Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(106)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Вьюговская С.М. СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 20(106). URL: https://sibac.info/journal/student/106/181022 (дата обращения: 14.05.2024).

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Вьюговская Светлана Михайловна

студент социологического факультета, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

РФ, г. Самара

Стиль жизни – широкая и разнообразная тема для социологических исследований, которая не теряет актуальности. Культурные, социальные, полит-экономические изменения в обществе влекут за собой изменения в поведении и стиле жизни людей, оказывают влияние на их предпочтения в разных сферах общественной жизни.

Проблематика исследования теории и практики жизнедеятельности пожилых людей отражена в многочисленных современных социологических и философских работах марксистов, в трудах экзистенциалистов, сторонников критической теории общества и в постмодернизме и прагматизме.

Изучение социальных проблем людей пенсионного возраста имеет богатую теоретическую и эмпирическую исследовательскую базу, которая была накоплена представителями различных наук, в том числе демографами, экономистами, психологами, социологами. В семидесятых годах двадцатого века, внимание ряда ученых, в их числе М.С. Бедный, Б.Ц. Урланис, И.В. Калинюк было сфокусировано на исследование социально-демографического состава населения страны.  Исследования В.А. Очаркана, А.Г. Соловьева были посвящены социальным, экономическим и правовым проблемам обеспечения пожилых людей. Изучение установок, ценностных ориентаций, социального обеспечения, образа жизни, влияния социальной среды на процессы старения рассмотрены в работах А.В. Дмитриева, М.Я. Дыскина, А.П. Решетюка, В.Д. Шапиро, M. Сонина.

При всем при этом социологическая наука не уделяла достаточно много внимания старости как особому социальному феномену, особенно на фоне повышенного интереса к юности. Между тем, возрастание доли пожилых людей подталкивает социологию, геронтологию и другие междисциплинарные науки к изучению процесса старения и самой старости.

Начиная с перестройки, в России возрастает внимание ученых к проблеме кардинального изменения демографической ситуации, связанной со старением населения. Начинают изучаться проблемы пожилых людей, в том числе актуализируется проблематика, касающаяся их жизнедеятельности и социальной защиты. Данному вопросу посвящены труды Е. И. Холостовой и С. А. Яковлевой «Проблема старости и ее предупреждение» [1]. О качестве жизни пожилых рассуждает И. Н. Бондаренко «Доступ граждан пожилого возраста к социальным услугам» [2], проблемам адаптации посвящены труды Л.Н. Москвичевой «Старшее поколение МГУ: проблема адаптации» [3].

Нельзя не отметить исследование группы социологов о средних классах, проведенное под руководством Т. Малевой в 2000-х годах [4], в котором был поставлен вопрос об отличительных особенностях жизни среднего класса в России в отличие от других групп.

Применительно к проблеме старости тему стиля жизни рассматривали Потехина И.П., Чижов Д.В. в рамках работы относительно потенциала старшего поколения как составляющей национального человеческого капитала [5]. Румянцева Е. С. затрагивала аспекты социально-политической активности пожилых людей в условиях трансформирующегося общества [6].

В то же время в работе Бондаревой Е. В. «Анализ досуга пожилых людей» [7] исследуется проведение досуговой работы среди лиц преклонного возраста, анализируются факторы и функции досуга, от которых непосредственно зависит эффективность данного вида деятельности. Автор акцентирует на социокультурном обслуживании старых людей, которое способствует формированию и сохранению у них активной жизненной позиции, укреплению чувства собственного достоинства.

Е. В. Щанина в статье «Организация досуга пожилых людей» [8] акцентирует на необходимости повышения уровня активности и социальной включенности стариков в общественную жизнь, рассматривая это как один из способов избежать со временем социальной изоляции. При этом важной, на ее взгляд, выступает организация досуговой деятельности, выбор которой тесно связан с жизненным стилем, которого придерживаются старые люди.

Из современных российских исследователей можно выделить старшего научного сотрудника Института социологии РАН Дмитрия Рогозина. Последние несколько лет он изучает стариков и долгожителей, особенности российского старения, специфику отношений между пожилыми респондентами и учеными.

Он называет примерный возраст «старого» россиянина в пределах 70−75 лет, связывая со снижением трудовой активности, ухудшением здоровья и одиночеством.  Возраст долгожителей определяет как 85 лет, а их модели поведения – коммуникация, в основном, с теми, кто младше лет на 20, ввиду отсутствия ровесников.

По итогам количественного исследования Д. Рогозин приходит к одному из выводов о влиянии средств массовой информации, обладающих стигматическим воздействием. Им свойственно представлять пожилого человека как «угнетенного, недееспособного и оторванного от жизни» [4]. Нельзя не согласиться с ним, что наиболее важно и на этом поле перейти к позитивной повестке: от риторики проблем и неудач к описанию реальных достижений и конструктивных событий.

На материалах качественного исследования, проведенного Центром методологии федеративных исследований РАНХиГС и АНО «Социальная валидация», Шмерлина И. А. описывает три базовых сценария старения, характерных для современной провинциальной России: продолжение допенсионного образа жизни с сохранением установок активного трудоспособного возраста; доживание; переориентация на социальную и личностную реализацию в новых сферах жизни [9]. На ее взгляд, о либерализации можно говорить только по отношению к третьему сценарию, при этом реализуется скорее вторая, нежели первая, из обозначенных альтернатив.

Другие исследователи также подчеркивают, что «молодые старики» не вписываются в общественные представления о стариках и подвергаются дискриминации, становясь заложниками, приписываемыми им ролей [5]. Так, Краснова пишет о возможности и необходимости «позитивной старости при любой выбранной стратегии старения».

В. Н. Иванов также анализирует феномен старости и воспоминаний людей «третьего возраста». Автор использует методический подход к анализу воспоминаний, заявляя о важности вторичной социализации в жизни людей старшего возраста, обращает внимание на неизбежные трудности в адаптации к новым социальным условиям, сложившимся в российском обществе в результате его реформирования [10].

Отдельно отмечает ставшую актуальной проблему «вторичной социализации», связанной как изменяющимися социальными условиями, так и возрастными проблемами. Изменение социального статуса ставит перед людьми старшего возраста новые вопросы, на первый план выходят проблема выбора нового для себя социального контекста обустройства собственной жизни, освоения новых форм солидарности, участия, досуга, выбора стиля жизни. При этом самым сложным на пути адаптации к новой жизненной ситуации, на взгляд автора, может стать состояние одиночества. Зачастую люди старшего возраста не в силах справиться с новыми проблемами в одиночку и нуждаются в помощи социальных работников.

Ж. Сморкалова в статье «Стареть скучно, но это единственный способ прожить долго» делает вывод, что именно одиночество является мощным дестабилизирующим фактором, влияющим на здоровье и на психоэмоциональное проблема данной группы людей, на ее взгляд, «возможность более активного их включения в трудовую деятельность» [11].

Ведь учеными замечено: чем дольше человек работает, тем эффективнее действует его организм. Во многих развитых странах мира люди старше 65 лет энергичны, бодры и работоспособны. Желание и способность многих пожилых людей продолжать работать или заниматься иной социально продуктивной деятельностью в весьма преклонном возрасте требует отказа от прежнего стереотипного представления об этих людях как иждивенцах.

Можно заключить, что образ старого человека, бытующий сегодня в представлениях россиян, представлен двумя группами характеристик, одна из которых соответствует «опекаемому», вторая – «социально активному» образу стариков.

Труды западных исследователей посвящены освобождению от подобных предрассудков в отношении пожилых людей. В первую очередь, отметим работу Джона Винсента [12], который видит ответом на демографические тенденции либерализацию старения как поиск внутренних ресурсов в старении, новых возможностей и смыслов. В противовес данной тенденции выделяет либерализацию от старения – сознательное избегание старости, игнорирования биологических изменений и избегания социальных контактов. Последнее он считал стереотипами старшего возраста, навязываемыми в том числе и СМИ, которым нужно противостоять, предалагая иную повестку, в рамках которой старость рассматривалась бы как период новых и неограниченных возможностей для самореализации.

Наиболее авторитетный и влиятельный социолог, изучающий поколенческую проблематику и взросление человека с точки зрения социальной перспективы Верн Бенгстон [13] также освещает проблематику старости, выдвигая объяснительные междисциплинарные модели освобождения старости от накопленных стереотипов.

Он подвергает осмыслению десятки теоретических подходов и направлений через интегративную роль социальной геронтологии, основания которой обнаруживаются в социологических теориях старения. Будущее теоретизирования о возрасте, на его взгляд, лежит в «построении объяснительных междисциплинарных моделях освобождения старости от накопленных стереотипов, переходе от индустриальных интерпретаций к институциональному описанию старения и научному прогнозированию новых способов организации социальности в старших возрастных группах» [13].

Отец-основатель бихевиоризма, гранд-теории шестидесятых, организатор школы экспериментальной психологии 80-ти летний Беррес Фредерик Скиннер предлагает практические рекомендации, как чувствовать себя свободным и счастливым в старшем возрасте. В его книге пожилой человек рассматривается одновременно как активный субъект, ответственный за собственную жизнь, так и как объект пристального анализа исследователей, несущий в себе все черты и особенности живого организма.

В то же время Роберт Атчли описывает основную адаптивную стратегию принятия старения как продолжение или сохранение привычных практик и норм независимо от изменения социальных условий и психофизиологического состояния. Наибольший риск такая стратегия приносит людям, интенсивно работающим до выхода на пенсию [12] и одномоментно отказывающимся от какой-либо занятости.

Таким образом, видим не угасающий интерес исследователей к процессам старения и понятию самой старости. Увеличение доли пожилых людей в населении развитых стран спровоцировало, в свою очередь, особое внимание к социологическим, геронтологическим и социально-психологическим исследованиям вопросов положения пожилых людей, в том числе и в России.

 

Список литературы:

  1. Холостова Е И. Яковлева С А Проблема старости и ее предупреждение - М , 2002, Пожилые люди социальная политика и развитие социальных услуг // Здоровое старение проблемы, пути решения - М , 2003, Пожилые люди Взгляд в XXI - Нижний Новгород, 2000, Дискин А А Решетюк Л Л Здоровье и труд в пожилом возрасте - М , 1988
  2. Бондаренко И.Н. «Доступ граждан пожилого возраста к социальным услугам: правовой социально- экономический и нравственный аспекты» / И.Н. Бондаренко // Отечественный журнал социальной работы. -2005. № 3. - С.39-49.
  3. Старшее поколение МГУ: проблема адаптации / Л.Н. Москвичева, Е.В. Первышева // Вестник Московского университета. Сер.18: Социология и политология : Научный журнал . – 2000 . – N1 . – С.171-181 .
  4. Рогозин Д. М. Либерализация старения, или труд, знания и здоровье в старшем возрасте // Социологический журнал. 2012. Том. 0. № 4. С. С. 62-93.
  5. Потехина И.П., Чижов Д.В. Потенциал старшего поколения как составляющая национального человеческого капитала (по материалам исследования в регионах ЦФО) //Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 2. С. 3—23.
  6. Румянцева Е. С. Социально-политическая активность пожилых людей в условиях трансформирующегося общества / Е. С. Румянцева // Вестник Поволжского института управления. –  С. 158-165
  7. Бондарева Е. В. Анализ досуга пожилых людей // Молодой ученый. — 2009. — №6. — С. 149-150. — URL https://moluch.ru/archive/6/451/ (дата обращения: 06.04.2020).
  8. Щанина Е. В. Организация досуга пожилых людей / Е. В. Щанина // Общественные науки. 2013. №4. С. 149-158.
  9. Шмерлина И. А. Либерализация старения: теоретические иллюзии и эмпирические «аномалии», 2013.
  10. Иванов В. Н. Феномен старости // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 164-170
  11. Жанна Сморкалова СТАРЕТЬ СКУЧНО, НО ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ПРОЖИТЬ ДОЛГО. // Кузнецкий край (Кемерово).- 29.06.2002
  12. Vincent J. Old age (London: Routledge, 2003)
  13. Handbook of theories of aging / Ed. by V.L. Bengston, D. Gans, N. Putney. 2nd ed (New York: Springer, 2009)
  14. From exclusion to inclusion in old age: A global challenge / Ed. by N. Scharf, N.C. Keating (Bristol, UK: Polity Press, 2012)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.