Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(106)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
RESTRICTIONS OF CITIZENS 'RIGHTS IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION SOCIETY
Anna Gladkaia
master student, Department of Constitutional and Municipal Law, Volgograd State University,
Russia, Volgograd
АННОТАЦИЯ
Автором рассматривается вопрос необходимости ограничений прав граждан в информационном обществе. Обосновывается точка зрения, согласно которой ограничения прав должны носить разумный характер и соответствовать основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В качестве примеров сфер, где необходимы ограничения, приводятся экстремистские материалы (посягающие на основы конституционного строя) и плагиат (нарушающий авторские права и законные интересы авторов).
ABSTRACT
The author considers the need to restrict the rights of citizens in the information society. The author substantiates the point of view that restrictions of rights should be reasonable and comply with the grounds listed in part 3 of article 55 of the Constitution. Examples of areas with the necessary restrictions are extremist materials (encroaching on the foundations of the constitutional system) and plagiarism (violating the copyright and legitimate interests of authors).
Ключевые слова: информационное общество, права человека, ограничение права, свободный доступ к информации, технические средства защиты.
Keywords: information society, human rights, restriction of rights, free access to information, digital restrictions management.
Современный этап общественного развития в исследовательской литературе зачастую называется периодом формирования информационного общества [3, с. 138]. Причина этого заключается в стремительном развитии научно-технического прогресса и цифровых технологий. При этом возникают закономерные вопросы: каким станет под влиянием информационной революции гражданское общество, информационным (информированным) или программируемым (кем и в чьих интересах)? Как должно реагировать на эти изменения государство: придерживаться принципа свободы информации или ограничивать права граждан в этой сфере ради их же блага?
Одним из главных парадоксов информационного общества является то, что оно делает информацию легко воспроизводимой. Как представляется, производство и продажа информации и знаний требуют контроля над этими новыми ресурсами, чтобы ими можно было эффективно управлять в качестве основы информационной экономики. Речь идет о таких вопросах, как правовое регулирование создания инновационных технологий, контроль за их распространением, защита прав граждан в условиях почти мгновенного, свободного доступа ко многим формам информации.
Т.А. Полякова определяет информационное общество как общество нового типа, в основе которого лежит развитие и взаимопроникновение информационных технологий; это общество знания, в котором информация и умение ее использовать является залогом нормального существования общества и его членов; это общество, где обмен информацией не ограничен какими-либо пространственно-временными рамками [2, с. 160].
Однако представляется, что разумные ограничения обмена информацией все-таки нужны. На это есть указания и в федеральном законодательстве. Например, в ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в числе принципов правового регулирования отношений в сфере информации можно выделить, с одной стороны, свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, а с другой – возможность введения ограниченного доступа (в соответствии с федеральным законом). Такая возможность полностью согласуется с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где сказано, что права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом и по строго ограниченному перечню оснований (в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства).
Если говорить о защите основ конституционного строя и нравственности, то следует, прежде всего, вспомнить о Федеральном списке экстремистских материалов. Туда включаются источники информации (книги, сайты и пр.), направленные на распространение и популяризацию нацистской, фашистской, расистской и экстремистской символики. При этом запрет налагается не на использование символики самой по себе, но в контексте пропаганды вышеуказанного содержания. Действия, выразившиеся в демонстрации запрещенной символики, могут повлечь за собой ограничения и других прав граждан (помимо доступа к этой информации). Так, граждане РФ, подвергнутые административному наказанию за совершение вышеуказанного правонарушения (ст. 20.3 КоАП РФ) ограничиваются в праве быть избранными на выборах в течение года с момента вступления в законную силу административного наказания.
Говоря о защите прав и законных интересов других лиц, нельзя не вспомнить об ограничениях права на доступ к информации, налагаемых в связи с наличием авторских прав на эту информацию. Поскольку основной чертой современного информационного общества является быстрый обмен информацией и возможность быстрого доступа к ней, то главной проблемой, связанный с этим, является проблема плагиата. О.В. Бобкова, С.А. Давыдов, И.А. Ковалева вполне обоснованно считают, что плагиат не ограничен нарушением права на неприкосновенность объекта интеллектуальных прав, но факультативно влечет нарушение других личных неимущественных прав [1, с. 34].
К сожалению, набор ограничений и исключений, предлагаемых законами об интеллектуальной собственности во всем мире, как правило, не слишком приспособлен для борьбы с нарушениями интеллектуальной собственности в условиях высокотехнологичной среды современного человеческого проживания. Тем не менее это не означает, что ограничения права на доступ к информации в целях защиты прав и законных интересов других лиц являются абсолютно бесполезными. Напротив, сложность применения традиционных правовых способов защиты прав (ст. 12 ГК РФ) ввиду того, что в Интернете зачастую тяжело установить личность нарушителя (владельца домена или сайта, где размещена незаконная информация), привела к развитию технических способов и средств защиты информации.
Технические средства защиты производны от англоязычной аббревиатуры DRM (Digital rights (или restrictions) management), которая дословно переводится как «управление цифровыми правами (управление цифровыми ограничениями)». По сути, они представляют собой средства аппаратного или программного характера, затрудняющие или ограничивающие действия с электронными данными либо позволяющие отследить такие действия. Под действиями с электронными данными понимаются просмотр, копирование, модификация и др. По сравнению с правовыми способами защиты технические средства направлены исключительно на ограничение отдельных действий с информацией (тех, которые запрещены правообладателем) и не связаны с наступлением различных неблагоприятных правовых последствий для возможных нарушителей.
Под такими техническими устройствами подразумевается совокупность взаимосвязанных функциональных технических элементов, целью которых является профилактика и пресечение противоправных действий, осуществляемых с информацией и ее носителями вопреки воле правообладателей. В их перечень можно включить приборы, инструменты, коды доступа и иные приспособления как механического, так и электронного характера.
Например, издатели и авторы произведений используют технические средства, которые шифруют медиа, данные, электронные книги, контент или любой другой защищенный авторским правом материал. Только те, у кого есть ключи расшифровки, могут получить доступ к материалам. Они также могут использовать инструменты для ограничения того, что пользователи могут делать с полученными материалами: ограничить или запретить пользователям редактировать, печатать, сохранять содержимое, делать скриншоты и т.д.
В то же время есть информация, право на доступ к которой не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах. К такой информации относятся сведений о деятельности органов власти всех уровней. Например, Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.08.2010 № 1229 предусмотрено, что данная информация при размещении на официальных сайтах органов власти должна быть бесплатной, незашифрованной и иметь круглосуточный доступ без каких-либо ограничений, в том числе посредством обязательного использования какого-либо лицензионного программного обеспечения.
Таким образом, развитие информационного общества непосредственно связано с развитием гражданского общества и правового государства. В связи с этим наиболее остро стоит проблема предупреждения превращения информируемого общества в общество программируемое, что достигается посредством точечного ограничения отдельных прав граждан – в первую очередь права на свободный доступ к информации. Это достигается посредством правовых и неправовых средств (технических способов защиты информации).
Список литературы:
- Бобкова О.В., Давыдов С.А., Ковалева И.А. Плагиат как гражданское правонарушение // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. - 2016. - № 7. - С. 31 - 38.
- Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2008.
- Савина В.С. Авторское право в информационном обществе: перспективы развития // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - № 2 (32). - С. 138 - 142.
Оставить комментарий