Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(102)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Романов Р.Р., Попова Г.С. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ "ВЫЕЗДНОЙ МАСТЕР КЛАСС ПО ЦИРКОВОМУ ЖОНГЛИРОВАНИЮ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ЯКУТИИ" // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 16(102). URL: https://sibac.info/journal/student/102/177176 (дата обращения: 19.12.2024).

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ "ВЫЕЗДНОЙ МАСТЕР КЛАСС ПО ЦИРКОВОМУ ЖОНГЛИРОВАНИЮ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ЯКУТИИ"

Романов Роман Романович

студент, кафедра культурологии, Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова,

РФ, г. Якутск

Попова Галина Семеновна

канд. пед. наук, проф., Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова,

РФ, г. Якутск

SOCIOCULTURAL PROJECT "MASTER CLASS ON CIRCUS JUGGLING FOR SCHOOLCHILDREN OF YAKUTIA"

 

Roman Romanov

student, Cultural studies department, the North Eastern Federal University named after M.K. Ammosov,

Russia, Yakutsk

Galina Popova

pedagogical sciences PhD, professor, The North Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, 

Russia, Yakutsk

 

АННОТАЦИЯ

Представлено краткое содержание работы по социокультурному проекту, идея которого состоит в том, что возможна успешная инкультурация и последующая самоидентификация якутских детей посредством организации выездных мастер классов по цирковому жонглированию. Использованы методы теоретического анализа, реферирования, проектирования, моделирования и обобщения. Результаты исследования могут быть полезны для проектантов и в работе по ранней профессиональной ориентации школьников, а также на практике обучения будущих культурологов.

ABSTRACT

A summary ofthe work on the socio-cultural project is presented. The idea of the project is to enable successful inculturation and self-identification of Yakut children. Off-site master classes in circus juggling will be organized. Research methods: theoretical analysis, referencing, design, modeling and generalization. The results of the work will be useful for designers and in the early professional orientation of schoolchildren. It can also be used in the practice of training future cultural scientists.

 

Ключевые слова: проект, цирковое жонглирование, мастер класс, инкультурация, идентификация.

Keywords: project, circus juggling, master class, inculturation, identification.

 

Современные исследования показали, что жонглирование активизирует взаимодействие обоих полушарий головного мозга, развивает недоминантное полушарие мозга,  что благотворно сказывается на развитии детей, стимулирует творческие процессы, повышает интеллектуальные способности.Жонглирование способствует развитию концентрации внимания, развивает мелкую и крупную моторику рук, улучшает осанку и зрение. Жонглирование – одно из лучших средств для снятия напряжения с глаз, что очень актуально для современных детей и подростков, целыми днями напряженно следящих за экранами мониторов. Жонглирование благоприятно воздействует на нервную систему, повышает настроение, улучшает физическое состояние. Все эти факторы и собственный профессиональный опыт подвигли нас к разработке социокультурного проекта по инкультурации и последующей самоидентификации детей младшего и среднего школьного возрастов посредством занятий жонглированием. Также перед нами стоит задача своевременной подготовки нового поколения акробатов для Государственного цирка Якутии, для решения которой данный проект будет играть прямую роль.

Объект исследования: Инкультурация средствами циркового искусства.

Предмет исследования: Инкультурация детей средствами искусства жонглирования.

Цель исследования: Создать социокультурный проект инкультурациии этнокультурной самоидентификации школьников Якутии средствами искусства циркового жонглирования и распространить опыт работы по улусам республики.

Задачи, поставленные для достижения выдвинутой цели:

1) Теоретическая подготовка проектировщика.

2) Разработка идеи проекта и механизмов ее реализации.

3) Разработка плана и реализация проекта на базе исследования.

4) Обобщение опыта работы по проекту и распространение в республике.

Идея проекта: Цель проекта можно достичь путем выездных мастер-классов по жонглированию в школах городов и улусов Республики Саха (Якутия), где автор проекта будет выступать в качестве мастера-педагога.

Механизмы реализации идеи: профессионализм автора проекта; согласование с администрацией Государственного цирка Якутии; организационная поддержка администрации школ республики; реклама проекта в прессе и соцсетях; спонсорская поддержка; родительский взнос.

Целевая аудитория проекта: школьники младшего и среднего возраста.

База реализации и география проекта: Мастер классы будут проводиться в общеобразовательных школах г. Якутска, пригородов и далее в улусах республики, начиная с Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Новизна идеи проекта.Найден новый способ инкультурации детей школьного возраста путем привития навыков и умения жонглирования 1,2,3- мя и более предметами. Также проект способствует и самоидентификации детей путем повышения самооценки и приобщения к истории якутского циркового искусства как части современной культуры народа.

Практическая значимость результатов проекта.В народе говорится, что ловкий ребенок значит умный ребенок. Проект будет способствовать не только развитию ловкости детей, то есть физической и соматической культуры, но и интеллектуальной культуры,в целом культуры мышления, а также и общей нравственной культуры и этических качеств. В результате реализации проекта будут появляться новые поколения артистов цирка, профессиональный период работы которых по своей специфике очень короток – необходима быстрая смена поколений, т.е. проект будет способствовать профессиональной ориентации и подготовке детей с малых лет. Наш проект будет способствовать раннему выявлению талантливых детей. Апробация идеи проекта производится и в будущем планируется на очных университетских и заочных Всероссийских научно-практических конференциях.

Описание проблемы, решению/снижению остроты, которой посвящен проект. Срок профессиональной деятельности артиста цирка, в особенности акробата и жонглера определенно короток, поэтому возникает проблема заблаговременной подготовки все новых поколений артистов. Притом, в данном жанре необходимо раскрывать и развивать природный дар в раннем детском возрасте. Наш проект будет способствовать позитивному решению указанной проблемы. Но это внешняя сторона проблемы – также артист должен быть всесторонне гармоничной личностью, инкультурировавшимся и адекватно самоидентифицирующимся в поликультурном пространстве современности, так как ему предстоит выступать на международных аренах и постоянно вступать в межкультурную коммуникацию и диалог. В последней ситуации успешно могут участвовать только носители этнокультурных ценностей и обладатели этнической культурной идентичности.

Теоретическое обоснование идеи проекта. Понятие и проблемы инкультурации рассмотрены в трудах М. Кастельса, М. Серто, Д. Мацумото, А.Я. Флиера, А.И. Шендрик, В.И. Корнеева, Т.А. Борисовой и др. Инкультурация  это процесс усвоения личностью ценностей данной культуры, процесс «вхождения» его в поле культуры. Инкультурация происходит благодаря усвоению личностью ценностей, традиций, правил культуры, в поле которой находится человек в данный период времени [7]. "На первичном этапе инкультурации дети впервые осваивают общепространственные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задача взрослых здесь – сформировать у нового поколения навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача детей – максимально  полно овладеть "азбукой" культуры. Эта ступень социализации (инкультурации) рассматривается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих стабильность культуры, поскольку взрослые ограждают детей от рисков, связанных с освоением и использованием социокультурного опыта" [2].

По логике вещей инкультурации детей средствами циркового жанра жонглирования будет происходить следующим образом. "Жонглирование весёлое и полезное занятие, оно не только развивает ловкость и выносливость, но и очень благоприятно воздействует на нервную систему. С помощью жонглирования, где необходима четкая работа двумя руками, прекрасно развивается взаимосвязь полушарий мозга. Уже после нескольких занятий у обучающихся вырабатывается навык концентрации внимания, развивается мелкая и крупная моторика рук, улучшается осанка и зрение, реакция, координация движения, выносливость, боковое зрение, скорость, способность угадывать траекторию перемещения предметов. Жонглирование стимулирует как левое, так и правое полушарие мозга, которое большинство современных людей почти не задействуют в повседневной жизни. А ведь полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для развития творческих способностей и целостного восприятия мира" [4].То есть простое на первый взгляд перекидывание различных предметов имеет такие глубокие воздействия на интеллектуальное и творческое развитие человека.Специалисты указывают на следующие положительные эффекты жонглирования: 1.  Доставляет радость и поддерживает хорошую физическую форму. 2.  Учит спокойно относиться к своим ошибкам. 3.  Поднимает самооценку.  4.  Является прекрасным методом для снятия стресса.  5.  Благодаря занятиям жонглированием развивается общая координация тела, пластика, подвижность, переключаемость внимания. Развивается мелкая и крупная моторика рук. Улучшается осанка и положение тела в пространстве. 6.  Жонглирование активизирует взаимодействие обоих полушарий головного мозга [4].

В результате такого рода деятельности у детей не только повысится самооценка, но в целом будет происходить адекватная самоидентификация. Ведь "самоидентификация  это не только развитие привязанности к другому и восхищение им как обладающим чертами и качествами, которыми сам хотел бы обладать, но и осознание личностью своей принадлежности к какой-либо социальной позиции, роли, группе людей. Это помогает индивиду в следующем:находить баланс между личным и общественным;объединять свой опыт и опыт общества;охранять свою цельность и неизменность, несмотря на перемены во внешнем мире. Идентичность – это отношение человеком себя к какой-то группе или какому-то человеку. Индивид воспринимает себя такого же рода индивидом, как лично кто-то. Он выражает это не только на внутреннем уровне, но и на уровне внешности, поведения и т.д." [5].

Культурологический контекст идентичности подчеркивается авторм Т.А. Борисовой: "Культурная идентификация предполагает установление подобия между индивидом и культурным (в том числе и этнокультунным, и субкультурным) сообществом... Это совокупность взаимосвязанных процессов: освоения культуры (познания культурных значений, формирование представлений); рефлексия культуры (осмысление значений культуры и осознание своего места в культуре); интериоризация культурных значений (переход значений культуры в личностные смыслы); самотворчество и самоосуществление в мире культуры" [1].

Но на практике в наш век глобализации любой человек находится в условиях культурного контакта, создающего проблемы изменения идентичности. Д. Мацумото отмечает следующие три модели/сценария изменения культурной идентичности в условиях поликультурного социума: "Первая– модель ассимиляции. В соответствии с ней лицо, переместившееся в иную культуру, отказывается от идентификации с культурой своего происхождения и начинает двигаться по пути идентификации с новой культурой, усваивая свойственные ей особенности, ценности, установки и поведение. Вторая модель предлагает бикультурный подход, при котором идентификация с родной и идентификация с новой культурой сбалансированы, не противоречат друг другу и способстсвуют формированию социальной идентификации. Бикультурализм рассматривается как промежуточный вариант между ассимиляцией и сепаратизмом, однако здесь две соответствующие идентичности выступают как независимые, противодействующие силы. Третья альтернатива привлекает внимание в связи с международными контактами. Отличительной особенностью этой более сложной модели является концептуализация унаследованной и новой культурной идентичности как независимых и ортогональных доменов. В данной ситуации выделяются четыре возможные позиции или стратегии личности: интеграция, сепарация, ассимиляция и маргинализация" [6, с. 663].

Таким образом, в теоретическом аспекте создаваемый проект затрагивает проблему влияния процесса инкультурации на самоидентификацию личности. Мы подчеркиваем важность практической части решения этой проблемы – она состоит в том, что на практике культура всегда выступает конкретно какой-либо этнической культурой. В нашем случае мы готовим артиста Якутского цирка, поэтому целеполагание у нас осмыслено кодами якутской национальной культуры – языком, религией, духовностью, самобытием, хозяйствованием, ремеслами и т.п. реальностями повседневной жизни и жизнедеятельности:"В самом упрощенном виде этническая или культурная идентификация включает  осознание, категоризацию или самоидентификацию индивида как члена этнокультурной группы. Однако идентификациия имеет и другой аспект, поскольку она связана с самоутверждением, гордостью и позитивной оценкой группы, к которой принадлежит индивид, предполагая, кроме того, определенный характер поведения, свойственный данной этнокультурной группе, определенные ценностные и традиционные ориентации" [6, c. 662]. На собственном опыте получения профессии артиста цирка в Пекинском Международном колледже искусств и работы в Якутском государственном цирке им. Марфы и Сергея Расторгуевых, мы имеем личный опыт самосохранения этнокультурной идентичности и успешной социализации в пространство мирового циркового искусства. Таким образом, наш проект имеет как теоретическую, так и практическую базу для реализации.

План реализации проекта. Этапы реализации данного проекта можно спланировать следующим образом:

Подготовительный этап: наряду с теоретической подготовкой проектанта будет идти и материальное обеспечение проекта. Нужен соответствующий цели проекта реквизит для каждого участника, фоновая якутская музыка и музыкальная аппаратура, средство для транспортировки реквизитов, также полезно создать сайт в интернете, снять видео мини-ролик о мастер классе (для рекламы) и т.п. организационные моменты процесса социокультурного проектирования. "При проектировании решения проблемы разработчики должны предусмотреть следующие генеральные функции регулирования предлагаемых мероприятий: организационная, мобилизационная и социализационная. Мобилизационная функция состоит в том, чтобы представить определение ситуации, цели совместной активности, способы и средства ее реализации, ожидаемые результаты как соответствующие интересам участников. Организационная функция направлена на координацию их действий для реализации проектных решений, рациональное распределение имеющихся ресурсов и сил, своевременное получение нужных результатов. Социализационная функция обусловлена тем, что проект становится транслятором рационально организованных знаний и навыков, необходимых для эффективного решения проблемы. Проект содержит в себе схемы оптимального использования парадигм социального взаимодействия и их комбинаций в соответствии с конкретной стадией решения проблемы и преобладающим типом реагирования на проблемную ситуацию" [3, с. 66 - 67].

Стартовый этап: Дата начала проекта 01.08.2020. За неделю будет вывешено объявление о мастер классе в школе или в назначенном месте. Также будет распространен мини-ролик о мастер классе по WhatsApp и в соцсетях интернет. Сам старт проекта будет представлять красочное яркое мероприятие и презентацию проекта по отдельному сценарию.

Основной этап: организация выездных мастер классов по жонглированию. Срок реализации проекта 1месяц. Деятельность проектанта на данном этапе расписана ниже в содержании работы по реализации проекта.

Прогностический этап: будет отслежено овладение навыками техники классического жонглирования, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей через целенаправленное сознательное занятие жонглированием.

Заключительный этап: обобщение результатов работы и распространение опыта работы по республике.

Работа по содержанию проекта. Мастер-класс по жонглированию проводится как индивидуально, так и в группах. Возможно многолюдное мероприятие. Можно заказать мастер-класс по жонглированию для большого числа детей разного возраста. Занятия проводятся профессиональными артистами цирка. Каким образом проводятся мастер-классы?

- длительность мастер-класса – один академический час;

- возраст детей – от 7 лет;

- жонглирование проводится (в зависимости от возраста) основным реквизитом: мячиками, булавами, кольцами, по примеру С.В. Расторгуева это могут быть предметы якутской прикладной культуры – мячи из конского волоса, булавы с якутским орнаментом, кольца из тальника и т.п. предметы.

- обучаем жонглированию с 1,2 и 3-мя предметами;

- приобщаем к якутской цирковой культуре (интерактивное общение с элементами истории жонглирования и истории Якутского цирка, используем специальные термины на якутском языке, к примеру: чэ, барда, хап, тап, сёп, сыыса, салгыы, хатылаа и т.д.);

- реквизит организаторы привозят с собой, и его должно хватить на всю детскую компанию.

Раскладку календарного плана работы по проекту представляем в виде таблицы (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Календарный план реализации проекта и ожидаемые результаты

Мероприятие

Участники и Сроки исполнения

Конечный продукт

1

Планирование (теоретическая часть работы по проекту)

До 01.08.2020.

Разработанный план реализации проекта

2

Подготовка к реализации проекта (практическая часть работы по проекту)

До 01.08.2020.

Полный набор реквизитов и обеспеченный бюджет проекта

3

Старт проекта: показательные выступления артистов цирка и знакомство с детьми

01.08.2020.

В г.Якутске в школе № 14

4

Проведение цикла мастер-классов по жонглированию

01.08. - 01.09.2020.

Работа по графику - в каждой школе по 1 месяцу

5

Заключительный конкурс детей-жонглеров, прошедших наши мастер-классы

26.12.2020.

Конкурс и выявление наиболее талантливых детей, которых можно рекомендовать в цирковые школы

6

Обобщение работы по проекту

До 01.02.2021.

Выпуск буклета/Методического пособия для мастер-классов по жонглированию

 

Кадровое обеспечение проекта. Специалист (цирковой артист – жонглер), медицинский работник, консультанты – социальный педагог, детский психолог, культуролог.

Заключение. В результате реализации проекта участники получат следующие умения и навыки:

- Образовательные: обучение навыкам техники жонглирования предметами различной конфигурации; общекультурные и этнокультурные компетенции.

- Развивающие: развитие чувства ритма; развитие быстроты реакции;  развитие быстроты движений; развитие координации;  развитие ловкости; развитие эмоций.

- Воспитательные: воспитывается чувство товарищества,  партнерства; воспитывается упорство и настойчивость в достижении цели; воспитывается чувство гордости за Якутский цирк.

Модель конечного результата проекта: Конечный продукт проекта разработан автором в виде следующей модели (см.рис.1).

 

Рисунок 1. Модель конечного продукта социокультурного проекта "Мастер-класс по жонглированию для школьников Якутии"

 

Общая картина содержания модели: это жонглирующий ребенок, научившийся жонглировать 3-мя и более предметами. Данная модель одновременно будет служить логотипом проекта. На рисунке выдержана колористика согласно якутскому национальному предпочтению – выбранные цвета выступают основными в национальном костюме саха, присутствуют в символике гирлянды-оберега салама, также в колористике государственного флага Республики Саха (Якутия).

Зеленый мячв нашем проектепоказываетколичество научившихся жонглировать. Зеленый цвет выбран как символ жизни, роста, гармонии и здоровья.

Красный мяч демонстрирует физическое развитие детей. Красный цвет – символ радости и праздника.

Белый мяч– это маркеры общей культуры поведения, соблюдения этикета и т.п. «печать образованности и культурности». Белый цвет символизирует чистоту, ассоциирующуюся с религиозным понятием изначальной чистоты человека саха.

Желтый мячотражает качество учебных успехов и достижений детей. Жёлтый цвет выражает потребность в раскрытииЯ-образа, символизирует счастье, радость и надежду–главные концепты современной системы культурного образования.

Также разработаны и другие критерии достижения конечного результата проекта– количественные измерители:

- умение жонглировать 3-мя и более предметами;

- количество научившихся жонглировать;

- количественные показатели качества учебных успехов и достижений детей;

- показатели физического развития детей (по общим нормативам ФГОС школьного образования);

- маркеры общей культуры поведения, соблюдения этикета и т.п. «печать образованности и культурности».

В целом, реализация данного проекта выступит в качестве инновационного преобразования социокультурной картины в современном образовательном пространстве. Автору остается на деле реализовать свою идею и вести специальный мониторинг за личностным развитием детей. Результаты обобщения результатов проекта будут вести к дальнейшим разработкам по теме исследования.

 

Список литературы:

  1. Борисова Т.А. Педагогичексое осмысление идентичности: необходимоcть культурологического контекста. // Берегиня-777. Сова, 2015. №1(24). – С. 280 – 283.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-osmyslenie-identichnosti-lichnosti-neobhodimost-kulturologicheskogo-konteksta(Дата обращения: 29.03.2020)
  2. Орлова Э.А. Проблемы социализации и инкультурации в изучении динамики культуры // Культурная (социальная) антропология / Э.А. Орлова. – М.: Академический Проект, 2004a. – 480 с. – С. 268 – 274.
  3. Орлова Э.А. Эффективные социокультурные программы и проекты / Э.А. Орлова. – М.: ГАСК, 2015b. – 343 с.
  4. От жонглирования умнеют. URL: https://jugglers.ru/uchebnik-zhonglirovaniya/ot-zhonglirovaniya-umneyut (Дата обращения: 20.03.2020)
  5. Психологический словарь. – М., 2017.  URL: https://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/ (Дата обращения: 20.03.2020)
  6. Социальная идентификация // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. – СПб.: Питер, 2003. – 718 с. – С. 662 – 673.
  7. Флиер А.Я. Культурная самоидентификация // Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 492 с. – С. 200 – 204.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.