Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(109)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Федорцова А.В., Баринова Т.М. ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 23(109). URL: https://sibac.info/journal/student/106/184211 (дата обращения: 26.12.2024).

ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ КАК ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОО

Федорцова Александра Валерьевна

студент 2 курса гр.ПДОз-81 Северо-Восточный государственный университет,

РФ, г. Магадан

Баринова Татьяна Михайловна

канд. пед. наук, доц. кафедры Дошкольного и начального образования, Северо-Восточный государственный университет,

РФ, г. Магадан

THEATRICAL STUDIO AS A FORM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE EARLY CHILDHOOD EDUCATION

 

Alexandra Fedortsova

2st year student of the cp. PDZ-81, North-Еastern State University,

Russia, Magadan

Tatyana M. Barinova

Associate Professor of Preschool and Primary Education Candidate of Pedagogical Sciences North-Еastern State University

Russia, Magadan

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены теоретические аспекты развития артистических способностей в театрализованной деятельности. Рассматривается театральная студия как форма развития артистических способностей детей дошкольного возраста. Приводится обоснование и аргументирование внедрения театральной студии как формы дополнительного образования детей в ДОО.

ABSTRACT

The article discusses the theoretical aspects of the development of artistic abilities in theatrical activities. The theater studio is considered as a form of development of the artistic abilities of preschool children. The substantiation and argumentation of the introduction of the theater studio as a form of additional education of children in the early childhood care are given.

 

Ключевые слова: дополнительное образование, театрализованная деятельность, дошкольники, театральная студия, педагогические условия, творческие способности, артистические способности.

Keywords: additional education, theatrical activities, preschoolers, theatrical studio, pedagogical conditions, creative abilities, artistic abilities.

 

Современные исследователи указывают на большое значение синтеза искусств в вопросах личностного становления и развития детей-дошкольников, а так же формирования их творческого потенциала. Такой подход в формировании ребенка делает актуальной проблему воспитания дошкольников средствами театрального искусства, которое является важнейшим средством формирования творческих способностей детей. Следовательно, театрализованная деятельность создает условия, формирующие творческие и артистические способности дошкольников [1].

В.Г.Петрова указывает на то, что театрализованная деятельность заложена в детской природе. Ценность ее определяется тем, что драматизация тесно соединена с игровой деятельностью, следовательно, проявляется ее синкретичность, заключающаяся в объединении в себе элементов разнообразных видов творческой деятельности [4].

Театрализованная деятельность является уникальным средством, развивающим артистические способности дошкольников. Для обеспечения данного процесса необходим поиск современных технологий ее реализации и комбинирования в воспитательно-образовательной деятельности.

Способности представляют собой индивидуально-типологические особенности, которые отличают людей друг от друга и определяют успешность реализуемой ими деятельности. При этом способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя обуславливают легкость и быстроту при обучении новым способам и приемам в разных видах деятельности [1].

Такие исследователи, как В.Л.Дранков, Л.Ш.Тальян и др. указывают на то, что артистические способности являются разновидностью специальных способностей, формирующихся и проявляющихся в узкоспециализированной деятельности, а так же требующие специализированного обучения. Развиваются артистические способности с опорой на общие способности.

С.Н.Томчикова указывает, что театрализованная деятельность детей является специфическим видом художественно-творческой деятельности, в ходе которой ее участники овладевают доступными средствами искусства сцены, а так же, учитывая выбранную роль, принимают участие в ходе подготовки и разыгрывания разных видов театрализованных представлений, тем самым приобщаясь к культуре театра [5].

При этом в ходе практической деятельности часто можно столкнуться с тем, что потенциальные развивающие возможности театральной деятельности используются не в полном объеме.

Объясняется это следующими причинами: высокая общая загруженность воспитателей и, как следствие, недостаток учебного времени; отсутствие массовости в приобщении к театру; недостаточное осознание влияния театральной деятельности на развитие дошкольника; ограниченный опыт детей в восприятии театрального искусства, в ходе которого знакомство с театром (и в детском саду, и в семье) является бессистемным и поверхностным; отношение к театрализованной игре как к «зрелищу», используемому на праздниках, в ходе которых детей учат просто быть «хорошими артистами» (заучивают с ними слова, движения, интонацию). Но полученные данным способом умения не переносятся потом с самостоятельную театрально-игровую деятельность дошкольников.

Таким образом, можно выделить следующее противоречие: с одной стороны – искусствоведы и педагоги признают влияние театра на эмоциональное и творческое развитие детей, а в противовес этому, на практике, можно наблюдать дефицит театрализованной деятельности и искусства в жизнедеятельности детей. Для преодоления данного противоречия необходимо обеспечить комплексный подход к руководству театрализованной деятельностью дошкольников.

В связи с этим появляется потребность рассмотрения театральной студии как формы дополнительного образования детей в ДОО с целью развития артистических способностей детей дошкольного возраста.

Дополнительное образование в ДОО — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач:

  • Внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения;
  • Создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей малышей;
  • Повысить показатели качества работы кадрового состава за счет привлеченных педагогов.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. Документ предполагает, что реализация учебно-воспитательного комплекса в детском саду происходит путем объединения основного и вариативного образования. Поэтому организация дополнительного образования в ДОО должна характеризоваться:

  • Дифференцированностью, то есть возможностью использования программных разработок для обучения детей с разными стартовыми возможностями;
  • Деятельностным характером — ориентированностью на развитие личности ребенка;
  • Направленностью на повышение социализации воспитанников.

По ФГОС кружки как форма дополнительного образования выполняют следующие  функции:

  • Образовательная: воспитанники получают возможность развивать свои познавательные потребности, умения, навыки в интересной для них области;
  • Социально-адаптивная: дети приобретают социально значимый опыт взаимодействия, испытывают «ситуацию успеха», учатся правильно самоутверждаться;
  • Коррекционно-развивающая: воспитанники развивают творческие, интеллектуальные и физические способности;
  • Воспитательная: методика работы, ее содержание влияет на развитие личности, коммуникативных навыков, воспитывает социальную ответственность, чувство коллективизма.

Использование театральной студии в детском саду может преследовать следующие цели:

  • Углубление базовых знаний, опережающих или компенсирующих развитие;
  • При работе с одаренными детьми ознакомление с областями знаний, которые не вошли в государственную программу;
  • Развитие самопознания, саморегуляции, навыков межличностных коммуникаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что внедрение такой формы дополнительного образования, как театральная студия в ДОО является перспективным и многообещающим. Дальнейшее изучение эффективности развития артистических способностей детей дошкольного возраста посредством посещения театральной студии в ДОО будет представлено в магистерской диссертации.

 

Список литературы:

  1. Гильманова, Л. В. Использование театрализованной деятельности в сотрудничестве ДОУ с семьей [Текст] / Л. В. Гильманова, Е. А. Газизулина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014.
  2. Лубяко Л.В. Программа «Театр маленького актера» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606315/. – 20.03.2020.
  3. Петрова, В.Г., Сергеева, Е.Л., Петрова, Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями [Текст] / В.Г.Петрова и др. - М.: Школьная Пресса, 2004. 37
  4. Томчикова С.Н., Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности: Учебное методическое пособие [Текст] / С.Н.Томчикова – Магнитогорск: МаГУ, 2002.
  5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. – 20.02.2016.

Оставить комментарий