Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Инновации в науке» № 3(91)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Пичушкина О.В. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕТОДА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ПСИХОТЕРАПИИ // Инновации в науке: научный журнал. – № 3(91). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2019. – С. 26-29.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕТОДА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ПСИХОТЕРАПИИ

Пичушкина Ольга Викторовна

специалист Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного Федерального университета,

РФ, г. Ростов-на-Дону

INTERPRETATION OF EXISTENTIAL ANALYSIS METHOD IN PSYCHOTHERAPY

 

Olga Pichushkina

specialist of the Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication Southern Federal University,

Russia, Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

Целью данной статьи является исследование основ экзистенциального анализа в психологии. Посредством применения такого метода научного познания как аналитический обзор компетентных литературных источников раскрыты основные дефиниции понятийного аппарата экзистенциализма как учения отрасли философии и психологии. Результатом исследования является обусловленность целесообразности применения экзистенциального анализа в процессе психотерапии личности. По итогу работы автором выделены ключевые положительные аспекты данного метода терапии в работе психолога.

ABSTRACT

The purpose of this article is to study the fundamentals of existential analysis in psychology. Through the use of such a method of scientific knowledge as an analytical review of competent literary sources, the main definitions of the conceptual apparatus of existentialism as a teaching branch of philosophy and psychology reveals. The result of the study is the reasonability of the use of existential analysis in the process of psychotherapy of the individual. As a result of the work, the author highlighted the key positive aspects of this method of therapy in the work of a psychologist.

 

Ключевые слова: экзистенциальный анализ; психология; экзистенциал; бытие; личность; терапия.

Keywords: existential analysis; psychology; existential; being; personality; therapy.

 

Различные отношения человека и среды образуют своеобразную систему категорий, которые "характеризуют проблемы бытия человека" [20, с. 143] и которые принято называть модусами бытия, или модусами экзистенции, или экзистенциаламы. В психологии анализ различных экзистенциалов, представляющих собой сублимацию устоев человеческого сознания [19, с. 231], и подробное рассмотрение их реализации позволяет адекватно определить концептуальность и особенности и ценностные ориентиры человека. Расширение литературного материала, системы экзистенциалов при рассмотрении целей психологии личности - важная задача научного сообщества и сегодня. О экзистенциалии писали А. Камю, К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Н. Аббаньяно, Лэнгле А., Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П., Лэйнг Р. и многие другие исследователи. Философы выделяли важнейшие для человека, на их взгляд, экзистенциальные категории и характеризовали их. Стоит выделить, что всегда доминантной экзистенциальной категории являлось бытие. Поэтому экзистенциальную философию называют философией бытия. Цель данной работы – рассмотреть специфику экзистенциального психоанализа как перспективную методологию терапии личности.

Термины "экзистенциал", "модус бытия", "модус экзистенции" употребляются как синонимичные. В западной философии наметились две разновидности экзистенциализма: секулярный (мятежный, трагический) и христианский (близкий к "оптимистическому"). Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю отмечали преимущество в бытии человека трагических модусов бытия: тошноты, отчаяния, заботы, печали, страдания, брошенности, а Г. Марсель, К. Ясперс обращали внимание и на другие модусы: надежду, веру, радость, любовь, солидарность.

Позже итальянский философ Н. Аббаньяно [1, с. 213] развил "христианскую" разновидность экзистенциализма в "позитивную", используя и переосмысливая некоторые утверждения из секулярного направления.

В литературной критике для определения категории бытия используют и термин "экзистенциальный мир", "экзистенциальная категория". Следует отметить, что экзистенциальный анализ предполагает акцентирование, когда один из экзистенциалов выделяется среди других, подчиняя их и образуя таким образом определенную структуру.

Ж.-П. Сартр в центр своей экзистенциальной структуры ставит триединство: свобода-желание-ответственность [12, с. 89], Н. Аббаньяно выходит из экзистенциалов свободы, которую он называет структурой человека [1, с. 217], К. Ясперс придает особое значение историчности экзистенции [21, с. 56], А. Камю предлагает в центр экзистенциальной структуры поставить абсурдность существования [6, с. 476], по теории М. Хайдеггера, приоритетное значение в экзистенциальной системе занимают модусы заботы и совести [18, с. 112].

Вопросы, возникающие в ходе психотерапии личности, выходят за традиционные границы психологии, но, тем не менее, именно субъективные вопросы глубоко раскрывают личностные и духовные проявления присущего человеку поиска смысла и значения темы смысла для человека; ценности и убеждения имеют большое влияние на личностное определение себя как человеческих существ и на грани, в которых человек считает себя психологически здоровым и продуктивным.

Ставит в своих исследованиях задачу поиска ответов на личностные и глобально важные вопросы теория экзистенциального анализа Альфрида Ленгле, изучение наработок которого предоставляет возможность анализа сфер пересечения психологического и духовного благополучия. Автор рассматривает экзистенциальный анализ положительным психотерапевтическим подходом, который, во-первых, сосредоточивается на факте того, что люди являются первично и перманентно духовными существами, ориентированными на поиски смысла и, во-вторых, делает свой акцент в терапии на безграничном потенциале и способности каждого преодолевать собственные страдания, и превращать их в исцеление, силу и крепкое здоровье.

Связанный с экзистенциальной философией подход в психологии признавал важность бессознательного, и не в смысле приветственного бессознательного З. Фрейда, а такого, которое связано с концептом «жизнь» и доментальным жизненным переживанием. Основные исследования А. Ленгле и многих других философов и психологов касались переживания отдельных ситуаций, ведь именно в них можно проследить непосредственность бытия человека и взаимосвязей с окружающей жизнью. Как следствие, психиатрия и психология своей основой берут экзистенциальный принцип рассмотрения человека тех же А. Ленгле, К. Ясперса, В. Франкла, Р. Лэйнга, которые определяют стержнем проведения сеансов лечения пациента и строят теоретические конструкты с оглядкой на философские концепты экзистенциализма и феноменологии, вводя новую психологическую методологию исследования, решая проблемы, волнующие пациента не в категориях нормы и патологии, а в соотношении к смыслу жизни и существованию наряду с другими личностями в мире.

Так, терапия, проводимая Виктором Франклом, основана на поиске смысла жизни отдельного человека, ведь «экзистенциальный вакуум» является следствием отсутствия этого смысла. Важно то, что смысл человеческого существования всегда может быть найден, поэтому цель «логотерапии» Франкла - помочь этот смысл найти, а значит, предоставить пациенту новые ориентиры и направления жизни [15, с. 189].

Гуманистическая психология еще одного выдающегося исследователя К. Роджерса при изучении личности учитывает проблемы самоактуализации и потребность реализовать свои врожденные возможности. Название этого психологического направления не случайно, ведь фиксирует взгляд на человека не как на биологическое существо, а как на личность, которая требует не субьект-обьектного, а субъект-субъектного методологического подхода в терапии [12, с. 114].

В целом же, экзистенциальный анализ существенно отличается от классического «фрейдовского», прежде всего, методологией исследования и набором технических правил лечения [16, с.87; 17, с. 74]. Экзистенциальный анализ в психотерапии проводится в конкретной ситуации, в определенное время и требует выполнения правил и условий, которые в нем предлагаются. Так, основными принципами классического психоанализа является правило абсистенции аналитика и метод достижения бессознательных слоев психики пациента с помощью «свободных ассоциаций». При условии выполнения формальных требований начинается сам аналитический процесс, в котором характерным для психоанализа образом сочетаются исследования, учения и изучения.

Структурное построение и использование экзистенциальных психотехник встречается в работах разных авторов, например, диагностика Л.Бинсвангера, в которой определены четыре главных элемента: выявление собственного взгляда на жизнь, восприятие своего собственного тела, анализ отношения к течению времени и взаимодействие с пространством [2, с. 129]. Также это концепция трех составляющих в психологии К. Роджерса и его теория отношений между клиентом и терапевтом, и ценностная концепция личности В.Франкла в онтологическом измерении, и эмоциональная теория А.Ленгле и др. [10; 12; 15]. Но разработанные ими материалы обоюдно предлагают анализ структуры ключевого понятия экзистенциальной теории бытия человека в направлении более широкого понимания и анализа смысла этого понятия.

Достижение гармоничного состояния и равновесия с нормальной самоидентификацией в терапии экзистенциализма является необходимым условием в процессе сотрудничества терапевта и клиента [14, с. 36]. Соответственно, цель построения алгоритма исследования экзистенциального среза бытия личности заключается в облегчении построения логики исследования и повышении эффективности во времени, в преодолении информативного дефицита о «бытии для себя» пациента, и как следствие - повышении результативности терапии [19, с. 419].

Так, посредством методик указанных исследователей экзистенциалов более четко можно определить, с какой составляющей «Я-бытия» необходимо работать, как правильно работать с этой составляющей и какой момент возникновения проблем личности соотносить с качеством и временем жизненного пространства [9, с. 41-42].

Цель работы терапевта, который следует методологиям экзистенциального анализа, состоит в улучшении процесса и качества психологической адаптации. Это, в свою очередь, дает возможность предотвратить социальную инвалидизацию как следствие проявления невроза личности и развития ипохондрического синдрома [3, с. 314; 5, с. 135]. Логика исследования, в которой представлены этапы возникновения и развития болезни, приводит к выводу, что причиной ее возникновения является нарушение в структуре бытия личности, что сопровождается серьезными эмоциональными переживаниями. Последним пунктом в исследовании структуры экзистенциального среза бытия личности является анализ эволюции развития качественных характеристик структуры, показателем которых становится то, что человек создает новую личностную организацию [4, с. 65; 7, с. 398]. Пользуясь схемой разграничений структуры бытия личности (Рис. 1.), терапевт может прогнозировать временные, пространственные, а главное - качественные изменения личностной организации.

 

Рисунок 1. Схема разграничений структуры бытия личности

 

Определенному соотношению «Я-внешнего» и «Я-внутреннего» в структуре бытия соответствует и диагностика дифференциации диагноза. Именно внутренний страх, переживания, внутренние сжимающие барьеры чаще всего влияют на дальнейшее обострение болезни.

Выводы. Суммируя все вышеизложенное, можно определить основные направления использования ключевых методологий знаний экзистенциального анализа, это:

  • возможность более качественной настройки терапевта на проведение терапевтической работы в рамках экзистенциальной терапии;
  • создание максимально благоприятных условий для объективной оценки текущего состояния жизни и самоанализа пациентов для обеспечения успешности дальнейшей терапевтической работы;
  • использование схемы разграничения личностной структуры бытия дает возможность углубить качество диалога между пациентом и терапевтом;
  • терапевт получает возможность не перегружать себя знанием всей философской литературы по экзистенциальным теориям по вопросам, посвященных анализу структуры бытия, а концентрироваться именно на практических аспектах;
  • в работе с больными в пределах психологической адаптации использование алгоритмических схем улучшает качество и скорость получения необходимого результата.

 

Список литературы:

  1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм. – СПб.: Алтейя, 1998. – 506 с.
  2. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология // Логос. – 1992. – №3. С. 125-135.
  3. Богдан С.С. Человеческая деструктивность как социокультурный феномен // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2010. - № 124. — С. 310— 320
  4. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. – М.: Смысл, 2001. – 197 с.
  5. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативноть, ритуал / К. Вульф ; пер. с нем. Г. Хайдаровой. – Санкт-Петербург : Интерсоцис, 2009. – 164 с.
  6. Камю А. Творчество и свобода. Сборник. Пер. с франц. / Составление и предисловие К. Долгова. Комментарий С. Зенкина. М.: Радуга, 1990. — 608 с.
  7. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайманн П. Развитие в психоанализе / Пер. с англ. Д. В. Полтавец, С. Г. Дурас, И. А. Перелыгин. М.: Академический проект, 2001. – 512 с.
  8. Лэйнг Р. Разделенное Я (Экзистенциальное исследование душевного здоровья и сумасшествия) // Логос. – 1992. – №3. – С. 165-176.
  9. Лэнгле А. Психотерапия депрессивных расстройств в современном экзистенциальном анализе (принципы и основные направления) // Московский психотерапевтический журнал. – 2006. – №2. – С. 29-44.
  10. Лэнгле А. Экзистенцанализ депрессии (возникновение, понимание и феноменологический подход к лечению) // Московский психотерапевтический журнал. – 2006. – №1. – С. 53-81.
  11. Марсель Г. Опыт конкретной философии: пер. В. Большакова, В. Визгина. М.: Республика, 2004. 224 с.
  12. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике: перевод Е. Исениной. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. 200 с.
  13. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1986. – С. 319–345
  14. Селье Г. Стресс без дистресса: пер. А. Лука, И. Хорол. М.: Виеда, 1992. 112 с.
  15. Франкл В.Э. Психотерапия на практике. – СПб: Речь, 2000. - 256 с.
  16. Фрейд З. Введение в психоанализ: пер. с нем. Г. Барышниковой / З. Фрейд. –– М.: Эксмо, 2018. 295 с.
  17. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни: пер. с нем. О. Медем / З. Фрейд. –– М.: Азбука-Аттикус, 2016. 192 с.
  18. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Республика, 1993. – 447 с.
  19. Хант Г. О природе сознания / Под ред. К.Кравчука. – М., 2004. – 555 с.
  20. Шичанина Ю.В. Человек «иномерный»: парадоксы антропологической меры / Ю. В. Шичанина. –– Ростов н/Дону : Изд-во РГПУ, 2006. –– 256 с.
  21. Ясперс К. Разум и экзистенция / К. Ясперс ; пер. с нем. А. К. Судакова. М.: «Канон +», 2013. – 336 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.