Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(102)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Темоненкова И.Ф., Малахова С.Ю. ДУХОВНО – МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО П.И.ЧАЙКОВСКОГО // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 16(102). URL: https://sibac.info/journal/student/102/177156 (дата обращения: 14.05.2024).

ДУХОВНО – МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО П.И.ЧАЙКОВСКОГО

Темоненкова Ирина Федоровна

студент, отделение Теории музыки ГБПОУ «Березниковское музыкальное училище»

РФ, г. Березники

Малахова Светлана Юрьевна

преподаватель, отделение Теории музыки ГБПОУ «Березниковское музыкальное училище»

РФ, г. Березники

Петр Ильич Чайковский родился в Воткинске в семье начальника Камско-Воткинского завода. С музыкой он познакомился рано, в доме собирался любительский камерный оркестр. Глава семьи Илья Петрович играл на флейте. Звучала музыка Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти. В 1849 году семья переезжает в Алапаевск, а через год, мать увозит его в Петербург в Императорское училище правоведения, где кроме специальных дисциплин преподавалась музыка. Именно в училище композитор овладел искусством фортепианной игры и начал сочинять. Во время обучения композитор получил опыт пения в церковном хоре под управлением Г.Я. Ломакина. Этот коллектив, отличавшийся высоким исполнительским мастерством, участвовал в богослужениях. В 19 лет по окончании училища Чайковский поступает на службу в Министерство юстиции и в этом  же году на музыкальные курсы при Русском  музыкальном обществе, а через 2 года подает прошение о приеме в открывшуюся консерваторию. Звание «свободного художника» в 1865  году и серебряная медаль стали  итогом обучения.

Творческая жизнь П.И.Чайковского проходит напряженно и концентрированно: преподавание в Московской консерватории, перевод на русский язык научных музыковедческих трудов, написание учебника по гармонии, репетиционная и концертная деятельность. 1877 г. стал для Чайковского переломным, Петр Ильич все более начинает интересоваться православной службой и вероучением, тогда как ранее он относился к этому довольно критично. Причины были различные, в том числе пробуждение религиозного сознания под влиянием творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Были причины и личного порядка. Антонина Ивановна Милюкова - Чайковская, с которой композитор связал свою жизнь, оказалась далека от его духовных и творческих переживаний. Через две недели после женитьбы в состоянии глубокого разочарования и нервного расстройства композитор уезжает за границу.

Следующее десятилетие жизни Петра Ильича отмечено особым вниманием к духовным вопросам. В письме к Н.Ф. фон Мекк он пишет: «относительно религии натура моя раздвоилась, с одной стороны, мой разум упорно отказывается от признания истины догматической стороны как православия, с другой стороны, воспитание, детская привычка заставляют невольно обращаться к Христу с мольбою в горе и с благодарностью в счастье» [5]. Побуждения Чайковского при обращении к церковным жанрам были разного характера: одно из них - возродить принцип свободы сочинения духовной музыки. Сам композитор писал о факте издания и публичного исполнения «Литургии»: «Это важно не столько в отношении к моей Литургии,… а по отношению к торжеству принципа свободы сочинения духовной музыки»[2, с. 157]. Другим толчком к созданию духовных сочинений было ощущение композитором несоответствия, установившегося в русских храмах, где церковное пение мало гармонизирует со всем строем православной службы. Приступая к написанию духовной музыки, Чайковский изучал особенности православного пения, для чего посещал богослужения в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Композитора восхищало аскетичное монастырское пение, в то время как пышное концертное «сладкогласие» столичных храмов вызывало его негодование. Чайковский остро чувствовал искусственность, европеизацию  и внутреннюю фальшь звучания богослужебного пения, называя его «непозволительно скверным с претензиями, с репертуаром каких-то концертных пиэс, столь же банальных, сколь и неизящных...Я хочу…чутьем артиста до некоторой степени отрезвить церковную музыку от чрезмерного европеизма» [2, с.160].

Перу композитора принадлежат: «Литургия святителя Иоанна Златоуста. Ор. 41», «Всенощное бдение. Ор. 52», цикл «Девять духовных музыкальных сочинений» (три херувимские, «Тебе поем», «Достойно есть», «Отче наш»,«Блажени, яже избрал», «Да исправится», «Ныне силы небесные»)  и «Ангел вопияше».

Публикация и концертное исполнение цикла «Литургия Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского в 1878 г. стали явлением в судьбе русского церковно-певческого творчества. В богослужебном пении зазвучала живая русская интонация. «Литургия св.Иоанна Златоуста» П.И. Чайковского, написанная для смешанного хора и состоящая из пятнадцати номеров – единый музыкальный цикл, объединяющий не только крупные песнопения службы, но и ектении, и краткие хоровые «ответы». На его протяжении можно заметить музыкальные связи на уровне тематических перекличек, тонального плана, гармонических оборотов, динамических, фактурных и жанровых соотношений. Объединяющей тональностью является До мажор. Одним из самых ярких музыкальных песнопений цикла является «Символ веры». Начинается «Верую» с торжественного возгласа – славословия Богу-Отцу. Следующее предложение («и во Единого Господа Иисуса Христа») переключает в образный мир трепетного смиренного поклонения. Повторение мотива в минорной, затем в мажорной гармонизации создает ощущение ожидания, которое разрешается на фразе «Единосущна Отцу». Музыкальное повествование, отражает каждую мысль текста. Лирическая интонация на словах «и Марии Девы», драматические возгласы на «распятого…и страдавша, и погребенна». Яркий взлет мелодии – «И возшедшего на небеса» – предваряет торжественное шествие «и паки Грядущего…». Дальнейшее развитие музыкального материала «и в Духа Святаго…» словно изображает погружение в образы неземного бытия: мелодии практически нет, остаются гармонии без устойчивого разрешения, а последняя фраза «жизни будущаго века» замирает на звучании септаккорта двойной доминанты и на «Аминь» в тишине появляется тоника.

Новаторством Литургии стало то, что Чайковский обращается к написанию полной службы, всех её номеров. После «Литургии» таким же образом композитор работает со «Всенощной». По причине структурной вариативности и неширокого распространения в композиторской среде цикла, Чайковский обращается к протоиерею Дмитрию Разумовскому с просьбой помочь выстроить последовательность песнопений, исполняемых на всенощном бдении.

«Всенощное бдение» создано П.И. Чайковским в 1882 г. и значительно отличается от «Литургии». В этом произведении наблюдается стремление Чайковского к возвращению истоков русской духовной музыки. Создавая «Всенощную» Чайковский ставит себе новые цели. Здесь авторский стиль отходит на второй план, уступая главенствующую роль мелодике древнерусского пения. Чайковский понимал, что одного только творчества в деле возрождения русского церковного пения недостаточно, необходимы усилия по привлечению властей, по устроению правильного, грамотного регентского и певческого образования и восстановлению древних распевов на православных клиросах. Ведущую роль в деле возрождения русского православного церковного пения Чайковский предрекал Синодальному хору, певшему в центре Москвы – в Большом Успенском соборе Кремля. Чайковский активно участвовал в работе Наблюдательного совета при Синодальном училище и всегда был желанным гостем в стенах этого учебного заведения.

1880-е годы в судьбе композитора – период нравственных исканий. От скептицизма по отношению к религиозным догматам, он всё более - особенно в период создания Всенощной - тяготел к христианским ценностям. "...В душу мою все больше и больше приникает свет веры,... я чувствую, что всё более и более склоняюсь к этому единственному оплоту нашему против всяких бедствий. Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел", - пишет композитор в своих дневниках [3,с.308]. Последним богослужебным сочинением П.И. Чайковского стал «Ангел вопияше». Обращение к этому тексту не случайно – он привлекал многих композиторов XIX в. Среди них М.П.Мусоргский, М.А.Балакирев, П.Г. Чесноков,  Н.А Римский-Корсаков.

«Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский воспринял дар Бога и выражал для людей законы гармонии», -  сказал патриарх Московский и всея Руси Кирилл после литургии в столичном храме Христа Спасителя в мае 2015 г. Во время патриаршей службы в храме прозвучала написанная Чайковским "Литургия святого Иоанна Златоустого". Предстоятель Русской православной церкви отметил: "Вдохновение – способность принимать сигнал, который Бог посылает человеку, и Петр Ильич Чайковский был человеком, который воспринял этот дар"[6].

 

Список литературы:

  1. Ануфриева О.В. 50 бесед о русском церковном пении и духовной музыке. – Пермь, Типография ИП Коробченко С.И., 2009г. – 625 с.
  2. Рахманова М. Чайковский и Москва : поворот темы [к 150-летию со дня рождения П. И. Чайковского] / М. Рахманова // Москва. – 1990. -  № 5. – С. 155–162.
  3. П.И. Чайковский Избранные письма. – М.: Музыка, 2002г. – 455с.
  4. П.И.Чайковский . Жизнь и творчество русского композитора. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. URL: http://www.tchaikov.ru/1878-097.html
  5. Диакон Георгий Скубак. «Наш Чайковский» на «Острове классики». URL: https://amp.pravoslavie.ru/35639.html
  6. РИА Новости. Религия и мировоззрение. Патриарх: Чайковский воспринял дар Бога и передал его людям. 10.05.2015 г. URL: https://ria.ru/20150510/1063719591.html

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.