Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(102)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Ганжа А.С. СУЩНОСТЬ ДЕЛИБЕРАТИВНОЙ (СОВЕЩАТЕЛЬНОЙ) ДЕМОКРАТИИ Ю.ХАБЕРМАСА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 16(102). URL: https://sibac.info/journal/student/102/177210 (дата обращения: 19.01.2025).

СУЩНОСТЬ ДЕЛИБЕРАТИВНОЙ (СОВЕЩАТЕЛЬНОЙ) ДЕМОКРАТИИ Ю.ХАБЕРМАСА

Ганжа Анна Сергеевна

студент, кафедра политологии, факультет Исторических и Политических наук, Томский государственный университет,

РФ, г. Томск

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены ключевые моменты концепции делиберативной демократии в контексте теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса.

 

Ключевые слова: делиберативная демократия, политический дискурс, делиберация, вечная рациональность, подлинное согласие, публичное пространство.

 

Жизнь современного человека становится все более технологичной, позволяя передавать информацию мгновенно на большие расстояния и упрощая непосредственную коммуникацию между людьми. Политическую сферу общественной жизни это также не обходит стороной: уже можно найти проекты внедрения блокчейн-технологий в политическую сферу для устранения посредников в лице некоторых государственных структур и сокращения бюрократических процедур. Всё это актуализирует вопрос о возможности принятия тех или иных политических решений гражданами непосредственно, делая возможным воплощение идеалов демократии на практике.

Такой непосредственный диалог между гражданами рассматривается теорией делиберативной демократии, определение которой впервые было дано Джозефом Бессетом в 1980 году, называющим её таким политическим режимом, при котором методом принятия политических решений становится делиберирование – общественное обсуждение, которое происходит, однако, посредством представителей, т.е. элит [3, с. 54].

В свою очередь Ю.Хабермас указывал на активную беспосредническую роль граждан, участвующих в политическом дискурсе. Эта точка зрения стала доминирующей при дальнейшей разработке концепции сообщественной демократии.

Делиберативная модель демократии Хабермаса возникла в качестве реакции на спор либералов и коммунитаристов по вопросу отношения общего блага и прав индивида. Либералы настаивали на приоритете ценности человеческой личности и её прав, а также недопустимости их нарушения в пользу блага общественного. Коммунитаристы, в свою очередь, критиковали либералов за пренебрежение ролью социума в общественных отношениях [1, с. 90]. На стыке этих позиции Ю.Хабермас создаёт теорию делиберативной демократии, пытаясь нивелировать противоречия и органично вписать в единую идеальную модель демократии, объединяющую положения обоих лагерей.

Основой делиберативной демократии является коммуникация и её субъектно-субъектная модель. То есть односторонняя коммуникация, подразумевающая передачу информации от источника к реципиенту, воспринимающему её пассивно, ставит под сомнение состоятельность демократической практики и рассматривается в качестве фактора, отчуждающего граждан государства от принятия политических решений. Контроль государства над основными источниками и трансляторами информации открывает широкие возможности для манипуляции и политического чародейства, что, в свою очередь, не позволяет развиваться здоровому гражданскому обществу, которому в теории делиберативной демократии выделяется значительная роль. Навязанные обществу установки позволяют легитимизровать власть, но не решать общественные проблемы согласуясь с теми, кого они касаются напрямую. Таким образом, субъектно-объектная модель коммуникации становится тормозом для развивающейся демократии. Субъектно-субъектная же модель коммуникации, при которой диалог между участниками происходит на паритетных началах и с достаточно высокой степенью интерактивности, позволяет непосредственно вовлекаться в политический дискурс и влиять на политику не только формально.

Субъект-субъектный диалог в публичной сфере составляет, по Ю.Хабермасу, коммуникативное действие, которое, в противовес действию инструментальному, направленному на достижение цели любыми способами, является наиболее востребованным в условиях демократии. Это обусловлено тем, что коммуникативное действие приводит участников коммуникации к поиску консенсуса и взаимопонимания, а достижение целей происходит с помощью договора.  В ходе аргументированной дискуссии ищется наиболее оптимальное решение, удовлетворяющее большинство; здесь же происходит формирование гражданского общества, и эта же дискуссия позволяет гражданскому обществу влиять на принятие решений государственного уровня, проводя свой выработанный совместными усилиями план действий [1, с. 89].

В своих работах Ю.Хабермас ищет механизм, делающей такую коммуникацию возможной. Её основой, в первую очередь, он видит рациональность, то есть осознанное решение всех желающих участвовать в политическом дискурсе, отстаивать свою точку зрения и предлагать новые решения, согласуясь при этом с другими участниками обсуждения. Вечной рациональностью он называл умение обнаружить общее в плюралистичном поле мнений и точек зрения.

Приобретаемые в ходе аргументированной дискуссии знания, а не навязанные сверху установки, формируют общественное мнение. Хабермас выделял следующие критерии, соблюдение которых позволяет формироваться рациональному общественному мнению:

  • Свободный диалог, участие в котором ничем не затруднено для любого желающего;
  • Коммуникация выстроена таким образом, чтобы любая точка зрения, выраженная публично, не осталась без ответа;
  • Власть при обсуждении политической повестки не давит на общественность, но принимает равноправное участие.

Рациональное общественное мнение, формирующее в таких условиях политическую культуру граждан, культивирует ответственное политическое действие и не позволяет гражданам отчуждаться от принятия политических решений. Аполитичность сменяется гражданской активностью, поэтому участники делиберации, в соответствии с принципом рациональной коммуникации, сами стремятся к достижению консенсуса.

Существуют следующие принципы подлинного согласия:

  • Все могут начать дискурс;
  • В обсуждении все участники обладают равными возможностями выражения собственного мнения;
  • Обсуждение происходит согласно принципу правдивости, то есть участники дискурса выражают свои интересы без попытки утаить что-либо или пролоббировать ту или иную позицию ради достижения иных целей. Это необходимо для формирования адекватной повестки, при которой будут представлены и учтены реальные интересы и потребности участников дискурса;
  • Значимым в ходе обсуждения становится аргумент, а не какие-либо другие факторы (например, общественное положение), т.е. успех в ходе делиберации определяется грамотной позицией и её аргументацией.

Рациональная политическая коммуникация становится в условиях делиберативной демократии отличным противовесом рыночным принципам и предписаниям власти. Происходящая в публичном пространстве и доступная всем, она задаёт вектор политическому действию. Результатом демократического дискурса становится проведение политики в соответствии с правовым принципом, а само право, по Хабермасу, становится продуктом участия граждан в политической и социальной коммуникации.

Развивая идеи Юргена Хабермаса, у которого политические коммуникации протекают в публичном пространстве – массмедиа, Джозеф М. Бессет называл площадками политического дискурса не только публичные дискуссии и открытые диспуты, но и обсуждения за закрытыми дверями, расширив, таким образом, поле политического дискурса [2, с. 34]. То есть в процесс принятия политических решений включается всё большее количество граждан, приближаясь к идеалу демократии. Человек или группа лиц не в состоянии обладать всей полнотой информации, что препятствует принятию решения, удовлетворяющего большинство. При делиберативной демократии каждый способен принимать активное участие в политике, представляя уникальную точку зрения и расширяя, таким образом, панораму той или иной проблемы. Такое панорамное видение позволяет воплотиться вечной рациональности, растворяя личные интересы в понимании общего блага и поиске путей его достижения.

 

Список литературы:

  1. Белоусова Вера Михайловна Делиберативная концепция Ю. Хабермаса в контексте систематизации современных моделей демократии // Вестник Удмуртского университета. – Серия «Экономика и право». – 2015. – №4. С.84-92
  2. Зайцев А.В. Делиберативная демократия как институциональный диалог власти и гражданского общества // Социодинамика. – 2013. – № 5. – С. 29 - 44.
  3. Линде А.Н. Делиберативная демократия как направление в современной теории демократии: анализ основных подходов // [Электронный ресурс]. –URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/593/deliberativnaya-demokratiya-kak-napravlenie-v-sovremennoj-teorii-demokratii-analiz-osnovnyh-podhodov.pdf (Дата обращение 30.05.19)
  4. Котова А. И., Денисенко В. В. Делиберативная демократия: обзор концепции Ю. Хабермаса [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 10-13.

Оставить комментарий