Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(106)

Рубрика журнала: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Трубчанинов И.С. РОЛЬ ШИИТСКОГО ДУХОВЕНСТВА ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ ИРАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 20(106). URL: https://sibac.info/journal/student/106/180855 (дата обращения: 28.12.2024).

РОЛЬ ШИИТСКОГО ДУХОВЕНСТВА ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ ИРАНА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Трубчанинов Илья Сергеевич

студент, кафедра религиоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, Алтайский государственный университет,

РФ, г. Барнаул

Исламская революция, которая свершилась в стране с многотысячелетней историей, является одним из важнейших событий XX века. Данное явление внутри Ирана является началом нового рубежа в истории.

Хотя в изучении истории Ирана имеется достаточно накопленного материала, а Иранская революция получила достаточно полное отражение в исследованиях, при этом все же виден недостаток изучения роли духовенства на протяжении всего изучаемого мной периода, а также непосредственно в революции.

Мнения ученых по поводу роли духовенства и мотивации революции рознятся. Одна группа ученых говорит о том, что революционные события в Иране произошли без помощи духовенства, оно лишь воспользовалось плодами протестного движения широких масс, в лице не только непросвещенного населения, но главным образом, интеллигенции, рабочих, чиновников, всех тех, кто мог идейно развить революции и свергнуть режим шаха.

Интересна позиция А.Р. Арабаджяна, он соглашается с остальными исследователями о том, что революция носила антимонархический, антизападный характер, но не называет революцию исламской, так как она проходила в исламской стране и там, в принципе нечего защищать. Также он говорит об участии не только маргинальных масс общества, а о более важной и широкой поддержке рабочего класса нефтяников, чиновничество, интеллигенция, все они выступали против деспотичной власти шаха. Также он приводит в аргумент то, что сильно повлияло на революцию ухудшающееся положение рабочих в связи с инфляцией и вскружившей голову шаху огромного дохода от нефтедолларов. [1, c. 245]

Следующая группа исследователей выделяет и обосновывает религиозный фактор в развитии Иранской революции. Прежде всего, они настаивают на главенствующей роли духовенства, как единственной легальной оппозиции шаху, только у них могли быть средства и цели достичь свержения шахского режима, так как реформы монарха вредили в первую очередь феодальным пережиткам общества и интересам многочисленного духовенства

Среди российских ученых, Е.А. Дорошенко придерживается позиций наиболее сильного влияния муфтиев на события в Иране, именно благодаря религиозной части общества удалось консолидировать оппозицию шахскому режиму и свергнуть его. [3, c. 97]

После событий августа 1953 г. Шах Мохаммед Реза и его правительство большое внимание начали уделять Кумскому духовенству в лице аятоллы М. Боруджерди [2, c. 19]. В 50-х годах, деятельность духовенства была сосредоточена в основном в мечетях и медресе. Шах не противодействовал духовенству в его кампаниях против бехаитов, дабы отвлечь общественность от серьезных социальных и экономических проблем [6, с. 70]. Мы видим тенденцию в усилении роли духовенства по части идеологического давления на общество. Также в 1953 г. в стране были ликвидированы все легальные политические партии, только духовенство, по сути, оставалось пользоваться практически всеми свободами, например, в мечетях могли собираться люди и обсуждать злободневные вопросы, которые перерастали в дискуссии, в том числе по поводу политики шаха и его правительства[4, с. 25].

С начала 60-х годов шах начал проводить достаточно независимую от духовенства политику, но при этом духовенство организовывало широкие демонстрации религиозных фанатиков, так, например, законопроект о равных правах мужчин и женщин был принят, несмотря на противодействие духовенства [5, с. 44].

Шахский политический курс под названием «белая революция», означавший широкие буржуазные экономические и политические преобразования, ущемлявшие позиции духовенства был встречен резким противодействием духовенства. Особую неприязнь вызвала аграрная реформа, которая предполагала ликвидацию крупного землевладения [6, с. 90].

Начало 70-х годов было ознаменовано напряженными отношениями между правительством и духовенством. Враждебно было отношение и к образованию Корпуса веры, которое выступало своеобразным заслоном против радикальных муджтахидов и мулл, открытый бойкот вызвало празднование 2500-летия монархии [1, с. 194].

Усиление нажима на духовенство создавало обратный эффект. Было создано Общество веры. На его базе выступали самые известные и уважаемые теологи, студенты, светские лица, симпатизирующие шиизму, а поскольку политическая оппозиция и деятельность по факту были запрещены, то лекции теологов собирали ту часть политически активного общества, которая не могла вести политической деятельности, в их число входили: профессоры, студенты, политические активисты, общественные деятели [7, с. 16].

Успех духовенства в захвате лидирующих позиций в революции можно объяснить рядом причин. Одна из самых главных – это образование политического застоя к 1978 г. Все политические партии, за исключением провластных, были распущены. Политические силы рассредоточились по различным оппозиционном блокам, некоторые удалились в эмиграцию, так как не были в состоянии отстаивать демократические свободы собраний, печати. В сложившейся ситуации только духовенство с ее традиционными институтами могла противостоять шахскому нажиму [3, с. 76].

Заключение. События конца 80-х г. показали, что имея полуофициальный статус шиитское духовенство смогло наладить крепкие организационные структуры, которые развивались на протяжении десятилетний наравне с государственными, при отсутствии адекватной политической свободы шиитские религиозные центры становились оплотом гражданской политики, из-за возросшего влияния производились аресты духовенства, которые имели совершенно иной эффект, нежели которого добивался шах.

 

Список литературы:

  1. Арабаджян А.3. Иранская революция: причины и уроки. – М.: Наука, 1986. – 560 с.
  2. Демин А.И. Экономический и политический кризис конца 50-х начала 60-х годов. – М.: Наука, 1976. – 11-25 с.
  3. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. – М.: Наука, 1975. – 228 с.
  4. Дорошенко Е.А. Эволюция исламских концепций в официальной идеологии Ирана (1963-1983) // Ислам и проблемы национализма; в странах Ближнего и Среднего Востока. – М.: Наука, 1986. – 173-193 с.
  5. Мамедова Н.М. Исламская революция в Иране: прошлое, настоящее, будущее. – М.: ИВ РАН, 1999. – 4-25 с.
  6. Мамедова Н.М. Иран в XX веке. Роль государства в экономическом развитии. – М.: Наука, 1997. – 22-93 с.
  7. Муттахари М. Ислам и Иран: История взаимоотношений. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2008. – 480 с.

Оставить комментарий