Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(103)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ХИЩНОЙ ПТИЦЫ В МЕТАЛЛОПЛАСТИКЕ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО РАЙОНА И НИЖНЕЙ АНГАРЫ
STUDIES OF THE IMAGE OF A BIRD OF PREY IN METAL PLASTIC ON THE TERRITORY OF THE KRASNOYARSK REGION AND LOWER ANGARA
Valentina Urova
student, Department of Russian history, Siberian Federal University,
Russia, Krasnoyarsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются исследования, в которых авторы изучали образ хищной птицы на металлических предметах эпохи раннего железного века, найденных на территориях Красноярского края и Нижней Ангары.
ABSTRACT
The article deals with research in which the authors studied the image of a bird of prey on metal objects of the Early Iron Age found on the territories of the Krasnoyarsk territory and Lower Angara.
Ключевые слова: образ хищной птицы, ранний железный век, археология Сибири.
Keywords: image of a bird of prey, early iron age, archeology of Siberia.
Работ, которые бы рассматривали именно образ орла в металлопластике, не так уж и много. Один из исследователей, который посвятил этой теме множество своих работ, – П. И. Шульга. Данный автор рассматривает образы хищных птиц и грифонов как правило на территориях Алтая, Южной Сибири и Северного Китая. Одним из главных достижений П. И. Шульги является созданная им на основе найденных в вышеперечисленных районах изображений хищных птиц и грифонов типологическая классификация. Исследователь выделил 11 групп изображений [9, с. 250-259].
Работа по данной теме, в которой рассматривается именно территория таежной зоны Средней Сибири, написана П. В. Ишутиной [5, с. 114-116]. В своей статье автор рассматривает небольшое количество предметов (почти все являются бляшками) с изображением хищной птицы и делит их на 4 группы, опираясь на типологию П. И. Шульги. Данное исследование раскрывает вопросы появления в таежной зоне Средней Сибири предметов с изображениями хищных птиц. В работе автор отмечает, что налицо виден культурный обмен предметами материальной культуры с соседними регионами: южными лесостепями, западными районами.
Никаких других работ, которые бы напрямую обращались к рассматриваемой в статье теме нет. Однако можно отметить ряд исследований разных лет, где массово упоминались предметы с изображениями хищной птицы, найденные в рассматриваемом нами регионе.
Впервые такие находки опубликовал в 1891 году В. В. Радлов [8, с. 54-60] в своей работе «Сибирские древности». В данном исследовании из предметов с изображением хищных птиц описаны только кинжалы. Навершия рукоятей всех рассматриваемых кинжалов представлено в виде смотрящих друг на друга двух птичьих голов. В некоторых случаях В. В. Радлов называет данные головы бараньими, головами пеликанов или фламинго. Термин «грифон» автор не использует совсем. Видимо, данного понятия в то время в археологической науке не существовало.
Работа, где в самом большом количестве были опубликованы интересующие нас находки, была написана уже в наше время М. П. Завитухиной [4, с. 77-85]. В данном исследовании автор описывает уже разные по назначению предметы с изображением орла. Она также рассматривает и кинжалы, описанные ранее В. В. Радловым, однако, использует более современные понятия – изображения хищной птицы или грифона.
Интерес представляет статья, посвященная исследованиям УстьТасеевского культурного комплекса на Нижней Ангаре. Авторов у данной статьи несколько – Н. И. Дроздов, Ю. А. Гревцов, А. Л. Заика [3, с. 77-85]. В работе опубликовано множество бляшек с изображением хищных птиц или грифонов, найденных в этом месте. Исследователи отмечают, что именно такой стиль изображения встречается на всей территории нижнего течения Ангары во второй половине I тыс. до н. э. Именно Северное Приангарье является самым северным районом, где подобные предметы широко распространены. Авторы ставят вопрос о причинах такой популярности данных изделий в этом регионе. Они отмечают, что нет никаких сомнений, что данный образ пришел из южных регионов.
В своей статье «Цэпаньская культура раннего железного века Северного Приангарья. История открытия, результаты и перспективы исследований» В. И. Привалихин [7, с.163-185] также упоминает бляшки с изображениями орлов и грифонов, найденных на стоянке Сергушкин-3 и на Усть-Тасеевском культовом комплексе, а также публикует изображения некоторых из них. Автор не дает никакого описания данным предметам, но обращает внимание на то, что по своим стилистическим особенностям изображения грифонов на предметах очень близки с алтайским звериным стилем и имеют широкие аналогии в материалах памятников раннего железного века в соседних регионах.
Также имеются работы, в которых в небольших количествах либо в единичных экземплярах опубликованы предметы с изображениями орла (Д. А. Виноградов [1, с. 69-73], Н. П. Макаров [6, с. 87-88] и другие). Тему трансформации образа грифона поднимал в своей работе Ю. А. Гревцов [2, с. 116-119]. Для этого он использовал S-бляшки с изображениями мифического грифона, найденные в Усть-Тасеевском культовом комплексе. Он приходит к выводу, что реалистичные изображения хищной птицы со временем полностью утрачиваются. На первый план выходят схематичные изображения с каплевидными прорезями. Здесь он проводит аналогию с китайскими представлениями о небесных светилах и планетах вокруг них.
Таким образом, можно сделать вывод, что работ, которые бы напрямую обращались к теме образа хищной птицы в металлопластике немного, а исследований, которые бы относились к региону таежной зоны Средней Сибири и рассматривали большое количество различных предметов с интересующими нас изображениями, вовсе нет. Однако, есть множество работ, где в различных количествах описаны находки с изображениями хищной птицы.
Список литературы:
- Виноградов Д. А. Бронзовый кинжал без перекрытия из района Красноярска // Международная археологическая школа в Болгаре. – Красноярск: Издательский дом "Казанская недвижимость", 2017. – С. 69-73.
- Гревцов Ю. А. К проблеме интерпретации образа грифона и его подражаний Древности // Древности Приенисейской Сибири. – 1996. – № 1. – С. 116-119.
- Дроздов Н. И., Ю. А. Гревцов, А. Л. Заика Усть-Тасеевский культовый комплекс на Нижней Ангаре // Древнее искусство в зеркале археологии. – 2011. – № 7. – С. 77-85.
- Завитухина М. П. Древнее искусство на Енисее. – Л.: Искусство, 1983. – 193 с.
- Ишутина, П. В. Образ грифона и хищной птицы в металлопластике народов Приенисейской Сибири // Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий. – Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. – С.114-116.
- Макаров Н. П. Новопятницкий клад // Проблемы археологии Северной Азии. – Чита: Читинский государственный педагогический институт, 1988. – С. 87-88.
- Привалихин В. И. Цэпаньская культура раннего железного века Северного Приангарья // Красноярский краевой краеведческий музей. – Красноярск: Красноярский краевой краеведческий музей, 2011. – С. 163-185.
- Радлов В. В. Сибирские древности – СПб.: Типография императорской Академии Наук, 1891. – 83 с.
- Шульга П. И. Орлы и грифоны скифского времени в Южной Сибири (разграничение и датировка образов) // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири (древность и средневековье). – Барнаул: КГБУ, 2003. – С. 250-259.
Оставить комментарий