Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(101)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ
DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MEANS OF GRAPHICS
Ismailova Alexandra Saryshyn Nazim kyzy,
4th year student, field of study "Fine Arts", profile: "Pedagogical education", Tyumen State University,
Russia, Tyumen
Kolchanova Elena Augustovna,
PhD in Philosophy, Associate Professor, Department of Fine Arts, Tyumen State University,
Russia, Tyumen
АННОТАЦИЯ
В статье приводится теоретическое исследование проблем развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами графики. Отмечается, что художественное творчество является составной частью эстетического и художественного восприятия, с акцентом на его влияние на развитие личности в целом. Графика, как вид изобразительного искусства содержит огромный потенциал для развития художественно-творческих способностей.
ABSTRACT
The article provides a theoretical study of the problems of developing the artistic and creative abilities of elementary schoolchildren by means of graphics. It is noted that artistic creativity is an integral part of aesthetic and artistic perception, with an emphasis on its influence on the development of the personality as a whole. Graphics, as a form of fine art, contains enormous potential for the development of artistic and creative abilities.
Ключевые слова: художественно-творческие способности, художественно-творческая деятельность, графика, система упражнений.
Keywords: artistic and creative abilities, artistic and creative activity, graphics, exercise system.
Современный мир характеризуется усложнением во всех сферах деятельности человека. Доля умственного труда во многих профессиях перманентно растет, а большая часть исполнительской деятельности перекладывается на автоматизированные системы, что ведет к возрастающей роли творческих способностей человека и в профессиональной сфере, и в повседневной жизни. Следовательно, одной из важнейших задач в воспитании и образовании современного человека становится развитие творческих способностей и гибкости мышления человека. В настоящее время применение новых технологий в процессе обучения приобретает все большую актуальность. Наиболее эффективным способом развития творческих способностей ребенка, на наш взгляд, является художественно-творческая деятельность.
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный, сензитивный период в развитии воображения и творчества, что доказывает необходимость организации и осуществления целенаправленной работы по развитию воображения и художественно-творческих способностей детей, поиска оптимальных методов и приемов развития творческого воображения учащихся, как в рамках учебной деятельности, так и вне её. По мнению Н.Б. Жиенбаевой, в начальной школе процесс развития способностей имеет организованный характер, реализующийся через сложившуюся систему образования, обучения и воспитания. Учителя применяют специальные методы для помощи в успешном развитии необходимых способностей. Развитие способностей направлено на развитие личности учащегося. Точно, как и художественно-творческая деятельность учащегося [1, с. 116].
Накопленные человечеством культурные ценности – результат творческой деятельности людей. Это означает прямую зависимость между развитием человечества и творческими способностями подрастающего поколения. Наиболее сензитивным периодом для развития художественно-творческих способностей личности считается младший школьный возраст, поскольку этому периоду характерны открытость ко всему новому, любознательность, желание создавать собственные творческие продукты, способность импровизировать и позитивно относиться к взрослому, который выступает ролевой моделью для учащихся.
В современной литературе художественно-творческие способности рассматриваются авторами с позиций художественно-эстетического развития личности. Для наиболее точного понимания вышеуказанного термина следует произвести анализ понятий «художественное творчество», «способности» и «развитие». По определению А.С. Зыряновой, способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование, нового знания или умения практической деятельности, такой деятельностью и является изобразительная деятельность младших школьников [3, с. 850].
По Е.В. Коленко формирование способностей происходит на основе обобщения нескольких действий в психике, став доступными для переноса с одного материала на другой, или из одних условий в другие [4, с. 19]. Когда перенос происходит автоматически это значит, что способность закрепилась в индивиде. То есть, способности могут поддерживаться и совершенствоваться только благодаря систематическим упражнениям, которые соответствуют виду деятельности. Но и формирование способностей так же происходит на основе постоянных повторений и упражнений. Анализ литературы показал, что не существует четких критериев сформированности способностей, что говорит о том, что процесс формирования и развития способностей находятся в постоянной неразрывной связи.
Развитие - это тип движения и изменения, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Другими словами, развитие можно назвать прогрессом. Обратным ему процессом будет являться регресс. Организованное развитие способностей может быть спрогнозировано, может контролироваться, а неосознанное и неорганизованное – нет. Но, что примечательно, оба процесса – стихийного и организованного развития способностей человека идут параллельно. Часть процессов человек может контролировать сам, а часть процессов происходит вне сферы его сознания.
В статье М.Н. Романовой творчество рассматривается как выражение индивидуальных особенностей и личного, субъективного отношения к окружающей действительности, включая себя, в какой-либо форме художественного творчества [5, с. 301]. Отмечается, что художественное творчество является составной частью эстетического и художественного восприятия, с акцентом на его влияние на развитие личности в целом. Более узкий смысл данного термина в трактовке того же источника заключается в отношении продуктов самостоятельного творческого проявления, выполненных по личному опыту, замыслу или впечатлению на основе уже сложившихся умений.
Н.А. Шинкарёва определяет художественное творчество как вид общественно-полезной и производственной деятельности, состоящей в создании новых эстетических ценностей и, прежде всего, произведений искусства. Автор данной трактовки так же отмечает, что художественное творчество, включая его организацию и содержание, есть основа художественного воспитания [6, с. 1053]. Р.Р. Загрутдинова поддерживает данную точку зрения и аналогично трактует художественное творчество, однако, отмечает особую важность качественной новизны произведения художественного творчества, его оригинальность, неповторимость и общественно-историческую уникальность [2, с. 78].
Е.В. Коленко считает, что изобразительные способности – это система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Они могут проявляться в достаточно раннем возрасте. В младшем школьном возрасте у учеников проявляются способности к какой-либо деятельности, в том числе и изобразительной. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит дальнейшее развитие и будущее как отдельно взятой личности ребёнка, так и подрастающего поколения в целом [4, с. 20].
Выявив наиболее общие характеристики ранее упомянутых точек зрения, возможно утверждать о том, что художественное творчество, являясь частью системы художественно-эстетического воспитания и средством развития личности, отражает отношение к окружающему миру и себе, в результате чего возможно создание качественно нового, уникального, а значит ценного с точки зрения культуры творческого произведения искусства. Понимание художественного творчества как отражения ребёнком и своего внутреннего мира, и отражения внешнего мира, сочетающееся со стремлением самого ребёнка выразить своё отношение к миру и своего места в нём является педагогически важным.
Среди множества точек зрения на художественное творчество детей 7-11 лет, хочется отметить позицию Л.С. Выготского, который считал, что художественное творчество возникает из игры, а все виды художественно-творческого проявления ребёнка выступают целостно. Педагог выявил возрастное чередование увлечённости детей тем или иным видом художественного творчества. Так по мнению Романовой М.Н., художественное творчество младшего школьника носит импровизационный характер и основывается не только на игровой импровизации в том или ином виде творческой деятельности, но и на непосредственных впечатлениях от всего многообразия проявлений окружающего мира [5; c. 302]. Детские импровизации основываются на социально усвоенном опыте, усвоенном опыте художественной деятельности. Ближе к концу младшего школьного возраста у ребёнка возникают инструментально опосредованные виды художественного творчества. Это проявляется в выборе тех инструментов и способов исполнения, которые требуют сложных навыков действий и знания методов обращения с ними. Однако следует отметить отличия художественного творчества от научно-познавательной деятельности младших школьников, которая отражает мир в форме понятий, символов.
Таким образом, развитие художественно-творческих способностей – это организованный процесс, состоящий из постоянных упражнений, направленных на улучшение проявления художественно-творческой активности учащегося, направленной на поиск оригинальных решений. В развитии художественно-творческих способностей немаловажную роль играет воспитательный момент. Воспитание тесно взаимодействует с развитием, что, в свою очередь, приводит к тому, что это два процесса, активно дополняя друг друга, приводят к положительному результату в развитии художественно-творческих способностей младших школьников. Средством развития художественно-творческих способностей является графика, поскольку сопровождает ребенка с самого раннего возраста. Графика (в переводе с греческого – пишу) – это вид изобразительного искусства, выразительными средствами которого являются линия, пятно и точка.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в эстетическом воспитании, так как в своем роде является художественной деятельностью. Графика способствует развитию не только исполнительского мастерства, но и выражения собственного отклика на окружающий мир через создание художественного образа. Занятия графикой способствуют развитию изобразительных способностей [2, с. 79].
Особенно важным в процессе развития художественно-творческих способностей средствами графики является постоянное выполнение упражнений. Приобретенный навык позволит ребенку в каждом новом художественном продукте, использовать различные изобразительные и выразительные возможности художественных материалов для получения нового и необычного в рисунке.
Занятия по графике в большей степени предусматриваются в художественной школе. В общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства графические приемы и техники не отрабатываются. Между тем графика, как вид изобразительного искусства содержит огромный потенциал для развития художественно-творческих способностей. На занятиях по графике можно работать как карандашом простым, так и цветными карандашами, фломастерами и маркерами, гелиевой ручкой и пером с тушью, восковыми мелками и пастелью. Разнообразие материалов предполагает и разнообразие тем для рисунков, технологий использования этих материалов. Умение преподавателя правильно преподнести графическое задание (эскизы стрит-арта, зарисовки животных, комиксы, иллюстрации, карикатуры) обеспечивает интерес младших школьников и высокую активность на уроке.
В этой связи, интересна статья Р.Р. Загрутдиновой, в которой описываются принципы организации художественно-творческой деятельности младших школьников, которые состоят в следующем [2, с. 79]:
- младший школьник является субъектом художественно-творческой деятельности и способен решать элементарные творческие задачи;
- художественно-творческая деятельность должна иметь диалогический характер и на первых этапах ее организации необходимо опираться на совместную деятельность учителя и ученика;
- учителю важно демонстрировать интерес к замыслу и продукту творческой деятельности учащихся, осуществлять педагогическую поддержку любых проявлений художественно-творческой деятельности учеников;
- ориентация на творческую индивидуальность учащегося и создание условий для ее развития – одна из главных задач педагога, организующего художественно-творческую деятельность.
Художественно-творческая деятельность младших школьников является продуктивной формой деятельности, позволяющая раскрыть творческий потенциал личности, дающая возможность адаптации и реализации в современном мире. Для развития художественно-творческих способностей младших школьников, педагогу необходимо обратить внимание на развитие таких психолого-педагогических процессов, как: восприятие; воображение; мышление; внимание; память. Данные перечисленные процессы являются общими и крайне необходимыми для творческой деятельности.
По мнению Зыряновой А.С., для мониторинга успешности развития художественно-творческих способностей разработаны следующие критерии [3, с. 852]:
- когнитивный- раскрывается в способности к анализу формы и в усвоении знаний учащимися о строении, форме изображаемых объектов и способности перенести знания в изображение;
- техническо-исполнительский – раскрывается в возможности учащегося воспроизвести творческий замысел на бумаге с помощью различных материалов.
Для развития художественно-творческих способностей огромное значение имеет накопление знаний и опыта общения с искусством, следовательно, задача педагога заключается в развитии у младшего школьника способности наслаждаться искусством, эстетических потребностей, интересов, эстетических предпочтений и вкуса. Занятия, направленные на развитие художественно-творческих способностей, включает в себя, как правило, четыре основных этапа: разминка, «развитие творческих механизмов», выполнение частично-поисковых проблемных задач и, наконец, решение творческих задач.
Таким образом, современное образование в Российской Федерации нацелено не только на развитие художественных способностей и навыков учащихся, но на формирование и развитие творчески активной личности средствами изобразительного искусства. Главной целью такого развития должно стать развитие у учащихся способности эффективно и нестандартно решать жизненные и профессиональные задачи в условиях постоянно меняющегося мира. Наряду с этим младший школьный возраст обладает большими возможностями для развития художественно-творческих способностей и воображения. В первую очередь, эти возможности реализуются средствами графики.
Список литературы:
- Жиенбаева Н.Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н.Б. Жиенбаева, А.М. Измайлова // Молодой ученый. - 2018. - № 11. - С. 116-119.
- Загрутдинова Р.Р. Методика развития творческих способностей учащихся школы искусств средствами художественной графики / Р.Р. Загрутдинова // Наука, образование и культура. – 2018. - № 8. – С. 77-79.
- Зырянова А.С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте / А.С. Зырянова // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 850-852.
- Коленко Е.В. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий / Е.В. Коваленко // Молодой ученый. - 2016. - №8.7. - С. 18-20.
- Романова М.Н. Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников / М.Н. Романова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2018. - № 4 (15). – С. 300-302.
- Шинкарёва Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарёва, А.В. Карманова // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 1053-1055.
Оставить комментарий