Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(102)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИБИРИ
Краеведение, развернувшееся в послереволюционный период, носило сначала академический характер: изучение ради изучения или просто, как любительство. Советское краеведение должно было изменить формы и методы работы, поставить перед собой определенные цели. Можно сказать, что сдвиг краеведения на советские рельсы начался после II-ой краеведческой конференции (1924г.), на которой было признано направить всю работу в сторону изучения производительных сил в тесном сотрудничестве с государственными, планирующими, хозяйственными и партийными организациями. На III-ей конференции (1927г.) приняли решение о перестройке краеведческой работы в сторону активного участия широких масс населения в социалистическом строительстве.
Решающая роль принадлежит IV-ой краеведческой конференции (1930г.), которая оформила направление советского краеведения. Решили вести систематическую и планомерную работу по основным разделам социалистического строительства: по развитию промышленности, коллективизации деревни, механизации сельского хозяйства и культурно-просветительной работе. Для этого необходимо было широкое вовлечение в краеведческую работу рабочих, крестьянской молодежи, школьников и культурных работников. На предприятиях, в школах, колхозах и совхозах следовало организовать краеведческие кружки, которые будут фиксировать результаты работы предприятий, колхозной и совхозной жизни. В краеведческих уголках и на выставках, в монографических описаниях должны показывать все достижения социалистического строительства. Директор Минусинского музея А. Харчевников в 1930 году издал брошюру «IV-ая краеведческая конференция РСФСР и пути краеведения в Хакасско-Минусинском крае». Задачей этой брошюры, как он определил, является познакомить массового читателя с работой конференции и наметить на основе вынесенных ею решений развитие краеведческой работы в Хакасско-Минусинском крае.
В идеологической политике в области культуры, проводимой в те годы, музеям отводилась очень важная роль. Считалось, что воздействие музеев с их яркими экспозициями на людей будет более действенным, чем воздействие печати, радио и даже кино. Задачи, сформулированные в Постановлениях ЦК ВКП (б), Наркомпроса РСФСР, этого периода проводили мысль о том, что музеи должны превратиться в мощное идеологическое оружие, в своего рода политический инструмент, с помощью которого можно быстро перестроить мировоззрение людей. В 1925 году в Новосибирске создано общество изучения Сибири. Его задачами было изучение экономики Сибири, ее производительных сил, чтобы эта научно-исследовательская деятельность была целиком использована в практической работе. Поворотным пунктом в научно-исследовательской и краеведческой деятельности стал 1-ый Сибирский научно-исследовательской съезд, который состоялся 15 декабря 1926 года [5, с. 45].
В это время возникают краеведческие общества в Ачинске, Канске, Бийске, Бее, Минусинске и в других регионах. Следует отметить деятельность Минусинского общества краеведения (19.02.1927г.). В сферу деятельности общества, кроме Минусинского округа и верховьев Енисея, входило изучение Хакасского округа. Председателем общества был выбран И.П. Бедро, в правление вошли 11 человек. Правлению предложено обратиться ко всем учреждениям города об отчислении средств в пользу общества [4, с. 28].
На собрании Минусинского общества краеведения (5.06.1927г.) В.А. Баландина выступила с докладом: «Об изысканиях железнодорожных путей в Танну-Тува и Монголию от Ачинско-Минусинской железной дороги».
Поразительно, всего 2 года прошло, как закончилось строительство железной дороги «Ачинск-Абакан», а Вера Арсентьевна уже думала о продолжении пути в Туву и Монголию [3, с. 25].
Для исследования и изучения естественно-природных богатств Хакасии и привлечения общественности к краеведческой работе в ноябре 1928 года окружной исполком принял решение о создании в с. Усть-Абаканское краеведческого общества при окружном отделе народного образования. В него входили представители местной интеллигенции, всего 55 человек. Первое заседание общества краеведов состоялось 17 декабря 1928 года. Председателем выбран Г.П. Бытотов, казначеем - Ф.И. Боровков, в правление вошли Г.К. Макаров, К.К. Самрин и ученый секретарь В.А. Рюмин.
Руководство музея в начале своей деятельности обращалось в различные организации с просьбой оказать содействие в укомплектовании его экспонатами. В.А. Рюмин обратился с просьбой к Председателю Хакасского исполкома о ходатайстве перед Минусинским исполкомом о передаче музею архивных материалов, касающихся Хакасского округа, и находящихся в Минусинском архивном бюро и в музее. От окружного отдела ОГПУ музей получил обрез и дробовик.
При музее имелась библиотека, в которой насчитывалось 2000 экземпляров. Кроме литературы по краеведению и сибиреведению, в библиотеке имелись отчеты и издания различных краеведческих обществ, музеев и учебных заведений. В числе первых экспонатов музея была коллекция «Фауна и флора Кембрийского периода» и «Фауна Девонского периода», которую Томский профессор И.К. Баженов передал музею в 1928 году.
Одной из первых экспозиций музея стала хакасская юрта в полном убранстве, подаренная преподавателем К.С. Тодышевым. В 8-стенной юрте насчитывалось 236 предметов домашнего обихода дореволюционной хакасской семьи. Во время бесконечных переездов музея утеряна юрта, множество предметов исчезло. Сохранилась последняя страница акта передачи с перечнем предметов, подаренных музею. Это шаманские духи и предметы быта: коромысло, щипцы для угля, рогатки для мяса, хомыс, аркан, крюк для выделки овчины, табуретки, таган, ящик без крышки. Всего 236 предметов [2, с. 19].
Музей был весьма беден, причин конечно много, некоторые из них следует указать. Недостаточно популяризовано музейное дело и развернута работа краеведческого общества в округе. Задачи краеведения не продвинуты в улусы, в массы, в силу чего много музейных ценностей пропадает на местах и, благодаря незнанию, зачастую выбрасываются или используются не по назначению, например, археологические ценности, такие как ножи, стрелы, кольца и т.п. идут детям на игрушки. Музей материально не обеспечен. В смету включена только зарплата заведующего музеем, сметой не предусмотрены средства на отопление помещения, на приобретение инвентаря, оборудования и на канцелярские расходы. Разрешение создания музеев в районах привело к тому, что найденные материалы на местах передаются им, а в окружной музей ничего не поступает [1, с. 78].
На IV-ой краеведческой конференции в 1930 году было отмечено, что в большинстве национальных районах музеи находятся в печальном состоянии.
Экспонаты музеев слабо отражают национальное лицо района и его культурно-хозяйственное строительство, результаты экспедиционных обследований лишь в малой степени поступают в местные музеи. Руководящий состав музеев не всегда на высоте положения. Массовая культурно-просветительная работа музеев ведется слабо. Большинство музеев недостаточно обеспечены средствами, помещениями и всем необходимым. Особенно это следует учесть руководящим работникам Хакасии, где все моменты, отмеченные в докладе, имеются налицо. Развертывающееся хозяйственное строительство Хакасской автономной области должно сопровождаться подготовкой кадров краеведных работников, развертыванием сети краеведческих организаций, укреплением положения Хакасского музея. Занимающий жалкую комнатушку, Хакасский музей должен получить соответствующее помещение, специально занятых в музее работников и материальную базу.
Список литературы:
- Дёмин М.А. Первооткрыватели древностей Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989 – С. 120.
- Рыкун М.П. Проблемы сохранения антропологических источников и их использование в комплексных исследованиях / М.П. Рыкун, А.И. Боброва // Проблемы сохранения, использования и охраны культурного наследия при реализации проектов и программ развития Сибири и Дальнего Востока: Сб. материалов Всерос. конф. - Томск, 2007. – С. 19-114.
- Соломон Е. Ш. История становления этносоциологического направления в лаборатории истории Сибири ИГУ // Университет на Востоке и Западе: взгляд из Сибири. - Иркутск, 2013. – С. 25-123.
- Соломон Е. Ш. Устная история: опыт работы лаборатории истории Сибири ИГУ и музея истории ИрГТУ // Человек на Востоке и Западе: взгляд из Сибири. - Иркутск, 2012. – С. 28-109.
- Языкович, В. Р. Культурология / В.Р. Языкович. - М.: Тетралит, 2017. – С.176.
Оставить комментарий