Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 16(102)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Фролова Н.С., Колчанова Е.А. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ БАТИКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 16(102). URL: https://sibac.info/journal/student/102/176345 (дата обращения: 25.11.2024).

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА ПРИМЕРЕ БАТИКА

Фролова Надежда Степановна

студент 4 курса, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство», Тюменский государственный университет,

РФ, г. Тюмень

Колчанова Елена Августовна

канд. филос. наук, доцент кафедры искусств, Тюменский государственный университет,

РФ, г. Тюмень

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению проблемы развития художественного вкуса у учащихся средствами декоративно–прикладного искусства на примере батика. В работе дается определение понятия «художественный вкус», обосновываются возможности росписи по ткани или батика как одного из видов декоративно-прикладного искусства, для развития данного качества у подростков. В работе указываются основные методы развития художественного вкуса у подростков средствами декоративно- прикладного искусства: метод анализа художественного произведения, упражнения, метод создания творческой работы (индивидуальное создание фрагментов на состояния природы, различные упражнения, непосредственно связанные с декоративно-прикладным искусством).

 

Ключевые слова: художественный вкус, искусство, художественно-эстетическое воспитание личности, художественная образованность, художественно- творческая деятельность.

 

Постановка проблемы. Актуальной проблемой современности является воспитание художественного вкуса у подрастающего поколения. В современном мире, когда интернет и виртуальные художественные выставки становятся одним из главных способов слежения за изменениями в изобразительном искусстве. Когда появляется возможность любого человека выставлять в пространство интернета свои работы, иногда очень низкого качества, когда работы профессиональных художников и любителей находятся в одной плоскости, очень трудно отличить «зерно от плевел».

Влияние телевиденья, компьютерных игр, интернета, в частности «YouTube» и других видов развлечений, воспитывающих в обществе «клиповое мышление», все это приводит к растерянности, что есть «хорошее искусство, что есть «кич». И как воспитывать художественный вкус у школьников, если довольно часто некоторые странички в интернете навязывают свои мнения о откровенно низкопробных работах «около-художников». Такие действия пиар-ходов лишают зрителя критического мышления и в большинстве случаев «подталкивает» к необходимому выбору, при этом ограничивая их кругозор. В связи с обозначенной проблемой, необходимо развивать у учащихся «художественный вкус» различными видами искусства.

Изложение основного материала исследования. Проблема развития художественного вкуса занимает важное место в современном образовании. Данное понятие рассматривается учеными с различных точек зрения смежных наук искусству, таких как философия, психология, литература, история, эстетика и педагогика. Например, в словаре по эстетике, понятие имеет следующее значение: «Вкус художественный - это способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства». Обращаясь к известному русскому поэту Г.Р. Державину, можно обнаружить подлинный панегирик вкуса как главного средства познания красоты и оценке всех вещей: «Вкус есть судья и показатель приличия, утонченности, тот, что провозглашает в рассуждении чувств – красоту, а в рассуждении ума истину». «Художественный вкус» по философскому словарю - определяется, как вырабатываемая общественной практикой способность эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего, отличать красивое, прекрасное от безобразного, отвратительного. А вот словарь мировой художественной культуры, утверждает, что вкус охарактеризован уже как «способность человека к критическому суждению, пониманию и эстетической оценке явлений жизни». Таким образом, переход от эмоционально-эстетического содержания к разумно-критическому является то, что художественный вкус рассматривается, как способность индивида оценивать произведения искусства на основании имеющихся у него знаний об искусстве и его представлений о художественном совершенстве. Важно отметить, что основой формирования художественного вкуса является, как практический, так и теоретический опыт общения с художественными ценностями. Немало важным аспектом, в понимании что есть художественный вкус человека, по национальной исторической энциклопедии, считается, что обладание художественным вкусом помогает человеку отличить художественные произведения от суррогата и искусство от китча.

Исходя из выше сказанного, можно определить структуру художественного вкуса: художественное восприятие, понимание и осмысление художественного произведения, развитие эстетической потребности и интереса к художественному творчества проявление в конкретных факторах.  На основании этой структуры мы определили критерии уровня развития художественного вкуса учащихся в общеобразовательной школе, связанные с уровнем развития каждого из компонентов художественного вкуса:

  • проявления художественного и эстетического восприятия,
  • нравственно-эстетических качеств личности,
  • интереса к искусству и занятиям изобразительным искусством,
  • художественных способностей, знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства,
  • творческого проявления способностей -креативности.

Проблема формирования художественного вкуса, основывается на опытах психологов, философов и педагогов, занимающихся данной проблемой, и то что, практика изобразительной деятельности выступает важным фактором, способным позитивно влиять на формирование навыков учеников к художественному созданию произведений изобразительного искусства.

Развитие художественного вкуса у учащихся общеобразовательной школы представляет собой увлекательный процесс, который можно реализовать в рамках различных учебных предметов, в том числе и через изобразительное искусство.

Изобразительное искусство не только приносит удовольствие от творческого процесса, но и расширяет его кругозор, а так же, развивает у детей эмоциональную сферу, обогащает их умы знаниями из смежных наук, таких как история, философия и многие другие, без этого всего развитие художественного вкуса невозможно. Одним из важных средств развития художественного вкуса является, декоративно-прикладное искусство, а именно роспись по ткани или техника батик, которая позволяет на уроках изо воспитывать художественный вкус у школьников.

При организации творческой деятельности, направленной на развитие художественного вкуса у учащихся на уроках изобразительного искусства, целесообразно использовать метод анализа художественного произведения, а также упражнения направленные на практическое освоение техники батик, а так же задания на рефлексию. Так, например, ученикам на уроке изобразительного искусства сначала можно предложить проанализировать художественные произведения в технике батик, а, затем выполнить эскиз под данную технику, аналогично проанализировав его и напоследок провести рефлексию, ответив на ряд наводящих вопросов, оценить свою работу и другого ученика.

Для того чтобы ученик смог проанализировать художественное произведения, выполненное в технике батик, его необходимо научить правильному восприятию художественного произведения и его анализу, безусловно данные умения должны базироваться на знаниях об изобразительном искусстве, то есть понимание того как строится композиция, какие средства выразительности и для чего может использовать художник, а так же, уметь определять настроение художественного произведения. В данном случает отлично подходит анализ произведений в технике батик, педагог предоставляет три работы, которые обладают различными уровнями исполнения (высоким, средним и низким) где учащийся, в процессе анализа, определяет выше сказанные пункты, опираясь на знания об изобразительном искусств. Для более успешного выполнения задания и его понимания, педагог может проанализировать другие художественные произведения в технике батик. А также, важно, перед проведением данного задания освежить в памяти учащихся знания о художественной выразительности, композиционные и цветовые особенности построения работы. Следовательно, педагог подробно вместе с учениками раскрывает, такие понятие «средства художественной выразительности», «композиция» их виды и особенности.

Выводы. Таким образом, в основе развития художественного вкуса лежат две формы эстетической деятельности – восприятие изобразительного искусства и создание художественно-творческой работы (композиции в технике батик). Основными методами развития данного качества являются метод анализа художественного произведения при его восприятии, а также метод упражнения и метод создания творческой работы.

 

Список литературы:

  1. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 1974. – 159 с.
  2. Определение элементов содержания методики развития художественного вкуса учащихся на занятиях по декоративно- прикладному искусству: статья / Давалева Д.А- М.:
  3.  «Анализ концепция возникновения понятия художественный вкус: статья / Бирюков.М.Ю. Вестник КГУ, ВАК, 2016
  4. Эстетика: словарь / под лбщ. Ред А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
  5. Анализ и интерпретация произведения искусства: учебное пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др. / под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.
  6. «Философский словарь», М., 1963
  7. Грушневицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М. 2001

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.