения.
Таким образом, существует практическая необходимость в разработке правового механизма временного задержания транспортного средства. Эта процедура требует соответствующего правового регулирования, позволяющего хранить транспортные средства, а также гарантировать их безопасность. Представляется, что основания и порядок задержания транспортного средства при установлении признаков изменения заводской маркировки, несоответствия компонентов и узлов должны регулироваться федеральным законом. Думается наиболее целесообразно включить эту норму в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [4], указав причины этого, максимальный срок содержания транспортного средства, перечень необходимых проверочных действий, а также ссылку к нормативно-правовому акту, регулирующему хранение транспортных средств, ответственность некоторых других вопросов.
Практика показывает, что в случаях полного уничтожения всех идентификационных номеров транспортного средства его идентификация возможна только правообладателем для любых специальных знаков, перечень и местонахождение которых должны быть исправлены надлежащим образом. Поэтому предложения экспертов из экспертных подразделений МВД России об обязательном применении дублирующих идентификационных номеров на транспортных средствах вполне справедливы. Более того, вариант дополнительной маркировки будет наиболее эффективным и действенным, при котором одна часть маркировки расположена на видимых частях корпуса и агрегатов, а другая скрыта какими-либо конструктивными элементами и не видна без их демонтажа. В ходе дополнительной маркировки владелец должен также составить точное расположение знаков и указать их местонахождение полиции в случае хищения транспортного средства.
В настоящее время требования к фиксации этих специальных знаков не регулируются никаким нормативным актом. Поэтому на законодательном уровне необходимо установить положения об обязательной дополнительной маркировке всех эксплуатируемых транспортных средств.
Кроме того, необходимо закрепить презумпцию государственной собственности на бесхозные транспортные средства с уничтоженными опознавательными знаками. Порядок особого производства при признании имущества бесхозяйным предусмотрен нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [2]. Соответствующие положения, основанные на признании бесхозяйной собственности государственной собственностью, в настоящее время значительно устарели и противоречат действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации. Таким образом, наряду с мерами по совершенствованию гражданского права, необходимо в срочном порядке изменить процессуальный порядок специальных процедур в случаях признания собственности, в нашем случае, транспортного средства – бесхозяйной.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 — ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001. № 174-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2001. —№ 52 (ч. I). — Ст. 4921.
- Архипов А.А. Уголовная ответственность за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств / А.А. Архипов. — Тюмень, 2017. — 412 с.
- Винокуров В.Н., Федорова Е.А. Объект преступления: вопросы конкуренции уголовно-правовых норм и совокупности преступлений / В.Н. Винокуров, Е.А. Федорова // Современное право. — 2019. — № 3. — С. 106-112.
- Зеленский В.Д. Проблемы организации расследования преступлений / В.Д. Зеленский. — Краснодар: КубГУ, 2018. — 354 с.
- Калужина М.А. Информационно-аналитическое обеспечение экспертной деятельности / М.А. Калужина // Право, экономика, управление. — 2019. — № 3. — С. 38-40.
- Ларин Е.Г. Хранение транспортных средств - вещественных доказательств при производстве по уголовному делу / Е.Г. Ларин // Законодательство и практика. — 2017. — № 1. — С. 17-23.
- Михайловская О.В. Результаты экспертных исследований в доказывании по уголовным делам / О.В. Михайловская // Российская юстиция. — 2019. — № 1. — С. 45-46.
- Нагайцев А.А. Исследование маркировочных обозначений легковых автомобилей зарубежного производства: учебное пособие / А.А. Нагайцев. — Москва: БИНОМ, 2019. — 218 с.
- Радаев В.В. Криминалистическая характеристика преступлений и ее использование следственной практике / В.В. Радаев. — Волгоград, 2017. — 412 с.
Оставить комментарий