Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(106)

Рубрика журнала: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Горетая Д.О. ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 20(106). URL: https://sibac.info/journal/student/106/181010 (дата обращения: 25.11.2024).

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ

Горетая Диана Олеговна

студент, кафедра педагогического образования, Курский государственный университет,

РФ, г. Курск

HISTORICAL STUDY OF LOCAL LORE AT SCHOOL

 

Diana Goretaya

student, Department of Teacher education, Kursk state University, Of the Russian,

Russia, Kursk

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена, изучению исторического краеведения в школе просто необходимого, для воспитания у обучающихся любви и уважения к своей Малой родине.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of historical local lore at school, which is simply necessary for educating students to love and respect their Small homeland.

 

Ключевые слова: краеведение; Малая родина; историческое краеведение.

Keywords: local history; Small Motherland; historical local history.

 

История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому историческое краеведение в школе необходимо. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, стано­вятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на ка­ком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место — город или хутор — несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Ма­лая родина.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими сво­ей Малой родины. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье, соловьиная трель.

Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием.

Большая Советская энциклопедия даёт, как нам кажется, самое развёрнутое определение: «Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» [1] .

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса и поэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности — школьного микрорайона, города, села, района, области» [2].

В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.» [3].

Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что «краеведение» -  это изучение своей  Малой родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причём это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение — это со­вокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны. Это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами» [4 c.102].

«Краеведение — это, прежде всего краелюбие», — напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. «Самый массовый вид науки», — говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев. Высокая наука смыкается здесь с массами. Не только фигурально, но и буквально. Ведь краеведческий клуб — единственное, пожалуй, место, где седовласый профессор может обсуждать общую проблему с молодым учителем или школьником из далёкого хутора [5 c.61].

В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

Историческое краеведение способствует более глубокому изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулирует мыслительную деятельность, влияет на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции. Историческое краеведение помогает уяснить неразрывную историческую связь, единство истории каждого города, села с историей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края, своей Малой родины.

Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале – фактах местной истории. Они помогают донести до сознания школьников картины героического прошлого, сохранению общественной памяти народа, передаче героических традиций прошлого, осуществлению преемственности поколений. Главным источником и механизмом воспитательного воздействия выступают традиции, которые в качестве важнейшего средства накопления, хранения и передачи социальной информации выражают жизнь прошлого в настоящем и будущем, оказывают огромное эмоционально – стимулирующее воздействие на них, побуждают к действиям, выступают в качестве образцов поведения.

Сегодня Российское образование поставило перед школой такие задачи как, формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности.

Школа является одним из источников формирования и развития гражданской личности. Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью. Не зная истории, экономики и природных богатств края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Поэтому школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста.

 

Список литературы:

  1. Большая Советская энциклопедия. [Электронный ресурс]:URL: http://www.вокабула.рф/энциклопедии/бсэ/краеведение. (Дата обращения 23.05.2020).
  2. Российская педагогическая энциклопедия. [Электронный ресурс]:URL: http://www.вокабула.рф/энциклопедии/российская-педагогическая-энциклопедия/краеведение (Дата обращения 23.05.2020).
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]:URL: http//www.вокабула.рф/словари/толковый- словарь-ожегова/ (Дата обращения 23.05.2020).
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1 СПБ-М: Тип. М.О. Вольфа С. 102.
  5. Лихачев Д.С. Русская культура.  М., Искусство, 2000. С. 61.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.