Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(104)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Гатамов Р.М. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА УЧАСТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РФ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 18(104). URL: https://sibac.info/journal/student/104/179115 (дата обращения: 24.12.2024).

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА УЧАСТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РФ

Гатамов Ренат Мирюсифович

магистрант 2-го курса, кафедра гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет,

РФ, г. Волгоград

PROBLEMS OF REGULATION OF CORPORATE LAW OF PARTICIPANTS OF ORGANIZATIONS AND ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Renat Gatamov

magister of the 2nd year, Department of civil and private international law, Volgograd State University,

Russia, Volgograd

 

АННОТАЦИЯ

В данной работе автором исследуются права и обязанности участников корпоративного договора. Исследуется практика корпоративного поведения. Отмечается, что корпоративный договор является единственным договором корпоративного характера, не относящийся к категориям общецелевых гражданско-правовых договоров, и имеющим синаллагматическое начало. Автором предпринимается попытка разрешения спора о том, является ли право участия самостоятельным правом или комплексом прав, которые принято называть корпоративными. В статье рассмотрены точки зрения изучавших вопрос ученых, как дореволюционных, так и современных. Кроме того, выражена позиция самих авторов относительно поставленного вопроса.

ABSTRACT

In this paper, the author examines the rights and obligations of participants in a corporate agreement. The practice of corporate behavior is studied. It is noted that the corporate agreement is the only agreement of a corporate nature that does not belong to the categories of General-purpose civil contracts, and has a synallagmatic beginning. The author attempts to resolve the dispute about whether the right to participate is an independent right or a set of rights that are commonly referred to as corporate rights. The article considers the points of view of scientists who studied the issue, both pre-revolutionary and modern. In addition, the position of the authors themselves regarding the question raised is expressed.

 

Ключевые слова: корпоративный договор, акционерное соглашение, корпоративное право участия, корпоративное право управления, устав корпорации.

Keywords: corporate agreement, joint-stock agreement, corporate participation law, corporate governance law, corporate Charter.

 

Традиционно, под содержанием договора понимают все согласованные сторонами условия, которые составляют договорное обязательство [1].

Любой договор, в силу прямого указания закона может иметь существенные условия, без которых данный договор не может считаться согласованным и иные, не относящиеся к существенным условиям. Ранее нами было установлено, что корпоративный договор является единственным договором корпоративного характера, не относящийся к категориям общецелевых гражданско-правовых договоров, и имеющим синаллагматическое начало [2].

Данный договор может содержать только те существенные условия, которые указаны в ст. 67.2 ГК РФ, ст. 32.1 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ и пункт 3 ст. 8 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Единственным существенным условием корпоративного договора является требование о согласовании предмета данной сделки. Положения пункта 1 ст. 67.2 ГК РФ указывают на то, что корпоративный договор заключается в целях осуществления участниками хозяйственного общества своих корпоративных прав, в соответствии с которым они обязуются осуществлять свои права определенным образом или воздержаться (отказаться) от их осуществления. Положения пункта 1 ст. 67.2 ГК РФ определяет перечень корпоративных прав и обязанностей, как:

— голосование определенным образом на общем собрании участников общества;

— согласованное осуществление иных действий по управлению обществом;

— приобретение или отчуждение доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств;

— воздерживание от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств.

При этом перечень корпоративных прав и обязанностей сформирован открытым, что следует из использования в данном пункте слов «в том числе». Это предполагает возможность согласования сторонами иных условий в корпоративном договоре. Ст. 2 ГК РФ, закрепившая легальное определение «корпоративные отношения», выделяет отношения, связанные с участием в корпоративных организациях и управлением ими.

Особый интерес представляет соотношении прав корпоративных отношений в различных субъектах бизнеса. Так, доля в обществе с ограниченной ответственностью и право членства в обществе персонифицируются в отношении конкретного лица, однако, что примечательно с момента перехода доли к другому лицу, у первого право членства прекращается в силу прямого указания Гражданского кодекса РФ, т.е. само по себе право членства конкретного лица прекращается, а доля как особый объект не исчезает, в процессе отчуждения оно приобретает иной статус принадлежности, и, соответственно, после внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, право на членство возникает вновь.

Глубоким представляется вопрос о соотношении права членства в обществе с ограниченной ответственностью и корпоративных прав. В юридической литературе встречаются разные подходы к соотношению анализируемых понятий. Членство по своему существу является категорией отнесения к чему-либо, к какой-либо общности (группе), в нашем случае как общность мы рассматриваем общество с ограниченной ответственностью.

Само право на членство как самостоятельное субъективное право можно рассматривать через призму мер допускаемого поведения участника корпорации, что находит свое выражении в наличии у участника нескольких групп правомочий: «правомочия требования, правомочия на собственные действия и правомочия на защиту».

Еще в ХХ веке Г.Ф. Шершеневич сформировал понимание доли участия, согласно его взглядам, «право участия выражается в троякой форме:

а) участие в разделе прибыли, даваемой предприятием;

б) участие в разделе имущества товарищества при ликвидации его дела;

в) участие в управлении делами товарищества.

Два первых правомочия имущественного характера, третье - личного». Применительно к праву на членство, группы вышеназванных корпоративных правомочий взаимоувязаны, и должны рассматриваться как неделимый комплекс, поскольку отдельные права можно выделить и передать третьим лицам, например, если речь идет о передаче функций исполнительного органа профессиональному управляющему, но у которых соответственно право на членство не возникает исходя из такой передачи и ее непосредственного назначения [2].

В доктрине небеспочвенно отмечалась неотчуждаемость отдельных корпоративных прав. И.С. Шиткина также рассматривает право участия через комплекс корпоративных прав, как имущественного, так и неимущественного характера, указывая на их взаимосвязанность и взаимообусловленность.

Взаимосвязанность проявляется через однородность корпоративных отношений внутри самой корпорации, а взаимообусловленность, в свою очередь - через наличие влияния одного права на другое, другими словами, одно право обеспечивает реализацию другого права, на примере того, что ключевая возможность лица участвовать в управлении делами общества – это принимать участие и иметь право голоса на общем собрании участников, в том числе за внесение изменений в устав, в последующем, участник может ознакомиться как с протоколом общего собрания участников, так и с непосредственно, выраженными документарно, изменениями, поскольку данная возможность вытекает из прав на информацию[1].

В соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса РФ ключевым признаком, позволяющим отграничить корпорации от унитарных юридических лиц, является право участия (членства), в связи с которым, участники в отношении корпоративного юридического лица приобретают корпоративные (членские) права и обязанности [5].

Исходя из буквального толкования данной нормы, можно даже сделать вывод, что законодатель рассматривает право на членство и членские права как причину, и вытекающее из нее следствие. Однако думается, что право на членство в обществе с ограниченной ответственностью образует комплексный массив корпоративных прав и обязанностей держателей доли в уставном капитале корпораций в связи с тем, что член корпорации обладает данным массивом только постольку, поскольку имеет соответствующий статус [3].

На основании вышеизложенного, мы видим, что кроме прав и обязанностей, предусмотренных в пункте 1 ст. 67.2 ГК РФ, действующие нормативные правовые акты отсылают нас к другим корпоративным правам и обязанностям [2].

Например, к праву на регулярное и своевременное получение полной и достоверной информации об акционерном обществе. Помимо вышеуказанных положений, ст. 67.2 ГК содержит также такие права и обязанности участников хозяйственного общества, как:

 — обязательное уведомление хозяйственного общества о факте заключения корпоративного договора. При этом раскрытие содержания корпоративного договора не требуется, и положения такого договора будут являться конфиденциальной информацией. Пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 29.04.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» такую информацию признает коммерческой тайной, поскольку такая информация позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положения на рынке товаров, работ, услуг или получать иную коммерческую выгоду [6].

— обязанность голосовать на общем собрании участников общества за внесение в устав положения, которые определяют структуру органов общества и их компетенцию в том случае, если не противоречии ГК РФ. При этом, участники корпоративного договора, в силу пункта 3 ст. 66.3 ГК РФ вправе изменять структуру органов общества и эти изменения также должны быть внесены в устав хозяйственного общества.

— право заключения корпоративного договора с кредиторами с целью обеспечения охраняемого законом интересов кредиторов и иных третьих лиц [4].

Таким образом, содержанием корпоративного договора выступают правоотношения участия и управления в корпорации. При этом перечень представленных прав ГК РФ является открытым и положения корпоративного договора (акционерного соглашения, договора об осуществлении прав участников ООО) могут содержать иные права и обязанности по управлению и участию в корпорации, однако не противоречащие положениям закона и устава хозяйственного общества.

 

Список литературы:

  1. Габов А.В., Егорова М.А., Могилевский С.Д. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве: монография. М.: Юстицинформ, – 2015. – 656 с.
  2. Давудов Д.А., Саликов Д.А. О некоторых аспектах совместимости договора эскроу и смарт-контрактов//Философия социальных коммуникаций. – 2019. - С. 31-34.
  3. Корпоративное право: учебник / А.В. Габов, Е.П. Губин, С.А. Карелина и др. / отв. ред. И.С. Шиткина. – М.: Статут, 2019. – 735 с.
  4. Скворцова Т.А., Гойгов Р.Б., Агиев Г.Р., Гнедчик А.О. Право участия (членства) в предпринимательской корпорации // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. – №5. – С.171 - 173.
  5. Старикова М.С., Безуглый Э.А. Эволюция корпоративного управления в России // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 3.
  6. Чеховская С.А. Корпоративное управление и корпоративное право // Предпринимательское право. 2015. N 3. С.14-22.

Оставить комментарий