Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(102)

Рубрика журнала: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Бобровская О.В. ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПОТЕРПЕВШЕГО В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 16(102). URL: https://sibac.info/journal/student/102/176470 (дата обращения: 19.01.2025).

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПОТЕРПЕВШЕГО В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бобровская Оксана Викторовна

студент 2 курса магистратуры (3-18-ЮР(м) УПК-2) Оренбургский государственный университет,

РФ, г. Оренбург

АННОТАЦИЯ

В современном мире положение Конституции Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, приобретает особенно важное значение в сфере уголовного судопроизводства, наиболее заинтересованными участниками, которого являются обвиняемый и потерпевший, чьи права и интересы гарантируются законом.

Одной из основных целей проведенного исследования является рассмотрение возможного участия адвоката со стороны потерпевшего на различных стадиях уголовного дела, а так же рассмотрены вопросы, касающиеся отсутствия структурированного подхода, определения порядка допуска защитника к уголовному делу.

ABSTRACT

In the modern world, the provision of the Constitution of the Russian Federation on the protection of human and civil rights and freedoms is particularly important in the field of criminal proceedings, where the most interested parties are the accused and the victim, whose rights and interests are guaranteed by law.

One of the main goals of the study is to consider the possible participation of a lawyer on the part of the victim at various stages of the criminal case, as well as issues related to the lack of a structured approach, determining the order of admission of the defender to the criminal case.

 

Ключевые слова: уголовно-процессуальное законодательство XX века; обязательное участие; процессуальные права потерпевшего.

Keywords: criminal procedure legislation of the XX century; mandatory participation; procedural rights of the victim.

 

Одним из наиболее заметных проявлений демократизации правоохранительной деятельности в условиях формирования правового государства становится усиление гарантий соблюдения прав участников уголовного судопроизводства, в том числе и потерпевшего. Защита прав и законных интересов потерпевшего должна обеспечиваться системой политических, юридических, а так же экономических гарантий. Под гарантиями понимается защита прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступления, в частности, относятся предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством средства, при помощи которых они обеспечиваются. Одной из наиболее важных гарантией защиты прав и законных интересов потерпевшего является получение квалифицированной юридической помощи. Необходимость участия адвоката потерпевшего возникает в случае, если потерпевший не может самостоятельно полноценно реализовывать свои процессуальные права [3].

В Российской Федерации термин «представитель» впервые упоминается в Уголовно-процессуальном кодексе РСФРС 1922 года. В п. 7 статьи 20 при определении термина «стороны», в том числе, названы потерпевший и представители потерпевшего. Так же в Уставе уголовного судопроизводства от 1864 года упоминалось о возможности иметь поверенных частным обвинителем.  Хотелось бы отметить, что в указанных нормативно-правовых актах не говорится об отдельных специальных нормах, регулирующих порядок вступления в уголовное дело представителя лица, потерпевшего от преступления, а так же не указан объем его процессуальных прав. В связи с чем, возможности представителя в обеспечении прав были незначительными.

В ходе проводимой судебной реформы с конца 90-х годов XX века, был разработан и принят Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 года, который отразил современные представления об участниках уголовного судопроизводства, в том числе и о представителе потерпевшего [1, с. 15].

Современное уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в целом конкретизирует понятие законных представителей. Законными представителями, в соответствии со ст. 5 УПК РФ, являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший. Федеральным законом от 04 июля 2003 года № 92-ФЗ перечень законных представителей был дополнен - органами опеки и попечительства.

Существенным нововведением в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации стало правило не о возможности, а об обязательности участия законного представителя потерпевшего в указанных законом случаях, а именно: «для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители».

Правоприменительная практика первых лет применения статей об участии представителя в рамках уголовного дела, показывает то, что на стадии предварительного расследования следователи и дознаватели в качестве представителя допускали только человека, имеющего статус адвоката.

Получается то, что фраза законодателя «могут быть адвокаты» (ч. 1 ст. 45 УПК РФ) дознаватели и следователи понимали в императивной форме, вследствие чего, допускали к защите только лиц, имеющих указанный статус. На основании указанного, потерпевшим было отказано в удовлетворении ходатайств о допуске в качестве защитника иного лица, тем самым лишая возможности потерпевших защищать свои права и законные интересы всеми предусмотренными законом способами.

На сегодняшний день, в следственной и судебной практике складывается определенная тенденция, а именно в указанных случаях для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в уголовном деле привлекают законных представителей.

Конституционный суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию о том, что «в соответствии с Конституцией Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Применительно к такому участнику уголовного дела как потерпевший, данное конституционное предписание предполагает в том числе и обеспечении пострадавшему от преступления возможности отстаивать свои права и законные интересы людей не запрещенными способами» [6, с. 33].

Несмотря на сложившуюся положительную тенденцию развития российского уголовно-процессуального законодательства в рассматриваемом аспекте, необходимо отметить односторонний подход законодателя к регулированию отдельных вопросов участия законного представителя потерпевшего и законного представителя подозреваемого и обвиняемого. При принятии Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации были введены нормы о моменте вступления законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого к участию в уголовном деле (а именно с момента допроса, в соответствии с ч. 11 ст. 426); об отстранении законного представителя, если имеются основания полагать то, что его действия наносят ущерб  интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого; о перечне конкретных процессуальных прав, которыми наделен законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.  Статья 45 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которая регулировала вопросы участия законного представителя потерпевшего, аналогичных правил не содержала.

Анализируя вышесказанное, хотелось бы отметить то, что в ч. 3 ст. 45 УПК РФ процессуальные права законного представителя потерпевшего должны быть изложены отдельным списком, как например указано у защитника подозреваемого, обвиняемого, представителя несовершеннолетнего подозреваемого. Более того, перечень процессуальных прав представителя потерпевшего, которым в основном является адвокат, должен быть приведен в соответствие с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Например, представитель потерпевшего должен иметь право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справка, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций; опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь; собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном российским законодательством.

В соответствии с действующим уголовно-процессуальном законодательством, потерпевшему, представлены широкие процессуальные права, которые он вправе осуществлять как лично, так и через своего представителя. Защита потерпевшим своих прав и обязанностей является одним из важных процессуальных прав, но с другой стороны так же является процессуальной гарантией.

Кроме того, изложенное выше свидетельствует о необходимости совершенствования норм российского уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих вопросы участия представителя потерпевшего в целях повышения эффективности обеспечения прав лиц, потерпевших от преступлений.

 

Список литературы:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г.: одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001 г., по состоянию на 07.03.2017г.] // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52. – ISSN 1861-0580.
  2. Демидова, Л. А. Адвокатура в России / Л. А. Демидова. – Москва, 2008 – 27 с.
  3. Божьев, В.П. Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция. М.: Спарк, 2004. - 671 с.
  4. Короткова, П.Е. Этические проблемы процессуального поведения адвоката – представителя потерпевшего в уголовном процессе / П. Е. Короткова. – Москва, - 2011 - № 1 – 15-17 с.
  5. Лупинская, П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / П.А. Лупинская. – Москва, - 2011 – 696 с.
  6. По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 2871, 378, 405, 408, а так же глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан: постановление Конституционного суда Российской Федерации от 08 декабря 2003 г. № 18-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003 - № 51 – Ст. 5026.

Оставить комментарий