Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(107)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Валиуллина Г.А. РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА (XVII В.) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 21(107). URL: https://sibac.info/journal/student/107/182803 (дата обращения: 30.11.2024).

РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА (XVII В.)

Валиуллина Гузалия Ансаровна

студент, факультет иностранных языков Елабужский институт Казанский федеральный университет,

РФ, г. Елабуга

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена исследованию различных жанров семнадцатого столетия, для оценки тех изменений, которые произошли в различных сферах его использования. Они дают возможность более точно представить сам процесс развития немецкого языка и становления его как единого национального языка.

 

Ключевые слова: жанры письменности, нормализационная деятельность, стиль изложения, роман, традиции немецкой литературы, тематическое и жанровое своеобразие, литературная концепция

 

Семнадцатый век считают периодом интенсивного развития немецкого национального языка. На становление языка существенно повлияла деятельность грамматистов-нормализаторов и теоретиков языка, а также работа языковых обществ, которые стремились увеличить значимость немецкого языка, и стремились к его чистоте и единству. Говоря о языковой ситуации, которая сложилась в Германии в этот период, М. М. Гухман  считает:  «Лишь в XVII в. осознанное стремление к единству литературного языка оказалось связанным с языковой нормой. Для XVII в. норма – рациональное начало, вносимое в язык сознательным усилием образованных людей» [1, с. 17].

Исследователей отмечают, что именно в этот период в Германии была создана почва для развития немецкой художественной литературы различных жанров. Однако, политические и экономические трудности, а также раздробленность в связи с Тридцатилетней войной существенно затормозили ее развитие. О литературе этого периода говорят, что она «является трагической и вместе с тем яркой страницей в истории немецкой литературы» [2, с. 35].

Характерной чертой такой литературы является злободневность. В период самого глубокого политического и социального упадка в Германии создаются произведения, которые являются не только выдающимися памятниками культуры, но и жизненными документами с огромной воспитательной силой [3].

В художественной прозе XVII в. набирает популярность новый жанр эпической литературы – роман. Он пользуется успехом у широкого круга читателей. В 70-е годы создаются наиболее существенные произведения этого жанра – романы Гриммельсгаузена. Развитие романа продолжается до конца XVII столетия. Он приобрел два направления развития. Первое направление связано с «новым» романом, который утверждается в борьбе с прозаическим рыцарским романом. Развитие этого нового жанра происходит под сильным воздействием современному ему французского барочного романа.

Второе направление в развитии немецкого романа основывается на богатейшей народной литературе и бюргерских шванках XV–XVII вв. Романы этого направления развивают реалистические традиции немецкой литературы предыдущих периодов и адресуются, прежде всего, читателям из бюргерских слоев. Они ставят перед собой цель освещения действительности в сатирическом ключе. Поэтому в литературоведении они именуются «бюргерским сатирическим романом» [4, с. 9].

Сатирический роман, это начало демократической реакции на придворный классицизм. Расцвет этого направления наступил с появлением самобытных романов Гриммельсгаузена. Он обращается к жанру авантюрного или плутовского романа (Schelmenroman), в основном испанского.

Крупнейшим памятником немецкой литературы XVII в. является плутовский роман Гриммельсгаузена «Похождения Симплициссимуса». Он отражает жизнь и нравы Германии эпохи Тридцатилетней войны. Роман описывает разнообразные социальные отношения того времени. Автор раскрывает жизненный путь своего героя с его юношеских лет, придавая произведению воспитательный характер. Сатирические традиции Гриммельсгаузена были продолжены Христианом Рейтером, а именно, его романом «Шельмуффский», который считается самой смелой и остроумной сатирой в европейском обществе конца XVII в. Школа Мошероша и Гриммельсгаузена нашла своё отражение в творчестве таких романистов конца XVII столетия как: Хр. Вейзе, Э. Хаппеля, И. Беера. Они продолжили демократические традиции немецкой литературы. Их романы описывают социальные противоречия немецкой действительности, уделяя большое внимание описанию быта простых людей. Так, бюргерский сатирический роман, который был создан на широкой демократической основе, послужил определенным фундаментом для немецкой национальной литературы. В произведениях этого жанра немецкий литературный язык сочетает в себе элементы просторечий и диалектов.

Свое дальнейшее развитие получает и такой жанр повествовательной литературы, как научные трактаты. Члены языковых обществ, публикуя свои художественные произведения, грамматики и научные трактаты, выступали за повышение немецкой национальной литературы, за чистоту немецкого языка и были против наплыва иностранных слов. Наиболее известным теоретическим трудом по немецкой поэтике того времени является трактат М. Опица «Книга о немецкой поэзии» (Buch von der deutschen Poeterey, 1624). В ней он обосновал художественные приёмы немецкой поэзии эпохи классицизма и сформулировал основные законы немецкого стихосложения.

Книга Опица стала примером, вслед за которой начали появляться труды, в которых авторы обсуждали вопросы немецкого стихосложения и поэтики. Так появились труды следующих писателей: «Немецкий Геликон» (Deutscher Helikon, 1640) Ф. Цезена, «Поэтическая воронка» (Poetischer Trichter, 1647) Ф. Харсдёрфера, «Руководство к немецкой поэзии» (Anleitung zur Deutchen Poeterey, 1665) А. Бухнера. Помимо филологических трактатов, набирали популярность трактаты религиозно-философского содержания. С помощью таких трактатов выражалось недовольство окружающей действительность и намечались поиски новых путей общественного устройства.  Основоположником немецкой мистики XVII в. был Якоб Бёме, который изложил свои мысли в его философских трактатах. Вместе с научными и религиозными трактатами, широкое распространение в XVII столетии имел такой жанр литературы, как путешествия. Впервые его образцы появилиссь в Германии после географических открытий и расширения географических путей. Значительное место среди произведений этого жанра занимает книга А. Олеария «Описание нового путешествия на Восток» (Beschreibung der neuen orientalischen Reise, 1647). Она выделяется богатством и разнообразием содержания и отражает эрудицию автора. В книге описываются природа, политическое устройство, обычаи и нравы России и Персии.

Семнадцатый век – это период интенсивных нормализационных процессов в немецком литературном языке. Рассмотренные жанры способствовали формированию и дальнейшему развитию единого национального немецкого языка.

 

Список литературы:

  1. Гухман М.М. Становление литературной нормы немецкого национального языка. Труды института языкознания. – М., 1960. – Т. 1.
  2. История немецкой литературы XVIII в. / под ред. Н.И. Балашова и др. – М., 1963. – Т. II.
  3. Пуришев Б.И. Очерки по немецкой литературе XV–XVII вв. – М., 1962.
  4. Семенюк Н.Н. Проблема формирования норм немецкого литературного языка XVIII столетия. – М.: Наука, 1967.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.