Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(106)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Джиоева Д.Р. ВЫСТАВКА ИЛЬИ И ЭМИЛИИ КАБАКОВЫХ «В БУДУЩЕЕ ВОЗЬМУТ НЕ ВСЕХ» КАК ЗНАЧИМАЯ ВЫСТАВКА ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 20(106). URL: https://sibac.info/journal/student/106/181699 (дата обращения: 04.12.2020).

ВЫСТАВКА ИЛЬИ И ЭМИЛИИ КАБАКОВЫХ «В БУДУЩЕЕ ВОЗЬМУТ НЕ ВСЕХ» КАК ЗНАЧИМАЯ ВЫСТАВКА ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Джиоева Дарья Руслановна

студент, факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

РФ, г. Москва

THE EXHIBITION OF ILYA AND THE EMILY KABAKOV «NOT EVERYONE WILL BE TAKEN INTO THE FUTURE» AS A SIGNIFICANT EXHIBITION OF THE POST-SOVIET SPACE

 

Daria Dzhioeva

student, Department of Communication, Media and Design, National Research University «Higher School of Economics»,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В 2018 году в Третьяковской галерее на Крымском Валу прошла ретроспективная выставка Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Выбранное название отсылает к ключевому одноименному тексту Кабакова, опубликованного в 1983 году в журнале «А-Я». «В будущее возьмут не всех» – мир, где выбирают лучших и экзистенционально стирают худших. Время теряет свою линейность, погружая судьбы художников в вакуум, «овеянный космосом, новым рангом бытия». Пространство, где художники находятся в ожидании вынесения приговора, находится «позади группы вождей, на почтительном расстоянии... Каково будет решение руководства? Тишина. Великая историческая минута».

ABSTRACT

In 2018, a retrospective project of Ilya and Emilia Kabakov “Not everyone will be taken into the future” was exhibited at the Tretyakov Gallery on Krymsky Val. The chosen name refers to the key text of the same name by Kabakov, published in 1983 in the journal "A-Z". “Not everyone will be taken into the future” - a world where the best are chosen and the worst existentially erased. Time loses its linearity, plunging the fate of artists in a vacuum, «covered in space, a new rank of being». Space, where the artists are awaiting sentencing, is «behind a group of leaders, at a respectful distance ... What will be the decision of the leadership? Silence. Great historical minute».

 

Ключевые слова: концептуализм, Илья и Эмилия Кабаковы, Московский концептуализм, муйно-выставочное дело.

Keywords: conceptualism, Ilya and Emilia Kabakov, Moscow conceptualism, museum study.

 

Выставка «В будущее возьмут не всех» превращает пространство в тот самый вакуум, где Кабаковы взгромождают тотальную инсталляцию «жизни художника». Временная ось выставки пересекается с пространственной, точки которых – Лондон–Санкт- Петербург–Москва. Музеи выставили параллельно ретроспективной выставке еще одну экспозицию: в Тейт Модерн «The Red Star over Russia» из собрания печатных изданий журналиста Дэвида Кинга, в Эрмитаже – «Арте повера. Творческий прорыв», на Крымском Валу – «Михаил Ларионов». Все три параллели – использованные апроприации самим Кабаковым: форма творчества художника – советская эстетика, коммунальное бессознательное, материалы для большинства инсталляций – мусор, содержание работ – второе пришествие русского авангарда.

Илья Кабаков – звезда коммунального постмодернизма в арт-мире. Он принадлежал к поколению художников пятидесятых-шестидесятых годов, перед которыми открылась панорама западного искусства – от французских импрессионистов до абстрактных экспрессионистов. Открытие новой панорамы западного искусства в советских реалиях происходит по своему аутентичному сценарию: с одной стороны, закрытость советского общества, идеологизация искусства и пропаганда коммунистического строя, с другой – сдвинутое сogito в осознании исторических процессов развития искусства у советских художников. Борис Гройс утверждал, что российская адаптация западной культуры происходит через психологическое обживание – наложение внешнего мира на внутренний. Обживание Кабакова – создание жанра альбома и тотальной инсталляции.

Первая ретроспективная выставка в России – собрание от самых ранних работ художников до хрестоматийных. Выставочное пространство поделено на 13 залов. Однако нарратив выстраивается не в хронологическом порядке, а в концептуальном: ядро выставки – тотальная инсталляция «В будущее возьмут не всех», позади которой невероятный художественный путь, а впереди –неясное будущее. Стилистический и жанровый состав экспозиции – графика, живопись, альбомы, тотальные инсталляции, макеты и ленд-арт- объекты, предоставленные музеями и частными коллекциями со всего мира.

Ранние работы Кабакова занимают самое малое пространство – два зала. В них Кабаков исследует возможности графики, рисунка и живописи: сезаннистские пейзажи в манере Фалька, картины-стенды, «Ответы экспериментальной группы», «Жук» и «Собакин». Уже в ранних работах Кабакова прослеживается потенция на камуфляж авторства и приписывание работы другому художнику. Борис Гройс отмечает, что выбранная стратегия Кабакова – диссимуляция, «позволяющая автору исчезнуть за изобретенными им же самим бесчисленными псевдонимами. Кабаков постоянно избегает привилегированной авторской позиции, а заодно — стигматов личного авторства».

Следующий блок нарратива в экспозиции выставки – коммунальная квартира. «Человек, который никогда ничего не выбрасывал» – постулат мусора как содержание всей жизни и космоса. В Комнате No3 зритель впервые соприкасается с тотальной инсталляцией Кабакова. В работе рассказана история мусорного человека, синонимичного с маленьким – архетипичным героем русской классической литературы. Текст в работах Кабакова становится средством выразительности и художественным языком.

«Случай в коридоре возле кухни» 1989-го года соседствует с «Человеком, улетевшим в космос из своей комнаты» – обе инсталляции репрезентируют мир и жизнь советского человека в коммунальной квартире. Инсталляции вступают в своеобразный диалог: человек, живущий в коммунальной квартире, не имеющий личного пространства, пытается вырваться на свободу в загадочный и бескрайний космос.

Комната No7 становится ядром выставки: инсталляция «В будущее возьмут не всех» представляет железнодорожные пути с уходящим поездом, на торце которого бегущей строкой «В будущее возьмут не всех/Not everyone will be taken in the future». По перрону разбросаны картины самого Кабакова, будто его фигуративную живопись оставили в прошлом и выбросили из окна уходящего поезда.

Нарратив экспозиции выстраивается так, что за уходящим поездом мы «прибываем» на станцию – инсталляцию «Пустой музей». Пространство погружено в темно-красные стены, золотые карнизы и световые пятна, вместо которых мы ожидаем увидеть работы эпохи барокко, наполненные аллюзиями и аллегориями. Музыка Иоганна Баха создает мрачную и похоронную атмосферу: аура вечности застывает в кровавых стенах Комнаты No8.

Сентиментальная инсталляция «Лабиринт. Альбом матери» – биография матери Кабакова, выстроенная по принципу коридора в коммунальной квартире. Экспозицию завершает «Как встретить ангела» – своеобразная надежда на счастливое будущее. В центре зала макет лестницы, по которому взобрался маленький человек, протягивающий руки к небу.

Музейное пространство Третьяковской галереи на Крымском Валу пришлось реконструировать для выставки Кабаковых. Основные произведения в экспозиции – тотальные инсталляции. Согласно «Словарю концептуальных терминов», тотальная инсталляция построена на включении зрителя внутрь закрытого пространства. «Основное, решающее значение при этом имеет ее атмосфера, аура, возникающая из-за покраски стен, освещенности, конфигурации комнат и т.д., при этом многочисленные, «обычные» участники инсталляции - объекты, рисунки, картины, тексты - становятся рядовыми компонентами всего целого».

Целостность пространства обеспечивают освещение, цветовые решения в оформлении залов, саунд-дизайн и организация потоков посетителей. По словам Эмилии Кабаковой, пространство на Крымском Валу было самым подходящим для ретроспективной выставки. В Тейт Модерн работы были расположены слишком близко друг к другу, создавалось ощущение захламленности. В Главном штабе Эрмитажа слишком высокие потолки, переходы и пролеты, не позволяющие создать эффект интимности и конфигурации комнат. Архитектура Новой Третьяковской галереи позволяет реконструировать пространство: залы более камерные и дифференцируемые. Планировка здания интегрирует посетителей в нарратив выставочного пространства, что для ретроспективы Кабаковых является ключевым элементом.

Экспозиция выставки «В будущее возьмут не всех» – собрание из частных коллекций и музеев со всего мира. Большинство работ – реконструкции. Оригиналы инсталляций хранятся в частных собраниях и зарубежных галереях. Музеи-партнеры – Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло; Центр Жоржа Помпиду, Париж; галерея Тадеуша Ропака, Лондон—Париж—Зальцбург; Австрийский музей прикладного искусства/современного искусства (MAK Вена); Музей современного искусства S.M.A.K, Гент; Тейт Модерн и Эрмитаж.

Искусство Кабакова обладает музейным бессознательным: его художественное «я» реализуется именно в масштабах выставочных залов современного искусства. Художник нарушает правила современной арт- системы, которая требует признание институции, где невозможна анонимность и псевдонимия. Его работы умозрительны, нетранспортабельны и абсолютно неконъюнктурны. Однако это не мешает ему быть самым дорогим и продаваемым художником, бьющим аукционные рекорды.

В период подъема и расцвета российского арт-рынка спрос на русский авангард и концептуальное искусство резко вырос. По словам куратора проекта Иосифа Бакштейна, бюджет предыдущего московского проекта Кабаковых, прошедший в музее «Гараж», ГМИИ имени Пушкина и на "Винзаводе", превысил $3 млн.

Первым опытом продажи работ Кабакова стал легендарный московский аукцион Sotheby`s 1988 года — работу купил Альфред Таубмен. Он заплатил за "Ответы экспериментальной группы" £17 тыс. и подарил картину Третьяковской галерее, тогда еще не покупавшей нонконформистов.

В 2007 году на аукционе Phillips de Pury картина Ильи Кабакова "Номер люкс" была продана за £2,2 млн. На Sotheby`s в мае 2006 года альбом "Где они?" был продан за £254,4 тыс.

Рекорд продаж работ Кабакова – картина «Жук», представленная на выставке «В будущее возьмут не всех». Ее стоимость – $6 млн.

Художественная критика и арт-сцена приняли выставку положительно: Жан- Юбер Мартен, куратор многих исторических выставок Кабакова, признал, что это одна из лучших выставок художника, которая когда-либо была сделана. Третьяковская галерея провела несколько public-talks, на которых множество искусствоведов, кураторов и деятелей искусства встретились для обсуждения творчества Ильи и Эмилии Кабаковых. «Артгид» «диагностировал» у Кабакова посттравматическое расстройство, разъедающую тоску по стране, которой нет. Автор статьи на «Артгиде» Ирина Мак критикует Кабакова за его постоянную рефлексию и привязанность к прошлому, которые становятся спекулятивными. Вопрос будущего Кабакова не в бессмертии, славе и причислению к сонму избранных, а в возможности будущего с оглядкой на прошлое.

На том же «Артгиде» Андрей Ковалев, историк искусства, критикует выставку за гегемонию Эмилии: ее вторжение в творчество Кабакова уничтожает ауру безнадежности, персонажности и давления тоталитарного режима, который нависает в воздухе. Эмилия сгладила и адаптировала творчества Кабакова, добавила в их Вселенную ангелов и надежду.

Выставка «В будущее возьмут не всех» действительно завораживает зрителя, погружает в мир советской коммунальной квартиры и маленького человека. Иммерсивность экспозиции обеспечивает успех выставки: современному зрителю важно полное погружение в пространство, интерактивность и получение новых эмоций. По Беньямину, аура произведений искусства – особая плоскость, через которую мы воспринимаем произведение. В творчестве Кабакова невозможно уничтожить эту ауру: его работы не тиражируемые и не адаптивны к воспроизводству и репликации.

Концептуальная однородность работ Кабакова неоднозначна: с одной стороны, мы проходим его путь – путь художника от начала и до конца, с другой – создается впечатление, что тема коммунальной квартиры и советский флер – спекулятивная и эксплуатируемая тема в творчестве Кабаковых.

 

Список литературы:

  1. Гройс, Борис. Статьи об Илье Кабакове / Борис Гройс. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 136 с.
  2. Андрей Монастырский. Словарь терминов московской концептуальной школы – М.: Ад Маргинем Пресс, 2001 – 222 с.
  3. Вехова Тамара. Три выставки Кабаковых: как это было// Art Newspaper Russia. 2019. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6502/ (дата обращения 08.04.2020)
  4. Мак Ирина. Диагноз: травма Кабакова// Артгид. – 2018 URL: https://artguide.com/posts/1496 (дата обращения 08.04.2020)
  5. Ковалев Андрей. Илья Эмильевич: «Чья эта терка?» — Эмилия Ильинична: «Не знаю». // Артгид. – 2018. URL: https://artguide.com/posts/1392
  6. Коммерсантъ. Тотальная экспозиция.// Коммерсантъ. – 2008. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1034733
  7. Третьяковская галерея. Путеводитель по выставке. URL: https://www.tretyakovgallery.ru/upload/medialibrary/3a0/3a0fb9157b84fdc3f0618b03 b0501d72.pdf

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом