Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(108)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
LEGAL REGULATION OF ACTUAL MARITAL RELATIONS IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES
Svetlana Y. Korchagina
2nd year master's student, Department of civil law, law Institute, Ryazan state University named after S.A. Yesenin,
Russia, Ryazan
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается правовое регулирование фактических брачных отношений в России и зарубежных странах. Автор приходит к выводу, что нет необходимости закреплять на законодательном уровне фактические брачные отношения, а достаточно лишь урегулировать комплекс имущественных прав в фактических брачных отношениях.
ABSTRACT
The article deals with the legal regulation of actual marital relations in Russia and foreign countries. The author comes to the conclusion that there is no need to fix the actual marriage relations at the legislative level, but only to regulate the complex of property rights in the actual marriage relations.
Ключевые слова: фактические брачные отношения, сожительство, брак, имущественные права, зарубежное законодательство.
Keywords: actual marital relations, cohabitation, marriage, property rights, foreign legislation.
Как известно, в нашей стране признается только зарегистрированный брак, заключенный в органах регистрации актов гражданского состояния. Именно с ним закон связывает возникновение прав и обязанностей супругов. Вместе с тем, в последнее время широкое распространение получил и так называемый «гражданский брак», именовать который более верно как «сожительство» или «фактические брачные отношения», так как мужчина и женщина, проживая вместе, ведут совместное хозяйство, воспитывают детей, приобретают имущество, но отношения в установленном порядке не регистрируют. Из подобного рода отношений нередко вытекают различные конфликтные ситуации как имущественного, так и личного характера, которые, в связи с их недостаточной законодательной регламентацией, решить справедливо не всегда представляется возможным. В связи с этим актуальным представляется рассмотрение правового регулирования таких отношений не только в России, но и в зарубежных странах.
Как можно заметить, не все зарубежные страны негативно относятся к такому явлению, как «фактические брачные отношения». Конечно, есть страны, которые также как и Россия не закрепляют на законодательном уровне данное явление. Однако больший интерес для нас представляют именно страны, в которых фактические брачные отношения закреплены на законодательном уровне.
Так, Семейный кодекс Украины в статье 74 устанавливает, что если женщина и мужчина проживают одной семьей, но не состоят в браке между собой или в любом другом браке, имущество, приобретенное ими за время совместного проживания, принадлежит им на праве общей совместной собственности, если конечно иное не установлено письменным договором между ними [6].
В статья 68 Конституции Эквадора прописано, что постоянный и моногамный фактический брак продолжительностью более двух лет между мужчиной и женщиной, свободными от брачного союза, чтобы вместе жить, рожать детей и оказывать друг другу взаимную помощь, дает основание для образования общности имущества. Единственное ограничение на такие условия – это то, что брак должен быть между лицами разного пола [5].
В Португалии же пошли по пути либерализации, там признается не только фактическое сожительство между лицами разного пола, но и между однополыми парами. Правовые последствия возникают при условии совместного проживания пары не менее двух лет.
А.Д. Толстая отмечает, как одну из отличительных характеристик развития семейного права на Западе последних 20 лет установление юридических последствий за фактическими брачными отношениями [8, C. 21 – 29].
В Конституции Венгрии брак определяется как связь между женщиной и мужчиной, для признания партнерских отношений между однополыми парами. Законодатель принял Закон XXIX 2009 г. «О зарегистрированных гражданских партнерствах», действие которого распространяется только на однополые пары. Юридические последствия для лиц в зарегистрированном гражданском партнерстве в значительной степени равны браку (в отношении содержания, вопросов семейного имущества, упрощения имущественных отношений и правопреемства). Подобным образом ситуация складывается и в Италии.
В Швеции в 2003 г. был принят Шведский закон о сожительстве, дающий понятие термина «сожитель». «Сожитель» относится к двум лицам, которые живут вместе в паре и имеют общее домашнее хозяйство. Этот закон распространяет своё действие как на однополые пары, так и на гетеросексуальные пары. Данный закон регулирует вопросы, связанные с проживанием в общем доме, и что происходит с этой собственностью, если один из партнёров умрёт [7].
В Англии принято считать, что сожительство – для тех, у кого средний уровень культуры и образования, а брак – для тех, кто уже достиг определённого успеха в своём развитии и становлении как личность.
В Норвегии придерживаются позиции, что не стоит разграничивать такие понятия, как зарегистрированный брак и сожительство. Главное – это любовь, отношения и на них нужно делать упор.
В отличие от представленных зарубежных стран, законодательное регулирование фактических брачных отношений в России отсутствует, что является причиной неразрешимых конфликтов (чаще всего имущественных) между фактическими супругами. В целях урегулирования сложившейся ситуации несколько лет назад был внесен на рассмотрение законопроект № 368962–7 «О внесении изменений в Семейный кодекс РФ» (по вопросу о статусе фактических брачных отношений)»[3]. Его основной целью было включить в предмет регулирования семейного законодательства статус фактических брачных отношений. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что данный институт, де-факто существующий и получающий все большее распространение, в силу отсутствия юридически оформленного статуса создает угрозу полноценному социальному развитию общества [4].
Проанализировав все доводы «за» и «против» депутаты пришли к выводу о том, что у каждого гражданина есть выбор, в каких отношениях состоять. Если гражданин по каким-то причинам не хочет брать на себя ответственность и обязательства правового характера, вступая в законный брак, то нет необходимости закреплять на законодательном уровне дополнительный вид отношений. Государство и социальное общество должно наоборот помочь стране в сокращении числа фактических браков. Для этого надо идти не по пути их легализации, а укреплять и пропагандировать институт брака, разъяснять его важность. Именно для этого надо провести ряд мер для укрепления института семьи и повышения ценности брака. В итоге законопроект был отклонен Государственной Думой РФ 28 июля 2018 г.
Тем не менее, существует объективная необходимость в области регулирования комплекса имущественных прав в фактических брачных отношениях. Но для этих целей достаточно воспользоваться примером Семейного кодекса Украины. Как мы увидели, глава 8 в нем посвящена праву общей совместной собственности супругов и заканчивается статьей 74, распространяющей режим общей совместной собственности на имущество пары, проживающих одной семьей без регистрации брака. Аналогия не только уместна, сколько целесообразна в условиях российской действительности.
В связи с этим возможно дополнить главу 7 статьей 39.1 СК РФ: «Право на имущество женщины и мужчины, проживающих одной семьей без регистрации брака». Предлагаем изложить ст. 39.1 СК РФ в следующей редакции: «1. Если мужчина и женщина ведут общее хозяйство и совместно проживают без регистрации брака в течение пяти лет одной семьей (а в случае рождения общего ребенка (общих детей) в течении двух лет) имущество, приобретенное ими за время совместного проживания, принадлежит им на праве общей совместной собственности. 2. Если иное не установлено договором, в отношении имущества, указанного в части первой настоящей статьи, применяются положения главы 7 настоящего Кодекса». В таком случае все бремя доказывания совместного проживания, ведения общего хозяйства будет ложиться на плечи заинтересованных в соответствующем разделе лиц. Рассматриваться данная категория споров будет в мировых судах и судах общей юрисдикции, исходя из правил подсудности, определенных ст. 23 ГПК РФ.
Именно таким образом, на наш взгляд, целесообразно решить существующую проблему. В таком случае мы не затрагиваем целостности института семьи, не вторгаемся в десятилетия сложившихся традиционных семейных ценностей.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.02.2020).
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 06.02.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.02.2020).
- Проект Федерального закона № 368962-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.01.2018) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.02.2020).
- Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 368962-7 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.02.2020).
- Конституция Республики Эквадор от 20 октября 2008 г. // URL: https://worldconstitutions.ru/ (дата обращения: 23.02.2020).
- Семейный кодекс Украины от 10 января 2002 г. № 2947-III (в ред. от 29.08.2018) // URL: https://kodeksy.com.ua/ka/simejnij_kodeks_ukrainy.htm (дата обращения: 23.02.2020).
- Закон Венгрии от 20 мая 2016 г. № 76 «О гражданских партнёрствах между лицами одного пола и о совместной жизни без вступления в брак // URL: https://www.esteri.it/ (дата обращения: 23.02.2020).
- Толстая А.Д. Фактический брак: перспективы правового развития // Закон. – 2005. – № 10. – С. 21 – 29.
Оставить комментарий