Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(106)
Рубрика журнала: Филология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
«ТОЛСТЫЙ» ЖУРНАЛ КАК ТИП ИЗДАНИЯ. НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ»
"THICK" MAGAZINE AS A TYPE OF PUBLICATION. ON THE EXAMPLE OF THE MAGAZINE "OTECHESTVENNYE ZAPISKI»
Louise R. Arutuynyan
Student, Department of Journalism, Rostov State University of Economics,
Russian Federation, Rostov-on-Don
Angela V. Mucha
аssistant, department of journalism, Rostov State University of Economics,
Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
Данная статья рассматривает особенности и специфику «толстого» журнала периода XIX века. На примере «Отечественных записок» анализируется жанровое своеобразие, характерное для данного типа издания. Кроме этого, изучаются предпосылки к появлению «толстого» журнала и его тематическая направленность. В заключении статьи делается вывод о том, что издание «Отечественные записки» является типичным представителем «толстых» журналов.
ABSTRACT
This article discusses the features and specifics of the "thick" magazine of the period of the XIX century. Using the example of “Otechestvennye Zapiski”, the genre originality characteristic of this type of publication is analyzed. In addition, the prerequisites for the appearance of a “thick” magazine and its thematic focus are being studied. In conclusion, the article concludes that the publication "Otechestvennye Zapiski "is a typical representative of" thick " magazines.
Ключевые слова: журналистика, средства массовой информации, литературная публицистика, история отечественной журналистки, «толстый» журнал, литературно-художественный журнал.
Keywords: journalism, mass media, literary journalism, the history of Russian journalism, a " thick " magazine, a literary and artistic magazine.
В истории русской литературы и публицистики переломным моментом для книги стал период с середины 1830-х годов. В эту пору возрастало ярое преобладание журнала над книгой. Оно стало определяться после появления журнального издания «Библиотека для чтения», которое имело небывалый успех.
Уже к середине 1840-х годов журнал занимает ключевое положение в литературной публицистике. Основная часть произведений печаталась сначала в журнале. Также появляются отдельные издания, в которых публикуются научные труды, учебная и детская литература.
Актуальность работы обуславливается тем, что что история литературной публицистики дает понимание тому, каким образом строится литература и журналистика в настоящее время. Необходимо знать и понимать, что служило первоначальным этапом в развитии периодики в целом.
Объектом исследования являются «толстый» журнал «Отечественные записки.
Предметом исследования выступают типологические характеристики и жанровая структура «толстого» журнала.
Цели и задачи исследования. Исходя из указанных объекта и предмета, целью работы является изучение специфики «толстого» журнала и его роли в литературной публицистике. Цель исследования реализуется в системе задач, среди которых:
- Изучение типологических характеристик «толстого» журнала;
- Рассмотрение жанровой структуры «толстого» журнала;
- Определение особенностей «толстого» журнала «Отечественные записки»;
- Анализ жанрового своеобразия издания «Отечественные записки»;
- Изучение структурной составляющей «толстого» журнала «Отечественные записки».
Практическая значимость состоит в том, что материалы данной курсовой работы могут быть использованы в лекционных курсах для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика».
Тип периодики как «толстый» журнал был образован благодаря своеобразию условий в России. Он играет особую роль именно в русской журналистике. Общими характеристиками «толстого» журнала являются:
- Содержание номера – объединение литературно-художественного сборника, который заключает в себе произведения художественной литературы и критические статьи [7] и научности содержания;
- Совокупность тем, которые находятся в сфере внимания к журналу;
- Объем журнала – 300-500 страниц. [1]
В литературоведческих исследованиях рассматривается набор сущностных черт, которым должен обладать «толстый» журнал.
Во-первых, «толстый» журнал должен являться организатором нового литературного поколения.
Во-вторых, «толстый» журнал должен иметь собственное направление, которое будет складываться из системы принципов отбора материалов для публикации.[2]
В-третьих, «толстый» журнал должен соответствовать своей структуре, то есть он является одновременно литературно-художественным и общественно-политическим. Эта связь обусловлена тем, что на протяжении долгого времени политические и общественные процессы часто находили свое отражение в литературе. Кроме того, именно литература давала возможность открыто говорить об определенных событиях. Также слияние политики и литературы позволило объединить новое поколение писателей и читателей. [2]
В-четвертых, главным героем «толстого» журнала должен быть сам читатель. Это обусловлено законом периодической печати. Любому изданию необходимо иметь свою аудиторию, благодаря которому оно и будет существовать. [2]
В-пятых, «толстый» журнал не может существовать без литературной критики, так как она напоминает о направлении журнала.
Таким образом, феномен «толстого» журнала состоит в его своеобразной художественной самодостаточности и целостности.
Жанровая структура «толстого» журнала строится на основе его типологических характеристик, которые представлены следующим образом:
- «Толстый» журнал основывается на устойчивой трехмодульной структуре. То есть, каждый номер объединяет в себе художественные произведения (романы, повести), публицистику (политическую, научно-популярную) и литературную критику. Иначе можно сказать, что такой тип представляет собой совокупность политической газеты, научной энциклопедии и литературно-художественного сборника. [4]
- «Толстый» журнал позволял развивать литературные направления и методы, формулировать теоретические концепции. Образование такой художественной политики повлияло на формирование в журнале литературных школ. [4]
- «Толстый» журнал был центром объединения интеллигенции, которая в дальнейшем образовалась в идейные течения и общественные движения. Журнал в своем многообразии способствовал возмещению объективных скреп. [4]
- Жанровое своеобразие «толстого» журнала позволяло ему существовать в универсально-образовательной направленности. Для широкой массы он стал «периодической энциклопедией». На страницах часто помещались научные статьи, которые развивали кругозор и знания читателей. Это было одним из существенных отличий «толстого» журнала от литературного. [5]
- «Толстый» журнал влиял на формирование точки зрения у читающей массы, а также на методы оценки и общий взгляд на мир. Благодаря структуре построения текстов и направленности самого издания читатели имели возможность найти знакомый образ мыслей и мнений. [6]
- Неизменность характера направления журнала обеспечивало его успешное существование. Это говорит о том, что характер опубликованных материалов и произведений не мог изменяться. Выбранная жанровая структура должна была поддерживать установленное издательством направление. [6]
Таким образом, «толстый» журнал выполнял множество функций благодаря своему жанровому насыщению и характерам материалов. На страницах можно было прочитать роман, следом ознакомиться с научной статьей, а в конце прочитать последние политические или общественные новости. И так продолжалось от номера к номеру.
На момент появления «толстого» журнала в печатной периодике читательская публика уже была готова к нему. Он объединил все слои населения в единую общность, которая уже нуждалась не в простой литературе, а в актуальных и новых материалах.
«Толстый» журнал стал толчком в развитии литературы и публицистики. Его жанровое своеобразие позволяло читать материалы различным возрастным группам – от радикальной молодежи до аристократов.
Благодаря «толстом» журналу многие писатели и поэты обрели свою известность и читательскую публику. На первый план начали выноситься политические и другие общественно-значимые события и проблемы. Теперь читатели точно знали, что происходит в России и за рубежом, а журнал помогал сформировать мнение.
Таким образом, «толстый» журнал вошел в историю русской литературы и публицистики как необходимый и основной источник абсолютно любой информации. Он стал первым, кто собрал на своих страницах литературу, науку и политику.
Журнал «Отечественные записки» считается первым в России издательским концерном, куда также вошли «Литературная газета», «Русский инвалид». В изданиях Краевского работали лучшие журналисты того времени – В.Г. Белинский, Н.А. Некрасов, А.И. Герцен. На страницах можно было прочитать художественные произведения А.И. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.В. Кольцова. [7]
Цель журнала «Отечественные записки» определялась следующим образом: содействие просвещению, поиск абстрактной истины в науке, искусстве и жизни, ориентация на все круги читателей.
Еще одной особенностью «Отечественных записок» являлась деятельность отдела библиографии. Она заключалась в регулярных отчетах выхода книжных новинок. Эту работу взял на себя В.Г. Белинский.
Таким образом, особенностями «толстого» журнала «Отечественные записки» являлись демократическая направленность деятельности издания, а также освещение политической, экономической и социальной проблематики в условиях принятой цензуры. Читатели могли ознакомиться с важными событиями не только в России, но и за ее рубежом.
Жанровое же своеобразие журнала «Отечественные записки» заключалось в опубликовании статей, рецензий, критических обзоров и повестей. Читатели могли ознакомиться не только с произведениями художественной литературы, но и с публицистикой, которая раскрывала общественно-значимую проблему. Примечательно и то, что журнал постоянно менялся и преображался, когда на пост редактора вступали новые публицисты.
«Толстый» журнал очень долго оставался основным типом периодического издания в системе прессы. Классическим «толстым» изданием был знаменитый оппозиционный журнал. Он начал выходить в острые моменты истории страны, когда накал политических страстей заставлял редакции свести до минимума научную энциклопедию, сосредоточив все внимание на освещении политических событий, которые отодвигали на второй план даже такую традиционную для русского журнала область, как художественная литература.
«Толстый» журнал – это феномен российской литературной жизни. Событие или проблема, помещенная в его контекст, одновременно помещена и в критику, и в поэзию, и в публицистику, и в прозу.
Список литературы:
- Берков П. Н. История русской журналистики 18 в / П.Н. Берков. – М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1952. – 572 с.
- Бочаров А.Г. Типология журналов переходного периода / А.Г. Бочаров // Журнальная периодика России. – М., 1996. – 248 с.
- Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики. Л., 1930. – 231 с.
- Махонина С.Я. Журналы «обычного русского типа» / С.Я. Махонина. - [Электронный ресурс] // Махонина С.Я. История русской журналистика начала XX века. – Режим доступа: http://textsale.org/text1/93.php (дата обращения: 17.05.2020)
- Зыкова Г.В. Поэтика русского журнала 1830-1870-х гг. М., 2015. – 344 с.
- Лакшин В. Я. Феномен "толстого" журнала в России как явление национальной культуры / В. Я. Лакшин // Берега культуры. – М., 2015. – 200 с.
- Муха А.В Литературно-художественный журнал в региональном медиапространстве / Журналистика регионов: дискурсы и медиапрактики: сборник статей по итогам международной практической онлайн-конференции (г. Томск 22 ноября 2018 г.) // Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2018. С. 40-42.
Оставить комментарий