Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(108)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ОПЫТ КИТАЯ И ЮЖНОЙ КОРЕИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Уровень развития информационной среды является одним из основных факторов прогресса современного общества. В настоящее время информационные технологии (далее – ИТ), благодаря возможностям и преимуществам их применения, набирают большую популярность. Оказывая воздействие на экономическую, социальную, культурную среду, ИТ образуют основу процессов информатизации. В связи с этим становится актуальным и вопрос законодательного регулирования использования ИТ.
Исходя из определения, принятого Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ИТ представляют собой комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, направленных на изучение методов эффективной организации труда людей, которые заняты обработкой и хранением информации; ИТ также представляют собой вычислительную технику, методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием и связанные со всем этим культурные, социальные и экономические проблемы [1, с. 587].
На сегодняшний день ИТ имеют большое значение для обеспечения информационного взаимодействия, в том числе для распространения средств массовой информации (далее – СМИ), что способствует глобализации и расширению культурных связей. При всех преимуществах ИТ имеют и некоторые недостатки, которые связаны, в первую очередь, с опасностью для информационной безопасности. Так, учитывая определенную опасность, например, сетей передачи данных, интернет-технологий, некоторые страны уделяют особо пристальное внимание к регулированию данной сферы и введению ограничений.
Наглядным примером выступает законодательство Китая, направленное на обеспечение информационной безопасности в стране, где имеется система мониторинга интернет-трафика, направленная на поддержание порядка в Глобальной сети, а также существуют подразделения киберполиции [2, с. 199].
За развитие и регулирование почтовой связи, беспроводной связи, Интернета, радио и телевещания, программного обеспечения ответственно Министерство промышленности и информатизации. Операторы связи и местные органы власти, подчиняясь данному Министерству, обеспечивают надзор за сферой ИТ и Интернета [3, c. 94].
В 2017 году вступил в силу Закон о кибербезопасности КНР, связанный с регулированием создания, эксплуатации, обслуживания, использования сетей, с осуществлением надзора в данной сфере [4]. Правоохранительные органы Китая обладают обширными полномочиями по проведению проверок компаний, осуществляющих деятельность в сфере ИТ: удаленный доступ к корпоративным сетям для проведения анализа уязвимости, копирование материалов, которые имеют связь с кибербезопасностью, проверка систем защиты информации и хранения данных пользователей и т.д. [5, с. 50].
На территории Китая одним из ключевых проектов является «Золотой щит», выступающий в качестве системы фильтрации интернет-содержимого в КНР. Так, в рамках данного проекта осуществляется ограничение к иностранным сайтам. Происходит определенного рода фильтрация веб-страниц по черному списку адресов сайтов и ключевым словам, которые связаны с государственной безопасностью. В Китае ограничен доступ, например, к Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, Gmail, New York Times, Wikipedia и некоторым другим ресурсам. При вводе в адресную строку некоторых ключевых слов отмечается IP, пользователь предупреждается о фиксации запроса и незаконности действия. В Сети запрещается анонимность, подлежат блокировке сайты, где критикуется правительство и пропагандируется свобода слова [6, с. 76].
В какой-то степени такие ограничения можно воспринять как нарушение прав и демократических свобод граждан Китая. Однако некоторые обращают внимание на оправданность такой политики: власти КНР действуют открыто, стремясь образовать общество с сохранением культурно-исторического наследия. Такая политика позволяет сократить социальный разрыв между жителями городов, поселков, сел, усилить развитие регионов, которые отстают. Система управления Интернетом в Китае, несмотря на достаточно жесткие запреты, является достаточно гибкой, а китайский рынок интернет-услуг остается одним из наиболее быстрорастущих [7, с. 94]. Большинство запрещенных онлайн-сервисов имеет национальные аналоги, адаптированные под китайскую культуру (WeChat взамен WhatsApp, например).
Таким образом, вопрос об информационных правах и возможностях граждан в КНР не имеет однозначного ответа: с одной стороны, имеет место своего рода «информационное ограничение» граждан, с другой – Китай идет по пути использования Интернета, как эффективного инструмента в решении государственных задач; ограничение распространения определенной информации сводит к минимуму эффективность деятельности различных неправительственных организаций по дестабилизации обстановки в стране. Полное отсутствие регулирования интернет-трафика со стороны государства может привести к значительным проблемам. То есть правовая система здесь основывается на необходимости наличия государственного контроля за Сетью с учетом национальных интересов, непрерывного расширения научной и технической базы.
Также стоит рассмотреть опыт Республики Корея, где скорость соединения считается одной из самых высоких в мире. Правовая база в информационной сфере здесь была заложена в конце 80-х годов и связана с принятием таких законов, как «Об информационной безопасности», «О поставках и использовании компьютерных сетей», «О стимулировании распространения и применения компьютерной сети» [8, с. 97]. В 90-е уже были приняты законы, послужившие базой для разработки 31 дорожной карты по развитию электронного правительства и Плана национальной информатизации («О защите персональных данных, содержащихся в государственных учреждениях», «О стимулировании развития информационных технологий») [9]. Процесс развития информатизации сначала был связан с построением электронного правительства. Результатом стала возможность осуществлять общение государства и граждан при помощи сети Интернет, предоставлять информацию в электронной форме.
С целью построения информационного общества были созданы специальные институты во главе с Национальным агентством информационного общества. Это послужило основой для реализации и технической поддержки информатизации. При разработке государственных программ за основу берутся рекомендации ученых, происходит тесное сотрудничество с частным бизнесом [10, с. 12]. Партнерство корейских властей и ИТ-компаний дало начало цифровой «Платформе как сервис» для государственного сектора. Перевод государственных данных в облако дал возможность сократить расходы и укрепить надежность государственной службы.
Одним из основных законов, регулирующих Интернет, считается Закон о содействии использованию информационно-коммуникационных сетей и защите информации. При этом можно выделить два основных направления в защите Интернета: от воздействия КНДР и защита нравственности [11, с. 509]. Последнее связано с блокировкой сайтов, связанных с азартными играми, пиратскими ресурсами, эротическим контентом. К числу ограничений в информационной среде, можно также отнести ограничения доступа к северокорейским сайтам, интернет-ресурсам.
ИТ в Южной Корее внедряются в различные сферы, что также отражается на образовательной и культурной области. Стоит упомянуть также проект «Школа будущего 2030», который связан с разработкой смарт-образования, становящимся все более индивидуальным: студенты имеют возможность выбирать вид деятельности и время учебы. Знания, в свою очередь, приобретают всеобщий характер [12, с. 690]. Образовательная база выступает в качестве неотъемлемого фактора в сфере развития ИТ.
Таким образом, исходя из всего анализа, можно сделать вывод о большой значимости развития ИТ для всех стран. Связано это в том числе и с тем, что данная область оказывает сильное влияние на конкурентоспособность государств. В силу того, что технологии не стоят на месте, определенного внимания требует и информационная безопасность. По этой причине происходят некоторые ограничения в сфере информационных прав граждан; как правило, это касается возможности доступа к тем или иным ресурсам в сети Интернет. Полное отсутствие государственного контроля и регулирования способно нанести существенный вред пользователям Сети и их данным. Правительства тратят много политических усилий на разработку будущего технологического развития в информационной сфере, что является вполне разумным.
Список литературы:
- Возмитель И.Г. Информационные технологии в менеджменте: экскурс в прошлое и будущее // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2015. - №11. - С. 585-592.
- Зверянская Л.П. Организационно-правовое обеспечение международной и национальной информационной безопасности: опыт КНР // Труды Института государства и права РАН. - 2017. - №5 (63). - С. 196-194.
- Чэнь Цзюньшуай Цифровая реальность и права граждан в Китае // Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 2(170). - С. 94.
- КНР – Закон о кибербезопасности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imemo.ru/index.php?page_id=502&id=2882 (дата обращения: 28.05.2020).
- Кисилева Н.В. Политика обеспечения безопасности киберпространства: опыт КНР // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2019. - № 9 (112). - C. 46-51.
- Воскресенская Е. В. Сравнительно-правовой анализ законодательств зарубежных стран в сфере защиты прав граждан в сети интернет // Colloquium-journal. - 2019. - №20 (44). - С. 75-78.
- Чэнь Цзюньшуай Цифровая реальность и права граждан в Китае // Право и государство: теория и практика. - 2019. - № 2(170). - С. 92-96.
- Койбаев Б.Г., Золоева З.Т. Правовые аспекты информатизации в Республике Корея // Гуманитарные и юридические исследования. - 2015. - №1. - С. 96-101.
- Отчет о результатах обучающего визита делегации Федерального казначейства в Министерство стратегии и финансов Республики Корея // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. roskazna.ru/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-news/doc/%D0%9E%D1%82%D1 (Дата обращения: 29.05.2020).
- Белова Л.Г. Южная Корея: движение от информационного общества к вездесущему обществу // ТДР. - 2014. - №3. - С. 10-13.
- Махеев В.А. Киберпреступность в интернет-пространстве Республики Корея и меры противодействия ей со стороны государства // Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании 3-й молодежный конвент материалы международной студенческой конференции. - 2019. - С. 508-512.
- Котельникова Е.В. Исторические истоки и современные тенденции развитиясистемы образования на примере Южной Кореи //Аллея науки: науч.-практ. электрон. журн. - 2017. - №15. - С. 679-694.
Оставить комментарий