Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(103)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ В БИОЛОГИЧЕСКОМ И ФИЛОСОФСКОМ АСПЕКТЕ
VALUE OF HEALTH IN THE BIOLOGICAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT
Polina Lebedeva
student, Department of Genetics, Mordovian State University named after N.P. Ogarev
Russia, Saransk
Sofia Shvetsova
student, Department of Biochemistry, Mordovian State University named after N.P. Ogarev
Russia, Saransk
Anastasia Myalina
student, Department of Genetics, Mordovian State University named after N.P. Ogarev
Russia, Saransk
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается ценность здоровья через призму восприятия биологии, медицины, религиозных и философских аспектов. Прослеживаются развитие данного понятия на протяжении различных эпох и понимание ценности в работах отдельных представителей различных философских школ, а также исследователей других областей познания. Здоровье является неотъемлемой частью и, безусловно, необходимым условием полноценной жизни, хотя, возможно, недостаточным для достижения счастья и гармонии. С точки зрения философии и теологии здоровье, как и сама человеческая жизнь, является даром Бога, который следует беречь и охранять.
ABSTRACT
In this article the value of health is discussed from the point of view of biology and medicine, religious and philosophical aspects. The development of this concept over various eras and the understanding of value in the works of individual representatives of various philosophical schools, as well as researchers from other fields of knowledge, are shown. Health is an integral part and, of course, a necessary condition of life, although perhaps not enough to achieve happiness and harmony. From the position of philosophy and theology, health, as well as human life itself, is a gift from God, which should be appreciated and protected.
Ключевые слова: здоровье, медицина, ценности, учения, экологические аспекты, мировоззрение, человек.
Keywords: health, values, teachings, environmental aspects, worldview, people.
Здоровье в философском аспекте
Здоровье, изначально рассматривалось как нечто физиологическое, естественное, связанное воедино с природой. Оно является одним из главнейших аспектов жизни человека, так как, внутренне состояние и восприятие его на мир, зависит от здоровья человека.
Человек единое целое, она не абстрагируется своими отвлеченными симптомами. Медицинская наука направлена на излечение, попытку продления жизни, а так же на более длительный срок сохранения здоровья людей. Парацельс считал медицину более тонким искусством по сравнению с наукой. Он отмечал важность правильного применения знаний о здоровье человека и необходимость учёта природных процессов в «видимом» и «невидимом» для человека мире. Медицина способна преодолеть трудности человеческого бытия, ведь человек живет в материальном мире и, следовательно, неразрывно связан с ним. Способность врачевание – это талант, познание духовно мира, истины проблем и вылечиванию. Здоровье-это тайна, которую и медицина и философия пытаются постичь.
В принципы биологической основы здоровья лежит физиологическое состояние. Здоровье определяется отсутствием всякой болезни, а сама болезнь рассматривается как «сущность» как качественное проявление ухудшений организма.
Относительный смысл здоровья раскрыл Н.М. Шустов. Он считал, что абсолютно здорового человека просто не существует, человек может быть здоровым только в определенной среде. С точки зрения экологии, здоровье человека и окружающая среда имеют тесную связь и должны находится в динамическом равновесии, а болезнь приводит к ее нарушению. Реакции организма не безграничны на влияние извне и могут привести к развитию заболевания. Иммунная система каждого человека одинакова, включающая в себя механизмы для осуществления иммунных реакций и защиты организма иммуноглобулины, интерфероны, форменные элементы крови, белки т.д. Но с возрастом или же с функциональными перестройками организма, в ходе заболевания.
История развития учения о ценности здоровья
Для того чтобы проследить линию развития проблемы, рассмотрим историко-социологическую хронологию философского понятия о здоровье. Алкмеон Кротонский утверждал наличие взаимосвязи здоровья и процесса поддержания противоположно направленных сил. В своём высказывании под термином «силы» он обозначал первоэлементы, входящие в состав человека и определяющие его «форму». Гиппократ же закладывал смысл, что за элементами скрываются соки человека: слизь, кровь, жёлтая и чёрная желчь, равная правильно смешанным. Цицерон указывал на установлении равновесия между различными душевными состояниями для сохранения здоровья. Совокупность внутренних факторов позволяет создать картину о жизненном состоянии человека. Философ говорил о том, что постижение высшего блага при наличии физического и умственного здоровья. Аристотель считал, что социальный статус влияет на состояние человека. Мыслители с Востока того времени сходились во мнениях с европейцами о сущности здоровья, добавляя в развитие своих мыслей, человеческое воздержание физических потребностей и умеренности ума.
Средние века характерны изменением концепции здоровья, в первоначальную субстанцию не входила сущность человека. Первоосновным для миропонимания становятся религия, вера в Бога и соблюдение духовных и мирских заповедей. Параллельно этому находят своё отражение работы представителя восточного аристотелизма Абу Али Ибн Сина (Авиценна), который выдвинул теорию, где понятия вера и знания идут независимо друг от друга. По его мнению, соблюдении религиозных догм и тот, кто верит, не только не будет болеть, но и в целом сохранит здоровье. В это время доминирующей является теологическая концепция, которая гласит: человек здоровый – истинно верующий, дисциплинирующий собственное тело.
Но вот уже в эпоху Возрождения на первом плане уже не стоит религия и верования, а именно взаимоотношения человека и природы. М. Кузанский излагал охват сферы человечности «потенцией» Божественного начала и включает весь мир. Так же, по его мнению, данные идеи имеют взаимодействия с понятием возвеличивания индивидуальности человека и термином «микросома» в отношении индивидуумов. Здоровье характеризуется как «тело» в виде целостной структуры, не применяя понятия «организм».
Новое время располагает дальнейшим развитием человеческой индивидуальности. В поздний период эпохи Нового времени человек рассматривается как телесно-социальная личность. Переход к информационному обществу, приходящийся на ХХ и начало XXI века претерпевается качественными изменениями человека, так и общества в целом. Современный человек постепенно превращается в биотехносоциальное существо, и реально возможен в дальнейшем переход его в технобиосоциальное. Можно констатировать, что современная среда полностью изменяет взгляды человека. Человек создает вокруг себя условия, позволяющие ему комфортно чувствовать себя, т.е. создаёт «искусственную среду». Общество всё больше порабощается своими идеями о создании нового и современного, что отчасти пагубно влияет на природу, а, следовательно, и на самого человека. Многие в настоящее время углубляются и отдают предпочтение восточной медицине, которая сохранила свои традиции и концепции о здоровье.
Таким образом, история не даёт точного понятия о здоровье, но при этом можно рассмотреть его трансформацию на примере различных эпох. В которых мнение общества, и то, что оно создавало меняло представления о здоровье.
Ценность здоровья с точки зрения социологии и экологии
Экологический аспект здоровья особенно важен для воспитания детей и обогащения знаний людей более возрастных групп общества. Приобщение молодого поколения к действиям, направленным на популяризиризацию бережного отношения к природе, позволит осознать ценность поддержания здоровой окружающей среды. Как следствие этих процессов будет изменяться в лучшую сторону и жизнь каждого человека на данной территории. Небольшой вклад в улучшение местного биоценоза послужить небольшим, местным прорывом для всей биосферы. Данный процесс приобщения самых юных индивидуумов к правилам экологичного природопользования является составляющей народной педагогики. Обыденная мудрость, имеющая место быть у многих групп общества, позволяет формировать благоприятный образ жизни. Духовно-нравственный базис способствует укреплению как моральных ценностей, так и физического здоровья.
Врачебная этика. Связь религии и медицины
Рассматривая ценность жизни, опыт медицинской практики неразрывно связан с лечением тела и приданием духовных сил на преодоление заболевания. Здесь особо важно использовать методы «человеческой хирургии», когда врач вступает в добродушные отношения с больным. Равнодушие на фоне физического лечения тела дадут минимальный результат лечения пациента. Также важно позаботится о психическом здоровье больного при хирургическом вмешательстве. Для этого созданию новые способы анестезии, чтобы пациенты не испытывали дискомфорта и болезненные ощущения в процессе лечения. Профессиональная медицинская и нравственная человеческая помощь позволяет многогранно подойти к процессу лечения. При наличии религиозного начала у лечащего врача расширяет понимание ценности жизни. Это позволяет скоординировать оптимальные подходы к лечению в индивидуальном порядке. Психологическая нагрузка, воздействующая на сознание больного человека, также влияет на состояние и течение заболевания. Если медицинские работники обсуждают состояние пациента лишь с неблагоприятной стороны, то данные высказывания точно не будет способствовать наступлению выздоровления. Важно иметь позитивную установку не только врачам, но и больным. Исцеление психотерапевтическими методами является важной составляющей процесса лечения.
Заключение
Жизнь человека не имеет иного эквивалента, поэтому важно сохранить и максимально плодотворно использовать ценность её времени. Религия говорит о вечности жизненного пути. Однако, это не должно создавать иллюзию возможности «жизни заново». С точки зрения религии жизнь земную следует рассматривать как как подготовку к жизни вечной, что подразумевает духовное развитие и самосовершенствование. До тех пор, пока душа и тело неразрывно связаны, духовное здоровье невозможно без работы над физическим благополучием. Ведь физическое здоровье во многом определяется психологическим и душевным состоянием. Поэтому хороший врач непременно должен быть и хорошим психологом, а человеку на протяжении всей жизни следует верить в то, что он ещё молод, оставаться таким в душе, не терять надежды и бодрости духа.
Список литературы:
- Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. Новосибирск: Сиб. изд. фирма, 1992. – 156 с.
- Васильева О.С., Филатов Ф.Г. Психология здоровья человека: учеб. пособ. М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
- Дюбо Р. Миражи здоровья. Аристотель. Политика. В 4-х т. М.: Просвещение, 1984. – 62 с.
- Спиркин А.Г. Философия: учебник. 2-е изд. М.: Гардарики, 2006. – 736 с.
- Кузанский Н. О предположениях. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1979. – 488 с.
- Елистратова Е.А. и др. Социальная ценность здоровья // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016. – № 5. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-tsennost-zdorovya-1 (дата обращения 06.05.2020)
- Бояк Т.Н. Здоровье как ценность // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». – 2016. – № 9. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-kak-tsennost (дата обращения 06.05.2020)
Оставить комментарий