Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(107)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
К ОСМЫСЛЕНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
TO COMPREHEND THE SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF RUSSIAN PHILOSOPHY
Viktor Kazakov
student College of telecommunications, St. Petersburg state University of telecommunications named after prof. am. Bonch-Bruevich () - SPbGUT.,
Russia, Saint Petersburg
Nadezhda Fateeva
candidate of social Sciences, associate Professor, College of telecommunications Saint Petersburg state University of telecommunications named after Prof. A. M. Bonch-Bruevich (College of telecommunications) - SPbGUT.,
Russia, Saint Petersburg
АННОТАЦИЯ
Сегодня очевиден интерес к отечественной культуре конца XIX–начала XX веков. Это было время пробуждения в России самостоятельной философской мысли, формирования уникальной философской школы. Ее главные ценности: поиск нравственно-этических ориентиров; исследования социальных аспектов, стремление к духовному обновлению России.
ABSTRACT
Today there is an obvious interest in the national culture of the late XIX–early XX centuries. This was the time of the awakening of independent philosophical thought in Russia. As a result, an independent and original Russian school of philosophy was formed. Its main values: the search for moral and ethical guidelines; research of social aspects, the desire for spiritual renewal of Russia.
Ключевые слова: русская философия; духовные ценности; духовная жизнь общества; свобода; национальная идея; философия хозяйства.
Keywords: russian philosophy; spiritual values; spiritual life of society; freedom; national idea; philosophy of economy.
Конец XIX – начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, который охватил всю Европу и Россию и отозвался в культурах многих стран как след огромного разочарования в прежних идеалах.
Принято считать, что особую роль в кризисе культуры играл процесс секуляризации – утраты религиозного, а вместе с ним и нравственного сознания, заложенного в духовную составляющую христианства. Еще в конце XIX века пророчески прозвучали мысли Ф. Ницше о конце старой эпохи, об изменении базовых представлений о жизни и резкой переоценке ценностей. Именно тогда началось, спровоцированное Ницше, великое противостояние вечным христианским ценностям: «Мы, имморалисты, те, чье сердце столь велико, что готово принять, постичь и одобрить все, абсолютно все» [3, с. 537].
Однако этот кризис породил в нашей стране и новую великую эпоху- эпоху русского культурного подъема, охватившего многие гуманитарные сферы. Именно кризисное состояние будило мысль, провоцировало диалоги, возбуждало конфликты, создавало условия для глубоких и всесторонних анализов и великих открытий. Это было время пробуждения в России самостоятельной философской мысли, в которой в полной мере нашли свое отражение самобытные представления о важнейших жизненных принципах, о нравственно-этических ориентирах, исследовались различные социальные противоречия и проблемы.
Обратимся к произведениям лишь некоторых из тех, кто стоял у истоков этого небывалого ранее духовного подъема: к Ф. М. Достоевскому, В. С. Соловьеву, Н. А. Бердяеву, о. Сергий Булгакову. Их творчеству свойственно взаимовлияние литературы, искусства и философии, обусловившее проникновение философских тем во все сферы духовной жизни общества. Им удалось создать формат осмысления таких понятий как смысл жизни, свобода, совесть, нравственность, вера, духовность.
Так, например, в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» имеется рассказ «Легенда о Великом инквизиторе», затрагивающий сложнейшую социально-нравственную проблему: «… тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить». Время создания этого произведения было непростым для писателя: он находился в поисках свободного человеческого идеала и «свободы истинной, а не номинальной» [2, с. 272]. Не удивительно, что в образах его романов отчетливо прослеживается стремление преобразовать себя изнутри, привести в равновесие, «гармонию, согласие ума, сердца и воли» [4, с. 115].
Так есть и в современной жизни: формируются жизненный цели семьей, обществом, самим человеком..., но каковы они? Далеко не всегда в них есть место высоким духовным идеалам. Карьера и другие приоритеты материального мира определяют главные смыслы жизни сегодня, а противоречивые внутренние искания героев Достоевского нередко воспринимаются как нелепые и надуманные. В стремлении за качеством материальным, современная жизнь может утратить как само качество духовной жизни, так и наличие духовного в жизни вообще.
Рассмотрим также некоторые аспекты философских теорий В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева. Именно эти мыслители воспринимаются сегодня как центральные фигуры всей русской религиозной философии. Главной характеристикой взглядов В. Соловьева являлось православное мировоззрение: он пытался подчинить философию, науку, этику, будущее государственное устройство религии. Размышляя о национальной идее, Соловьёв писал: «Идея нации есть не то, что она о себе думает во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [5, с. 127]. Даже возможность познания человеком окружающего мира Соловьёв связывал с верой в бога, понимая сам процесс познания как путь, осуществляемый через веру. И главными в этом познании, безусловно, виделись ему нравственные критерии, те, что создавали основу христианства.
Интересны и актуальны сегодня его представления об единстве религиозных культур. В. Соловьёв впервые обращается к теме объединения церквей: «Разделение между Востоком и Западом в смысле розни и антагонизма, взаимной вражды и ненависти – такого разделения не должно быть в христианстве, и если оно явилось, то это есть великий грех и великое бедствие». Он считал, что все люди должны руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Именно любовь к ближнему; безусловная любовь к тем, кто рядом; внимание, забота и любовь – ко всем обездоленным и нуждающимся, являлись обязательным условиям человеческого жизнеустройства.
Не менее актуальна сегодня и такая социально-философская тема как свобода. Первоосновой мира Н.А. Бердяев определяет не само бытие, а именно свободу. Он считал, что . Из этой свободы, считал он, Бог и создает человека – свободное существо.
Обратимся также к философскому творчеству одного из интереснейших религиозных мыслителей того времени, о. Сергию Булгакову.Будучи священником (и опираясь на целостность православного мировоззрения), он писал об экономике, называя ее «хозяйствованием», об ее важнейших нравственно-этических составляющих. Он ищет и находит объяснение фактам о том, как «рыночное» - прагматическое мышление сначала меняет самого человека, а затем и общество в целом. Если прагматика, писал он, становится единственной стороной жизни, подчиняя себе «вне хозяйственные» и «сверххозяйственные» отношения, то человек ощущает себя в мире лишь как хозяйствующий субъект (economic man), для которого хозяйство есть чистая коммерция, а хозяйственный инстинкт или эгоизм, становится основой жизни. Но хозяйство, по Булгакову, не должно быть обогащением для обогащения. Оно должно быть средством для достойной жизни и содержать ее «духовную и творческую составляющую». Он отмечал, что «...если свобода есть творчество, то индивидуальность есть подлинно творческое в нас начало, которое неугасимо и неустранимо и в хозяйстве» [1, с.304]. Когда социальные отношения и культура перестроены на религиозных началах, тогда состоятся все - и социальные, и экономические преобразования, считал он. В этом смысл его уникальной концепции "Философии хозяйства": органичное сочетание мудрости (Софии) и хозяйственной деятельности. С. Булгаков считал, что каждая эпоха имеет эстетический минимум, соблюдение которого становится уже хозяйственно необходимым, хозяйственно обязательным. По мнению философа, хозяйство определенно ищет не красоты, но красивости, эстетического комфорта, служащего утонченной роскоши и гурманству. Именно к таким результатам пришло развитие «хозяйства», а в след за ним и развитие повседневного быта, в современной нам культуре эпохи постмодернизма.
В заключении отметим, что не смотря на масштабные кризисные явления, русская мысль не стояла на месте, она развивалась. Результатом этого процесса явилось формирование самостоятельной и оригинальной русской философской школы, базирующейся на самобытных представлениях о важнейших жизненных принципах. В обретении нравственно-этических ориентиров, в исследовании различных социальных аспектов, отечественная философия самоотверженно стремилась к духовному обновлению России.
Список литературы:
- Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т.Т.1. -М., Наука.1993. - С.304.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1980.Т.21.с. 272.
- Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. Спб.,1993.С.537.
- Осмоловский О.Н. Онтология свободы Ф.М.Достоевского и Л.Н. Толстого\\Достоевский и современность. Старая Русса, 2002. С .112-117.
- Соловьев B.C. «Русская идея», Журнал «Пространство и время» М., 2010, N 2; с.127.
Оставить комментарий