Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(103)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Радковская М.Ю., Тороп Ю.В. СТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РОССИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 17(103). URL: https://sibac.info/journal/student/103/177579 (дата обращения: 15.01.2025).

СТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РОССИИ

Радковская Мария-Анастасия Юрьевна

студент, кафедра конституционного и муниципального права, Московский Государственный Юридический Университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА),

РФ, г. Москва

Тороп Юлия Валерьевна

канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского Государственного Юридического Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА),

РФ, г. Москва

FORMATION OF THE FEDERAL STRUCTURE IN RUSSIA

 

Mariia-Anastasiia Radkovskaia

student, department of constitutional and municipal law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Russia, Moscow

Julia Torop

PhD in law, associate professor of the department of constitutional and municipal law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В работе подробно рассматриваются исторические периоды становления российского федерализма, представленные учеными-конституционалистами. Автор обращает особое внимание на различные аспекты и отличительные особенности каждого этапа, дает оценку складывающимся процессам с точки зрения науки и практики, выделяя при этом как положительную, так и отрицательную составляющие. В ходе исследования автор раскрывает причины принятия того или иного решения со стороны политических институтов в лице государственной власти, анализирует принимаемые в каждый период нормативно-правовые акты, касаемые данного вопроса. По итогу исследовательской работы дается характеристика относительно основных положений федеративного устройства, которые сохранились на протяжении всего его становления и, как следствие, наложили отпечаток на современную Конституцию РФ 1993 года.

ABSTRACT

This article dwells on the Russian federalism formation, its main periods and concepts, elaborated by scholars of constitutional law. In particular, author focuses on the aspects and peculiarities of each stage. The emerging processes are assessed from the scientific outlook and practical standpoint. Both positive and negative features are considered. The causes of the decisions taken by Russian political institutions as well as relevant regulations are described and analyzed thoroughly. Summing up the author characterizes the Federal structure main provisions, which have remained since its formation and as a result have currently influenced on the Constitution of the Russian Federation.

 

Ключевые слова: федеративное устройство России, история становления Федерации, этапы федерации, государственное устройство.

Keyworld: Federal structure of Russia, history of the Federation, the stages of the Federation, state system.

 

Становление российского федеративного устройства включает в себя несколько этапов. И наиболее распространенная система в науке конституционного права представляется в трех стадиях.

В частности, М.В. Баглай выделяет следующие периоды: создание основ социалистического федерализма (1918— 1936 гг.); утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937—1985 гг.); реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г. [1, с. 340].

Федерализм в России начинает свое зарождение с идеологических идей большевиков, с самого начала ставящие перед собой цель – преодолеть «национальный гнет» в государстве и установить юридическо-правовой базис мировой социалистической революции. Так, В.И. Ленин представлял себе советскую федерацию исключительно с точки зрения переходной формы к полному единству трудящихся разных наций.

Официально Россия стала федерацией после провозглашения такого ее статуса в январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов. Новое государственное устройство устанавливалось на всей территории бывшей империи, однако необходимо отметить, что Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Тува, Украина, Белоруссия, Туркестан и Закавказье объявили себя независимыми и закрепили свои отношения с Россией путем заключения договоров.

Хаотичный процесс создания автономий продолжался и еще больший толчок к этому дает принятие Конституции СССР 1918 года, вследствие чего новым витком развития событий становится образование Автономных Советских Социалистических Республик (Татарская, Дагестанская), а также ряд автономных областей (Карельская, Чувашская).  Таким образом, к 1923 г. в составе РСФСР находилось уже 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.

В 1924 году принимается новая Конституция СССР, закрепляющая создание союзного государства. Если обратиться к ее составным частям, то в Декларации и Преамбуле содержатся принципы равноправия республик и их добровольного объединения в единое союзное государство [2]. Несмотря на то, что фактически сохранялось унитарное устройство, согласно положениям Конституции РСФСР стала одной из равноправных республик, границы которых устанавливались по национальным и культурным особенностям. При этом, необходимо отметить, что Коммунистическая партия СССР не сразу приняла этот момент, поскольку была нацелена на создание единой экономики в государстве.

Созданный в 1922 г. СССР был федеративным государством, состоявшим из равных субъектов, наделенных правом сецессии. Как отмечает М.В. Баглай на тот момент считалось, что «субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию», но при этом ученый подчеркивает, что Коммунистическая партия рассматривалось как «сила интернациональная, что и превращало формально федеративное государство в фактически унитарное». Такое государственное устройство утверждало в стране скрытый национализм, особенно опасный на территориях с этнически смешанном обществом, что приводило к дискриминации других национальностей, так как «в руководящие органы назначались или «избирались» преимущественно лица титульной национальности» [1, с. 342].

Что же касается установления государственного устройства РСФСР, то оно ушло на второй план после создания Советского Союза и профессор М.В. Баглай объясняет это следующим.

Во-первых, идея мировой социалистической революции потерпела крах и увеличение территории РСФСР сорвалось.

Во-вторых, главной задачей власти стало укрепление Советского Союза как «результата национальной политики партии и лично И. В. Сталина».

В 1936 году принимается новая Конституция СССР. Закон перечисляет 16 автономных республик и 5 автономных областей, однако 10 национальных округов не были упомянуты. Однако на данном этапе становления федерализма остаются с острые антиправовые проблемы. В частности, края и области не признаются субъектами федерации, автономные республики не считаются суверенными государствами; правовой статус автономных областей остается не урегулированным.

Далее, к 40-ым годам XX века начинается государственная политика репрессий во главе с Коммунистической партией, которая выражается в ликвидации автономий и массовой депортации народов. И лишь к началу 90-ых  Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» этот процесс был остановлен, а народы были реабилитированы.

Таким образом, исходя из исторической оценки событий, можно сделать вывод, что тоталитаризм и федерализм несовместимы, поскольку идеи преодоления «национального гнета» и утверждения, как следствие, «национальной государственности» выступали только средством, умелым маневром, отвлекающим народы от создания подлинной демократии и правового государства. Необходимо заметить, что то, чем так гордились коммунистические лидеры (интернационализм и дружба народов), выражались на страхе и насилии, федерализм же представлял собой лишь прикрытие для жестко централизованного государства. При этом идея национальной государственности прочно закрепилась в обществе, поскольку многие народы видели в ней некую гарантию национального самосохранения.

После демократического взрыва в конце 1980-ых годов, что вызвало перестройку и дальнейшие реформы, советская власть не пришла к верному решению в сложившейся сложной политической ситуации, вследствие чего СССР распадается и начинается этап «парада суверенитетов» автономных образований РСФСР.

В 1990—1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. Накаляют политическую ситуацию сепаратистсчекие силы в некоторых республиках (Чечня, Татарстан и др.), которые стали требовать выхода из состава Федерации. Вскоре IV Съезд народных депутатов РСФСР принимает решение об исключении из названия республик термина «автономная», после чего они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

В сложившейся обстановке появилась большая опасность распада Российской Федерации, поэтому 31 марта 1992 года заключается Федеративный договор, представляющий собой совокупность трех неразрывно связанных между собой договоров. После их одобрения Съездом народных депутатов РФ они стали считаться составной частью действовавшей на тот момент Конституции.

Договоры имели как плюсы, так и свои минусы. В частности, отрицательной составляющей выступает неравный правовой статус субъектов Федерации и закрепившиеся более широкие полномочия суверенных республик. При этом в отношении других частей сохранялся статус административно-территориальных единиц. Однако, с другой стороны, с положительного аспекта Федеративный договор отразился на политической ситуации в стране, поскольку его заключение ударило по все больше и больше развивающимся сепаратистским тенденциям в субъектах. Это в свою очередь способствовало укреплению федерации.

Ученые-конституционалисты обращают особое внимание и на значение договора и для современной Конституции РФ. В частности, часть 3 статьи 11 Закона закрепляет, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» [3]. Но при этом необходимо отметить, что Федеративный договор не является составной частью Конституции РФ и не обладает высшей юридической силой, как она.

Особого внимания требует пункт 1 раздела 2 Конституции закрепляющий, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора (отмечены все три его части) действуют положения Конституции РФ.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что заключение этих Договоров не является основанием, чтобы считать Россию договорной федерацией, поскольку изначально она развивалась как конституционная.

Конституция ввела для всех государственных образований единое понятие субъекта Федерации и закрепила их равноправие. При этом главные проблемы, касаемые государственного устройства России. Договоры не решили, и как следствие, не ликвидировали в полной мере националистические настроения в некоторых регионах. Несмотря на то, что права субъектов Федерации были расширены, их равноправие, по сути, никак не закреплялось.

 

Список литературы:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2007.
  2. Конституция (Основной Закон) СССР/ Принята II Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 года.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3424, 28.08.1995, № 35.

Оставить комментарий