Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(104)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Дармаева К.А. ИССЛЕДОВАНИЯ КИНО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 18(104). URL: https://sibac.info/journal/student/104/179086 (дата обращения: 21.07.2024).

ИССЛЕДОВАНИЯ КИНО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Дармаева Ксения Аркадьевна

студент, Департамент социальных наук, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет,

РФ, г. Владивосток

CINEMA RESEARCHES IN SOCIOLOGOCAL PARADIGM: FOREIGN AND RUSSIAN EXPERIENCE

 

Ksenia Darmaeva

student, Department of Social Sciences, School of Arts and Humanities Far Eastern Federal University,

Russia, Vladivostok

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлен обзор первых научных исследований кинематографа в русле социологической науки. В статье рассматривается сходство концептуальное сходство социологии и кино и представлены исследования зарубежных социологов первой половины XX в. результаты которых заложили основу для создания нового ответвления от социологии – социологии кино. Также в статья представлен обзор российского опыта в исследованиях данного направления.

ABSTRACT

The article provides an overview of the first scientific studies of cinema in the mainstream of sociological science. The article discusses the similarity of the conceptual similarity of sociology and cinema and presents the research of foreign sociologists of the first half of the XX century the results of which laid the foundation for the creation of a new branch from sociology - the sociology of cinema. The article also provides an overview of Russian experience in research in this area.

 

Ключевые слова: Социологические исследования, социология кино, кино, масс-медиа.

Keywords: Sociological research, sociology of cinema, cinema, mass media.

 

Кино – занимает значительную часть аудиовизуальных медиа и является неотъемлемым элементом обыденности современного человека. Исследование кино, в современных cinema studies находится на стыке нескольких научных направлений: истории, антропологии, философии и социологии. Актуальность исследования кино представляет особый интерес, поскольку эта отрасль кинопроизводства заняла свою прочную нишу в медиакультурном пространстве.

Крупнейший российский исследователь в области социологии кино, М.И. Жабсий выделил основную сходную когнитивную характеристику - реализация познавательной функции. Социологи изучают человека в обществе с позиции функционирования социальных общностей, кинематографисты, используя технологии и визуальный ряд демонстрируют характерные черты социальной общности.

Первыми исследователями обратившихся к попытке синтеза социологии и кино стали немецкие социологи и публицисты, поэтому в данном случае основной фокус будет сконцентрирован на следующих исследователях. В 1917 г. немецкая исследовательница Э. Альтенло [3, с. 21] впервые разрабатывает и проводит комплексное исследование кино. Ей новации включали в себя анализ истории появления кино, механизмы создания промышленного кинопроизводства, государственное регулирование и цензуру, гендер зрителей и пр. Это масштабное исследование стало первым в истории изучения кинематографа. В 1927 г. З. Кракауэр, немецкий социолог, в процессе своей исследовательской деятельности приходит к выводу, что: «фильмы выполняют своё подлинное значение тогда, когда они запечатлевают и раскрывают физическую реальность» [4, c. 21]. Для доказательства своего тезиса, Кракауэр провел анализ содержания фильмов догитлеровской Германии и фильмов, вышедших после его прихода к власти. Фильмы, в данном контексте, являются художественным отображением реальных общественных процессов, полагал Кракауэр, и он пытался коррелировать реально происходящие в Германии события через призму визуального искусства.  Кракауэр рассматривает поэтапное становление темы милитаризма, спекуляции на патриотизме, авторитаризма в немецких фильмах. В значительной степени он также опирался на психологию. Исследование проведенное Кракауэром стало фундаментальным и на многие года стало оперирующим для всех исследователей кино. Однако следует отметить, что с течением времени происходило совершенствование теоретической и методологическиой базы социологии, результаты и выводы З. Кракауэра были подвергнуты сомнению. В частности, немецким историком М. Вайсом [3, с. 47]. В дальнейшем, немецкой исследовательницей М. Кронер был проведен контент-анализ с использованием методологического инструментария и современных стандартов в социологических исследованиях. Исследование было проведено в 1960-х г. с целью ответа на вопрос: «действительно ли кино является отображением общества?». В качестве эмпирической базы выступили 34 немецких игровых фильмов. Результаты исследования привели Кронер к выводу, что персонажи отобранных фильмов находятся на разных уровнях экономического и социального статусов, что создает дистанцию между героями и зрителем [3, с. 48].  Таким образом, тезис З. Кракауэра о зеркальном отображении физической реальности общества в фильмах был оспорен. Однако его труд считается одним из фундаментальных работ на ряду с исследованием Э. Альтенло.

В дореволюционной России также проводились социологические исследования, посвященные вопросами социальной потребности в фильмах и функций, которые они выполняли. В 1912 г., в «Санкт-Петербургских ведомостях» были опубликованы итоги первых исследований. В итогах исследований утверждалось, что «75% нищих и бродяг стали таковыми по вине кинематографа» [1, с. 19]. Затем в 1913 г. в Москве было проведено анкетирование школьников по изучению влияния кинематографии на детское воображение. Примечательно, что в нём одним из вопросов устанавливалось предпочтение детей: книга или кино. Результаты исследования выявили, что 54% опрошенных детей отдавали предпочтение фильмам книге, так как в кино «все представлялось в живости».

Одним из факторов изучения кино является то, что оно во многих своих функциях представлено в качестве особого социального института. Российский исследователь М.И. Жабский выделяет следующие функции:

  1. Эвристическая;
  2. Коммуникативная;
  3. Познавательная;
  4. Эстетическая;
  5. Воспитательная;
  6. Развлекательная [2, c. 26]

Исходя из этого, сфера кинопроизводства, включая выпуск фильмов в прокат, реакцию и рефлексию зрителей после просмотра ленты представляет особый исследовательский интерес.

В современной России колоссальный вклад в изучение кино внесли Жабский М.И., Разлогов К.Э., Н.А. Хренов и т.д. В частности, К.Э. Разлогов впервые ввел в научный оборот термин «экранная культура». В своих исследованиях он использует два научных подхода: исторический анализ и семиотический подход. Опираясь на идеи Ж. Митри, С. Эйзенштейна, В. Беньямина, А. Базена, К. Метца, и Ю. Лотмана, в своих исследовательских работах он пытается представить кино как специфический язык в семиотическом смысле. К. Разлогов доказывает зависимость логики эволюции кино не только от внутренних процессов экранной культуры, но и социального контекста. Благодаря этой взаимосвязи рамки исследования и задачи были значительно расширены. Кроме этого, изменились и те методы, которыми руководствовались отдельные исследователи при анализе экранного кинотекста. [7, c. 5] Это дало толчок к росту научного интереса к области кинопроизводства. К кинематографу обратились специалисты более широкого научного профиля, стремясь на примере К. Разлогова найти подтверждение собственных теорий.

Таким образом, можно сделать заключение, что первые эмпирические исследования кино в русле социологической науки были впервые проведены немецкими исследователями. Данные исследования во многом оказали влияние на дальнейшее развитие исследовательского потенциала кино. В России в начале XX в. также проводилось изучение зрительской аудитории. На современном этапе в российской социологической школе исследования кино также занимают особую нишу. Потенциал экранной культуры приближается к универсальности естественного языка, что позволяет фильмам стать наиболее демократическим видом коммуникации. Отсюда и обращающий на себя внимание социальный эффект экрана, что определяет и новые взаимоотношения человека с обществом и социальным институтом кино.

 

Список литературы:

  1. Игнатов И. Н. Кинематограф в России. Прошлое и будущее // Киноведческие записки. 1992. N16 С. 16-30
  2. Жабский М. И. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории // СОЦИС. – 1996. – № 2. – С. 25-35.
  3. Жабский М.И. Социология и кинематограф: монография. – М.: Канон-плюс, 2012. С. 596
  4. Кракауэр З. Природа фильма или реабилитация реальности. – М.: 1974. C. 424
  5. Кракауэр З. От Каллигари до Гитлера: психологическая история немецкого кино. – М.: Искусство, 1977. – С. 320
  6. Разлогов, К.Э. Искусство экрана : от синематографа до Интернета: монография – М.: РОССПЭН, 2010. С. 287
  7. Разлогов К. Э. Строение фильма: Некоторые проблемы анализа произведений: сборник статей / К. Э. Разлогов. - Москва : Радуга, 1984.. — С. 279

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.