Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(105)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Лингвистика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Жмурина Д.Д. ПЕРЕДАЧА АТМОСФЕРЫ СТРАХА В НОВЕЛЛЕ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО «ПАДЕНИЕ ДОМА АШЕРОВ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 19(105). URL: https://sibac.info/journal/student/105/180264 (дата обращения: 29.11.2024).

ПЕРЕДАЧА АТМОСФЕРЫ СТРАХА В НОВЕЛЛЕ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО «ПАДЕНИЕ ДОМА АШЕРОВ»

Жмурина Дарья Дмитриевна

магистрант, факультет иностранных языков, Тульский государственный университет им. Л.Н. Толстого

РФ, г. Тула

Можно по-разному относиться к творчеству Эдгара Аллана По. Кто-то не может найти в нем чего-либо актуального для нашего времени, кто-то считает, что до сих пор оно способно задевать те струны нашей души, которые  каждый человек старается спрятать подальше от остального мира. Основой любой «страшной новеллы» Эдгара Аллана По является страх и его описание. Читателю не просто демонстрируется ситуация: чувства и переживания героев показываются так, что невольно сам начинаешь испытывать нечто подобное.

Мы рассмотрим передачу атмосферы страха в новелле Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров» (The Fall of the House of Usher, 1839).

Новелла начинается с описания природы и местности вокруг особняка Ашеров. Окружающая обстановка начала угнетающе действовать на рассказчика, стоило ему только приблизиться к особняку. Дом Ашеров окружала неприветливая и безотрадная местность. Озеро (the sullen waters of the tarn [1]), в которое заглядывает главный герой, кажется, только усиливает тягостное впечатление.

Ничуть не изменяет настроение, как рассказа, так и главного героя приближение самого особняка. Выцветшие краски на стенах, лишайник и мох, клочья паутины, свисающие с карнизов, только усиливают депрессивность обстановки (indication of extensive decay [1]). Внутри перед нами предстает готический интерьер, как и следовало ожидать от старого дворянского особняка. Гобелены на темных, неосвещенных стенах, черный паркет, латы и оружие (while the carvings of the ceilings, the sombre tapestries of the walls, the ebonblackness of the floors [1]) – все это создает цветопередачу в темных тонах, настраивая читателя на негативные эмоции и волнение.

При описании дома как «своего» пространства, необходимо понимать, что имеется в виду также и его соотнесенность с хозяином. Дом, создаваясь человеком, содержит в себе отпечаток личности, становится пространством индивидуализированным – это «свой», «родной мир». Строя дом, человек организует пространство, ориентирует его под себя, добавляет в этот маленький мир свое «я». Так чем же объясняется мрачная палитра красок, используемая при описании особняка Ашеров? Как нам кажется, дом не может быть радостным и светлым, если хозяин страдает физическим или душевным недугом.

Отличительные черты новелл Эдгара Аллана По прослеживаются также и при описании интерьеров, внутреннего убранства особняка, с его бесконечными тёмными переходами и готическими сводами. Комната Родерика Ашера описывается, как и многие пространства в новеллах автора. Черный дубовый пол (the black oaken floor [1]), темные драпировки возле стен (dark draperies hung upon the walls [1]), красные отсветы дня (feeble gleams of encrimsoned light [1]), проникающие сквозь решетчатые витражи. Преобладание красного и темного, описание восковой мертвенности и бледности Родерика (a cadaverousness of complexion [1]) – все это создает неповторимый стиль и цветопись Эдгара Аллана По. Черный цвет – цвет мрака, трагедии, ужаса, красный – крови, безумия, лихорадки и болезненного бреда. Белый цвет символизирует смерть, болезнь, страдание. Одни только описания цветов уже наталкивают на мысли о похоронах.

Говоря об атмосфере страха в новелле, нельзя не сказать о болезнях главных героев. Таинственная болезнь леди Мэдилейн, сестры Родерика Ашера, – летаргия, ужасное состояние, но совсем не мистическое. Маниакальная депрессия Рордерика тоже основана на реальных исторических событиях в США 18 века. Страна приобретает независимость, древние аристократические семьи лишаются социальной значимости, в семье отсутствуют дети – продолжатели рода. Все это накладывает неизгладимый отпечаток на Родерика, полностью меняя его душевное состояние и здоровье [2].

Его состояние с каждым днем ухудшается, а страх героя и тревожность усиливаются. Эти эмоции также начинают испытывать и гости поместья.

Ашер, будучи в курсе летаргических состояний своей сестры не хоронит ее по христианским обычаям (hestated his intention of preserving her corpse for a fortnight [1]), но, в то же время, не делает ничего для ее спасения, когда понимает, что та пришла в себя в подземелье особняка. Жители дома начинают ощущать скорое прибытие бури (a whirlwind had apparently collected its force in our vicinity [1]). Появляясь, она сопровождается глухими ударами, доносящимися из ниоткуда.

Чтобы успокоить Родерика гость читает ему книгу(I will read, and you shall listen [1]), текст которой схож с происходящим в поместье: слышен треск дерева, падение металла на пол, из комнат доносится шум. Из-за болезни и обостренных чувств, Ашеру кажется, что на самом деле его сестра не умерла. Внезапно в дверях появляется сама Мэдилейн (but then without those doors there did stand the lofty and enshrouded figure of the lady Madeline of Usher [1]). Она оказалась погребена заживо, и выбраться из заточения стоило ей всех сил. «Ожившая» сестра становится для Родерика воплощением его главных страхов – страхов жизни и смерти.

«Финальным» страхом новеллы становится непередаваемый ужас рассказчика, «уносящего ноги» из дома Ашеров (from that chamber, and from that mansion, I fled aghast [1]). Смерть обоих хозяев, да еще при таких обстоятельствах не может не напугать. Дом, как будто чувствуя смерть своих хозяев, не может больше сопротивляться натиску стихии и рушится под напором урагана, унося в себе историю последних из рода Ашеров.

Таким образом мы рассмотрели способы передачи атмосферы страха в новелле «Падение дома Ашеров» Эдгара Аллана По. Таковыми, по нашему мнению, являются: описания пейзажей и интерьера, прием цветопередачи, подробные описания чувств и состояний главных героев.

 

Список литературы:

  1. Edgar Allan Poe, The Fall of the House of Usher, 1839 [Электронный ресурс] / Режим доступа https://poestories.com/read/houseofusher
  2. Ярыгин А.А.Американская «Аристократия» в социальной структуре центральных и южных колоний Англии в Северной Америке [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-aristokratiya-v-sotsialnoy-strukture-tsentralnyh-i-yuzhnyh-koloniy-anglii-v-severnoy-amerike

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.