Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(102)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Нефедова Д.Р. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 16(102). URL: https://sibac.info/journal/student/102/176710 (дата обращения: 28.03.2024).

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нефедова Дарья Руслановна

магистрант направления подготовки Социально-культурная деятельность, Институт культуры и искусств, Московский городской педагогический университет,

РФ, г. Москва

ART AND PUBLICISTIC PROGRAM AS A FORM OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

 

Daria Nefedova

graduate student Institute of Culture and Arts Moscow City University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается художественно-публицистическая программа, как форма социально-культурной деятельности. Автор выделяет и анализирует ее основные компоненты и определяет место художественно-публицистических программ в социально-культурной деятельности.

ABSTRACT

The article considers the artistic and journalistic program as a form of socio-cultural activity. The author identifies and analyzes its main components and determines the place of artistic and journalistic programs in socio-cultural activities.

 

Ключевые слова: художественно-публицистическая программа, социально-культурная деятельность.

Keywords: artistic and journalistic program, socio-cultural activities.

 

Социально-культурная деятельность – это взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении общественно значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир. [4, с. 88]

Социально-культурная деятельность — это один из важнейших процессов развития человека. Он включает в себя приобщение к культуре, выраженное в материальной и духовной форме.

Теория социально-культурной деятельности представляет собой систему идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях (социальных, культурных, и др.) осуществления в условиях свободного времени, досуга. [5, с. 31]

Досуг всегда включает в себя один и более типов потребностей, при этом они могут постоянно перетекать одна в другую - в отсутствие досуга жизнь человека стала бы труднопереносимой, она бы лишилась одного из своих базовых стержней. [3, с.8] Содержания досуговой деятельности включает в себя, во­первых, эмоции человека, его переживания, состояния, впечатления, которые он испытывает, будучи включенным в конкретный вид занятия. Во­вторых, принятие человеком, осмысление воспринимаемой информации, включающей в себя художественные образы, культурный контекст. В­третьих, оценки, которые возникают по поводу качества оказываемых досуговых услуг, как синтез всего эмоционального состояния в целом.

Художественно-публицистическая программа, как форма социально-культурной деятельности, создает общественную организационную среду, наряду с обеспечением социально-педагогического процесса, зрелищного общения и создание возможностей для вовлечения различной аудитории в творчески активную жизнь. Объективно значимое содержание, заложенное в художественно-публицистическую программу, отражает жизненно важные интересы общества и отдельной личности.

Как известно, художественно-публицистическая деятельность является современником художественно–массовой работы, в которой соединились средства агитации, пропаганды и искусства. Степень их взаимодействия определяется формами художественно–массовой работы.

Цель художественно-публицистических программ – развить у личности рефлексивное сознание (акцент на собственную деятельность сознания и указание на духовное содержание в самопознании, анализ личностью собственного психологического состояния). Рефлексия развивает в личности ее способности к эмпатии, что включает в себя перцептивную, эмоциональную, когнитивную и коммуникативную сферы жизнедеятельности [2, с.190].

Предметом отражения художественно-публицистической программы, как формы социально-культурной деятельности является человеческая индивидуальность, жизнь общества, его судьба, характер, профессиональная деятельность человека, взгляды, мнения, система ценностей, привычек, установок и суждения отдельных взятых людей, а также их внутренний мир и восприятие действительности.

Художественно-публицистическая программа обладает образной трактовкой документальных фактов и событий, а также рассматривает всю деятельность гражданского общества. Документальный материал пропускается через призму авторского восприятия событий, и впоследствии приобретает художественные характеристики.

Художественно-публицистическая деятельность имеет свои специфические особенности. Среди них:

- возможность использовать разнообразные средства эмоционального воздействия на аудиторию, возможность использования социально-психологических механизмов воздействия на детей и подростков и восприятия ими действительности,

- конкретизация художественно–публицистической деятельности, которая использует реальные и художественные образы и позволяет многократно усиливать эмоциональное воздействие.

Художественно-публицистическая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения личностью общественных и производственных отношений и зависит от интересов и потребностей политического, культурного и нравственного развития личности в сфере производства и досуга.

Художественно-публицистическая деятельность обогащает духовный мир детей и подростков, формирует их личность, развивает эстетически, нравственно, физически, способствует преумножению духовной культуры, содействует созданию художественной среды, которая положительно влияет на взаимоотношения детей и подростков.

Основной целью художественно–публицистической деятельности является помощь личности в осознании мира за счет воздействия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы. Поэтому в основе методики художественно–публицистической деятельности лежит поиск конкретного, реального события, а также художественного образа.

Художественно-публицистическая программа используется как средство художественно-образного воздействия на аудиторию. Художественный элемент в ней усиливает восприятие самого разнообразного содержания.

Основа художественно-публицистической программы создается такими эмоционально–выразительными средствами как: живое слово, кино, музыка, поэзия, литература, хореография, пантомима и другое. Художественно–публицистическая деятельность может одновременно применять множество выразительных средств (для увлечения зрителя). [1, c. 56]

Восприятие художественно-публицистической программы происходит за счет воздействия на эмоциональные составляющие личности. Эмоционально-образное воздействие на зрительный зал в художественно-публицистической программе становится легко достижимым за счет выразительных форм изложения информации, образности и литературного многообразия речи, а также индивидуальных и многообразных, выразительных средств искусства.

Восприятие личностью информации происходит через различные формы культурно-досуговой деятельности и затрагивает одновременно чувства и разум. Эффективность воздействия на эмоциональную сферу личности детей и подростков в художественно-публицистических программах складывается из степени и характера воздействия факторов конкретной ситуации (от разнообразия интересов и потребностей детей и подростков в культурно-досуговых программах).

Стоит отметить, что художественно-публицистическая деятельность помогает личности понять мир особым путем. В ней задействован принцип восприятия: созерцание, соучастие, сотворчество. Дети и подростки воспринимают материал художественно-публицистической программы благодаря своим личным устоям, идеалам и нормам. От того, как аудитория изначально воспримет художественно-публицистическую программу, зависит степень воздействия данной программы на личность.

 

Список литературы:

  1. Ершова О.В. Технология обучения жанровому разнообразию культурно-досуговых программ. Статья. Печатная // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сборник научных трудов. Вып. 4. – М.: МГУКИ, 2003.;
  2. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2012.
  3. Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса: материалы  международной   научно­практической   конференции (г. Москва, 23 марта – 14 апреля 2016 г.): в 2 ч. / Редколлегия: И.Д. Левина, Л.И. Уколова, Е.А. Бодина, Л.А. Буровкина, В.В. Корешков, С.П. Рощин, Э.И. Медведь, С.М. Низамутдинова. – Ч. 2. – М.: МГПУ, 2016. – 260 с.
  4. Социально-культурная деятельность: словарь терминов и понятий / Сост.: Г.И. Грибкова, В.В. Лебенев, Н.Г. Панова, С.Ш. Умеркаева; под общ. ред. С.Ш. Умеркаевой. – М.: МГПУ, 2014. – 132 с.
  5. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология, теория: Монография. – М.: МГУКИ, 2000.
  6. Ershova O.V. Information and educational environment of higher school as a factor of the formation of coping strategies in the structure of students' personality (ecological and psychological aspect) Goloshumova G.S., Salakhova V.B., Kidinov A.V., Nalichaeva S.A., Yanysheva V.A. EurAsian Journal of BioSciences. 2019 Т. 13. № 2. С. 1867-1874.
  7. Kosiborod O.L. Club communication as the basis for social and cultural activities/ Grigorieva E.I., Gribkova G.I., Umerkaeva S.Sh., Kiseleva O.I., Kosiborod O.L.//Humanities and Social Sciences Reviews. 2019 Т. 7 № 6 С. 749-753.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.